Томская область: «День людоеда», борьба с бедностью и федеральные дотации
День людоеда в Томске
3 декабря, в «День людоеда», в Томске движение «Суть Времени» провело одиночные пикеты против пенсионной реформы.
Как отметил один из активистов: «Большинство проходящих солидарны с тем, что поддержка пенсионной реформы — несмываемое пятно позора! Только одна женщина возмутилась, что мы делаем „что попало“. Но больше всего порадовала молодежь — самые неравнодушные и отзывчивые!»
Дата проведения приурочена к 3 октября — дню принятия пенсионной реформы, который предлагается называть «Днем людоеда». Аналогичные акции протеста активисты движения планируют проводить 3-го числа каждого месяца.
ТПУ и «Росатом»
В ноябре 2018 года Томский политехнический университет (ТПУ) провел курс повышения квалификации для групп преподавателей из стран дальнего зарубежья. Курс был посвящен работе циклотронов и ядерных реакторов. После лекций слушатели ознакомились с действующими установками: они посетили лабораторию циклотрона, ядерный реактор ТПУ, а также радиологический каньон.
Семинар был организован совместно с госкорпорацией «Росатом». Слушателями курсов стали преподаватели из Египта, Нигерии, Зимбабве, Сербии и Боливии.
Напомним, у ТПУ есть планы расширить полученный опыт до масштаба центра обучения иностранных студентов атомным технологиям. Сам такой центр в случае его создания должен стать частью механизма продвижения интересов корпорации «Росатом» в других странах.
При этом по-прежнему актуален вопрос: будет ли такое продвижение эффективно в долгосрочной перспективе при опоре только на создание зависимости от российских технологий? Не сможет ли быстро растущий Китай, который различными способами активно заимствует чужие технологии, однажды предложить более привлекательную альтернативу.
А также может ли вообще продвижение российских интересов через образование строиться без предложения своих смыслов, своей модели мироустройства и образа будущего, с которыми сейчас наблюдаются проблемы не только в сфере образования, но и в целом в России.
Законы и инфраструктура для беспилотников
27 ноября в Томске прошло важное обсуждение реализации проекта «Тайга» на территории Томской области. Проект посвящен созданию и развитию беспилотной авиации для задач грузоперевозки, мониторинга и для других возможных применений беспилотников.
На заседании было сказано, что для дальнейшего развития беспилотной авиации необходимо будет изменить нормативную базу. Также планируется в рамках проекта создание инфраструктуры для обеспечения функционирования беспилотников.
Отметим, что от успешности реализации подобных проектов будет зависеть оценка региона как одного из центров инновационного развития России. На словах власти придают большое значение реализации на территории области Национальной технической инициативы, а губернатор заботится о необходимости создания благоприятных условий на территории региона для применения беспилотных технологий. Что ж, итог этой инициативы покажет готовность властей перейти от слов к реальным делам.
Новая борьба с маршрутками?
Мэрией Томска анонсированы несколько мер по изменению работы общественного транспорта в городе. Речь идет о введении безналичного расчета на общественного транспорта и единой диспетчерской службы.
Если план единой диспетчерской службы будет в течение 2019 года только разрабатываться, то начало внедрения безналичного расчета в общественном транспорте запланировано на весну 2019 года. В первую очередь внедрять новую форму оплаты планируют на электротранспорте.
Очевидно, что данные меры позволят усилить контроль со стороны мэрии над отраслью в масштабах Томска. В первую очередь речь идет о трамвайно-троллейбусном управлении (ТТУ), которое контролирует весь электротранспорт Томска. ТТУ находится в тяжелом финансовом положении и ежегодно получает дотации из городского бюджета.
Важно отметить, что несмотря на возникающие время от времени разговоры о необходимости отказаться от электротранспорта в Томске, Дума города в бюджет на 2019 год заложила значительно большие, чем раньше, средства на ТТУ — несмотря на то, что бюджет города опять принимается с дефицитом в 706,4 млн рублей. При этом ТТУ должно получить около 420 млн рублей, что на 165 млн рублей больше суммы, заложенной в городском бюджете на дотации ТТУ в 2018 году.
Всё это напоминает новую попытку передела бизнеса городских перевозок в Томске, в первую очередь автобусных. В случае введения безналичного расчета мэрия получит контроль над финансовыми потоками владельцев маршруток, а поддержка ТТУ как их частичной альтернативы также усилит позиции мэрии.
Дотации из федерального центра
В ходе первого чтения бюджета Томской области в Законодательном собрании многие из депутатов поднимали вопрос о целесообразности такого обсуждения — на момент чтений не был известен объем дотаций из федерального центра, которые должны быть выделены в связи с «майским» указом президента России.
По оценке спикера заксобрания Томской области Оксаны Козловской, в 2019 году объем этих дотаций для Томской области может составить 5-6 млрд рублей. При этом важно отметить, что данные средства предполагается получить в рамках госпрограмм.
4 декабря было опубликовано решение правительства России по доле софинансирования нацпроектов для регионов. Для различных регионов этот показатель различен.
Например, предполагается, что Москва будет полностью реализовывать нацпроекты за свой счет и не получит средств из федерального бюджета на их выполнение. В случае Томской области регион будет оплачивать только 3% суммы, необходимой для реализации нацпроетов, оставшиеся 97% должен будет оплатить федеральный центр.
При таком уровне софинансирования и дефиците регионального бюджета, очевидно, что администрация региона будет стремиться участвовать в данных программах — а значит, и корректировать региональную политику под их требования.
Борьба с бедностью
30 ноября Министерство труда и социальной защиты представило список регионов, в которых будет проводиться пилотный проект по снижению бедности в России. В их число входит и Томская область.
Как заявляют власти, в ходе эксперимента они собираются выявлять российские семьи, проживающие за чертой бедности, и создавать для них «траекторию выхода из малообеспеченности».
С учетом недавно проведенной пенсионной реформы искренность заботы властей о бедных вызывает сомнения.
Как правило, реализация подобных программ требует сбора персональных данных «бедных» граждан. Однако возникающие в этом случае риски перевешивают возможную пользу от самих программ. Риски, которым могут подвергнуться семьи, неоднократно были описаны общественной организацией «Родительское Всероссийское Сопротивление».