В Казахстане начали разворачивать систему тотального контроля за гражданами
Казахстан, следуя советам своих партнеров из Европы и США, идет по пути наращивания демократизации государственной и политической системы страны. При этом под благовидными предлогами о необходимости защиты граждан от коронавируса власти республики внедряют механизмы, ущемляющие реальные права и свободы граждан.
Внедряя то или иное новшество, казахстанские чиновники проявляют странное пренебрежение к правам своих сограждан. Они как бы демонстрируют своим примером то, до чего могут дойти распоясавшиеся в своем желании всё контролировать и всем управлять чиновники.
Примером этого является внедрение в республике системы допуска в здания организаций посетителей с учетом их COVID-статуса — так называемой системы Ashyq(«Открыто»). Система запущена в январе 2021 года. Она прошла пилотное тестирование и с 26 апреля внедряется по всему Казахстану.
Запуск и внедрение системы
Изначально система «Ashyq» была запущена в фитнес-центрах, SPA-салонах и бассейнах Нур-Султана, Алма-Аты и Караганды. Власти страны отметили, что запуск системы необходим для обеспечения работы организаций, предоставляющих услуги, которые остановили свою деятельность во время карантинных ограничений, вызванных распространением коронавируса, и уточнили, что принудительного использования приложения не предполагается.
При этом без установки этого приложения работа организации в условиях карантинных ограничений и запретов в принципе невозможна.
За четыре месяца перечень организаций, использующих приложение, был сильно расширен. В него были включены заведения культуры, спорта и общественного питания, а также другие организации, где может происходить скопление людей.
С 26 апреля, по поручению премьер-министра Казахстана Аскара Мамина, система масштабирована на весь Казахстан. По данным вице-министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Казахстана Асета Турысова, в системе уже участвует более пяти тысяч организаций.
С 12 мая внедрение системы Ashyq начато в международном аэропорту Нур-Султана. С 21 мая система будет внедрена в аэропортах Алма-Аты, а затем предполагается ее внедрение во все аэропорты республики.
13 мая власти республики сообщили, что проводится работа по сопряжению системы Ashyq с электронным паспортом вакцинации и базой данных мобильных граждан (база номеров телефонов граждан Казахстана для доступа в электронное правительство — прим. ИА Красная Весна).
Принцип работы системы Ashyq
Система включает в себя выдаваемый организации QR-код и мобильное приложение, устанавливаемое на телефон посетителя. Во время сканирования QR-кода посетителем заведения приложение связывается с базой данных министерства здравоохранения Казахстана и получает COVID-статус пользователя.
В случае если клиент проходил ПЦР-тестирование и его результат оказался положительным, то система присваивает пользователю «красный» статус. При этом посетителю доступ в здание организации запрещен. Аналогичные действия должны быть предприняты к пользователю системы с «желтым» статусом. Эти люди зарегистрированы в системе как лица, контактировавшие с носителем коронавируса.
Граждане, значащиеся в базе минздрава как прошедшие ПЦР-тестирование с отрицательным результатом, получают «зеленый» статус. Он будет также присваиваться гражданам, прошедшим вакцинацию от коронавируса. В случае если гражданин не отмечен в базе данных минздрава как прошедший ПЦР-тестирование и не значится как контактный, ему присваивается «синий» статус.
«Зеленый и «синий» статусы дают посетителю возможность пройти в учреждение.
Странные особенности
В работе системы, кроме всего прочего, есть две важные особенности.
Первая состоит в том, что предприятию, участвующему в системе, выдается отдельный QR-код для входа и выхода. Если входов и выходов в организации несколько, то отдельный QR-код выдается на каждый отдельный портал.
Вторая особенность работы системы состоит в том, что система передает данные о посетителе в специальные службы минздрава для их дальнейшего анализа и обработки.
Если откинуть все дежурные заявления казахстанских чиновников о спасительной возможности для казахстанского бизнеса работать в условиях карантинных ограничений, то складывается очень мрачная картина.
В Казахстане тотально внедряется система контроля доступа в любое заведение на основе информации о состоянии здоровья гражданина. Делается это с максимальным исключением человеческого фактора — в полуавтоматическом или автоматическом режиме.
При этом способность системы передавать информацию о посетителе в оперативном режиме, а также ее способность точечно контролировать входы в здание и выход из него каждого отдельного посетителя дает возможность изолировать в здании заведения любого человека.
Таким образом, в Казахстане выстраивается система, способная не только тотально контролировать местонахождение отдельных членов общества, но и обладающая возможностью отделить от общества «неблагонадежных» граждан, а также оперативно их задержать.
Голос критиков
На данный момент степень неблагонадежности определяется состоянием здоровья отдельно взятого гражданина. Это само по себе уже выходит за рамки человеческого понимания. Однако при окончательном запуске и отработке системы критерием благонадежности может быть установлено всё что угодно. Достаточно лишь добавить соответствующую галочку в базу данных минздрава республики или электронного правительства.
В Казахстане внедрение системы называют глупостью, биологической дискриминацией, проводятся параллели между действием системы и апартеидом в ЮАР, а также расовой сегрегацией в США. Кроме того, многие отмечают коррупционную уязвимость системы, рассматривается вопрос о возможности монопольных сговоров и новых рычагах воздействия на бизнес.
Однако голоса экспертного сообщества и простых граждан в эпоху возрастающей «демократизации» в Казахстане не слышны и, возможно, совсем не нужны.