Как показали последние события в США и в мире, самое актуальное искусство в мире — монументальное

Ржевский мемориал — замечательный, не слушайте «троллей». Мнение

Изображение: kremlin.ru
Ржевский мемориал
Ржевский мемориал

К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне по всей стране появилось много новых художественных и архитектурных объектов. Одним из самых обсуждаемых в обществе стал мемориальный комплекс подо Ржевом, открытие которого состоялось в конце июня 2020 года.

О памятнике, который вызвал жаркие споры и особо яростные нападки со стороны «либерального сообщества», корреспондент ИА Красная Весна побеседовал с Евгением Фатеевым — публицистом, руководителем екатеринбургского представительства Русского Художественного Союза (РХС), членом Общественной палаты Екатеринбурга.

Изображение: Артемий Брусницын © ИА Красная Весна
Евгений Фатеев
Евгений Фатеев
ФатеевЕвгений

ИА Красная Весна: Ржевский мемориал привлек больше всего общественного внимания. Как вы оцениваете этот проект?

Он замечательный. Это же самый большой мемориал в постсоветскую эпоху в России, это здорово. Во-первых, Ржевская операция очень значимая в истории Великой Отечественной войны. И сам монумент. Подкопаться не к чему, ну правда!

Все, кто льет негатив, не надо им подыгрывать. Надо учиться это игнорировать. «Дементоры», не «дементоры»… Мы очень много тратим сил на то, чтобы бороться с этим троллингом. А памятник свое возьмет, у него хорошо все будет.

Почему они бесятся? Потому что памятники — это то, что живет. Как показали последние американские, мировые события, самое актуальное искусство в мире — монументальное. С чем борются? Именно с памятниками.

Вообще, нет пределов совершенству. Наверное, могло быть лучше. Как говорил Платон, идеальное в мире идей, а мы в бренном мире… Но и получилось-то замечательно!

Там есть идея, она читается. Не во всех монументальных произведениях есть идея, монументализм может существовать и по-другому, но здесь это есть. Есть эта «придуманность» в хорошем смысле.

Главное этот памятник теперь «обживать», осваивать. Тверская область должна там чтить память, вся страна должна выстраивать какие-то маршруты, чтобы туда можно было добраться.

У меня этот памятник вызвал только положительные ассоциации. Я абсолютно уверен, что у него будет судьба счастливая, поверьте.

Изображение: Константин Ерёмин © ИА Красная Весна
Ржевский мемориал
Ржевский мемориал
мемориалРжевский

ИА Красная Весна: Есть еще один мемориальный комплекс, тоже очень крупный, тоже очень обсуждаемый. «Дорога памяти» и Главный храм вооруженных сил.

Вот тут я не могу судить. Во-первых, религиозная архитектура — она очень кодифицированная, очень жестко регламентированная. Если честно, я не сужу о религиозной архитектуре, потому что она существует по своим особенным законам.

Во-вторых, говорят, там очень интересный эффект внутри. Я много видел картинок, фотографий, но я просто там не был, я судить не могу.

Он интересно колористически решен, интересно, как они все это «скрестили»… Очень мне близкая тема — они работали с чугуном, это очень уральская тема, это мне близко… Но я там не был, чтобы оценить. Но я там обязательно побываю.

Изображение: Телеканал «Звезда», Министерство обороны Российской Федерации
Барельеф в Главном храме вооруженных сил
Барельеф в Главном храме вооруженных сил
силвооруженныххрамеГлавномвБарельеф

ИА Красная Весна: Вы сказали, что памятники надо «обживать», они должны жить… У нас в стране огромное количество памятников Великой Отечественной войны, мест боевой славы. Есть люди, которые устраивают даже паломничество к этим местам — на Мамаев курган, в Аджимушкай. Но в странах бывшего СССР все хуже…

Да. Но я, например, года три назад столкнулся с явлением: когда на Украине началась борьба с памятниками Красной Армии, там среди киевской образованной публики возникло даже такое статусное явление — почистить, поддержать в сохранности памятники Великой Отечественной. Я просто знаю таких людей… Скорее всего, они все равно ничего не сохранят, там все-таки варварство полное.

Для меня лично любые десоветизации в постсоветских странах — это разновидность варварства. Я ставлю это на одну доску, например, с ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ — прим. ИА Красная Весна), с тем, что они творили в Сирии. С талибами (организация, деятельность которой запрещена в РФ — прим. ИА Красная Весна), которые взрывали буддистские статуи. Для меня это варварство одного порядка.

В общем, то, о чем вы говорите, что у нас в стране есть люди, для которых поездка к памятникам — это паломничество, это замечательно.

Изображение: (сс) Alexxx Malev
Мамаев курган
Мамаев курган
курганМамаев

ИА Красная Весна: Просто это пока не сильно распространено, не организованно. Вот для китайцев их «Красный маршрут» — это именно паломничество к тем, кто были предтечами их революции, а у нас такого пока нет.

Все таки плоды дает тупая, дурная антисоветская пропаганда перестроечных времен и 90-х. Только сейчас, потихонечку, советское и красное реабилитируется. До сих пор смотришь какой-нибудь сериал про Войну, про сталинский период… Ну такую ахинею эти придурки несут! Все время ждешь, когда уже эти полуобразованные сценаристы и режиссеры кончатся. Там тоже очень меняется все, но эта инерция 90-х, она есть.

ИА Красная Весна: Самое удивительное, что одни и те же люди могут делать и что-то прекрасное, и что-то чудовищное. Тот же Константин Эрнст делал церемонию открытия Олимпийских игр в Сочи.

Вы не поверите, я даже дня два назад эту церемонию пересматривал. По-сути, это же была визуализация континуальности нашей истории. Очень умная, очень достойная, очень крутая работа.

Есть огромная проблема сценарная, не меньшая проблема — художники-постановщики. Надо сказать, что толком историю не могли показывать и в советское время. Кроме Эйзенштейна, фильмов Военного периода. В позднесоветском периоде есть исключения, та же «Война и мир», но чаще всего смотришь — неряшливая, плохая работа.

Изображение: (cc) ChasovskikhM
Мемориал «Тыл — фронту» в Магнитогорске
Мемориал «Тыл — фронту» в Магнитогорске
Магнитогорскевфронту»«Тыл —Мемориал

Я сейчас сталкиваюсь с тем, как это все важно просто показать. Может быть, без «прозрений» Тарковского. Наша история не показана. У меня знакомый историк как-то хотел зафиксировать где-то задокументированные, но не показанные моменты нашей истории… Он отказался от этой идеи. Так много всего! Показано всего 5%, надо хотя бы просто показывать.

Вы знаете, что одним из первых направлений в созданном советском институте физкультуры был бейсбол? Или что Микоян долго пытался у нас привить американские бургеры? Не пошло, даже хот-дог трансформировался в сосиску в тесте.

Из более крупного — история Персидской республики, где был Велемир Хлебников. Очень интересно было бы показать. Тьма всего! Самое возмутительное для меня — освоение Арктики. Мангазея, удивительная торговая империя, она же вообще не описана. Очень недооценена наша Александровская эпоха — это же пик имперский. Поле непаханое.

Показ истории должен быть важной составляющей мощных культурных политик государства. У нас государство не реализует в должной мере культурные политики, а это должно быть.

И должны быть культурные споры. Кстати, в Советском Союзе это все было, это было нормальное общество. Между прочим, недостроенность барельефа на Плотинке в Свердловске вызвана именно урбанистической дискуссией, что можно делать в городе, чего нельзя.

Просто мы ничего не знаем. Нас в перестройку кинули в невежество и готовые оценки. Прежде чем чему-то давать оценку, надо много узнавать, надо избавляться от этой жесткой рамки в оценке советского. А советское общество было нормальным, это я уже точно знаю.

Читайте также: Невзоров словами о Ржевском мемориале плюнул в лицо обществу — эксперт