logo
Статья
Обзор главных событий Томской области с 15 октября по 25 ноября от ИА Красная Весна

Опасный контрафакт, смена власти в вузе и особые законы для роботов — Томская область за месяц

Томская область за неделюТомская область за неделю
Анашкин Сергей © ИА Красная Весна

Ремонт школ или строительство новых

1 сентября 2018 года ученикам двух томских школ пришлось начать обучение в стенах других учебных заведений. Речь идет о школе № 53 и школе № 15, которые были закрыты для проведения капитального ремонта. Важно напомнить, что именно в школе № 53 в феврале этого года в одном из классов обвалилась штукатурка, после чего несколько учеников, находившихся в классе, отправили к врачу за медпомощью. По утверждениям родителей учеников, школа давно требовала ремонта.

15 октября мэрия Томска сообщила на сайте госзакупок о проведении аукциона на капитальный ремонт школы № 53. По условиям контракта, которые указаны на сайте госзакупок, подрядчик должен будет завершить ремонт к 1 февраля 2019 года. В результате проведения аукциона подряд получило ООО «Томскремстройпроект», предложив выполнить работы за 182 млн рублей.

30 октября директор ООО «Томскремстройпроект» сообщил, что капитальный ремонт в школе № 15 будет завершен к началу второй четверти и ученики смогут продолжить учиться в ней уже в 2018 году.

Важно отметить, что кроме ремонта двух школ «Томскремстройпроект» выиграл подряд и на ремонт дома по адресу: Вавилова, 10, в котором из-за пожара сгорела крыша, а также пострадали верхние этажи.

По данным мэрии, на конец 2017 года в Томске в капремонте нуждались 38 школ. По плану в 2018 году он должен был пройти только в школе № 15. А школа № 53 была добавлена в план по капремонту лишь тогда, когда ученикам на голову начал сыпаться потолок.

Сколько из оставшихся 36 школ находятся в таком же состоянии, как и школа № 53 — большой вопрос. И не придется ли им ждать таких же инцидентов или чего-то похуже, чтобы в них наконец провели ремонт?

Показательным в этом вопросе является «нулевое» чтение проекта бюджета Томской области на 2019 год. Предварительно ряд депутатов направили перечень вопросов в администрацию области. Среди них были вопросы о ремонте школ: школ № 38 и № 64 в Томске, школы № 1 в городе Кедровом. В ответах на данные вопросы администрация указывала, что в проекте бюджета пока не предусмотрены средства на их ремонт, а также что в регионе в очередной раз проводится обследование школ для составления перечня «наиболее остро нуждающихся в капитальном ремонте объектов».

При этом за период с 2016 года по 2018 год из областного и федерального бюджетов на строительство и ремонт школ было выделено более 4 млрд рублей, из них на капитальный ремонт было направлено только 340,3 млн рублей. Перекос в сторону строительства новых школ по отношению к ремонту школ очевиден. Но случай в школе № 53 показал, что проблема ремонта школ куда серьезней и требует больших затрат для ее своевременного решения.

Важно отметить, что большая часть расходов на строительство новых школ идет строительной компании ТДСК, которая выполняет большинство подрядов на строительство новых школ. За каждую школу, построенную по типовому проекту, компания получает более 1 млрд рублей. При этом для обеспечения возможности учебы школьников в первую смену (требование новых ФГОС) Томску потребуется построить еще как минимум 25 новых школ. Такую цифру озвучил председатель комитета гордумы по социальным вопросам Алексей Балановский в ноябре прошлого года.

Авария из-за «контрафакта»

В Томске 17 октября на главной канализационной насосной станции, обслуживаемой ООО «Томскводоканал», произошла авария. В результате были подтоплены несколько домов в Ленинском районе Томска. Также для ликвидации аварии пришлось ограничить подачу горячей воды в Ленинском районе Томска. Для устранения последствий аварии власти города признали произошедшую из-за нее остановку главной насосной станции чрезвычайной ситуацией локального характера.

Мэрией города Томска была сформирована комиссия для расследования причин произошедшей аварии. 2 ноября комиссия обнародовала результаты своей работы: причиной аварии стала разгерметизация напорной задвижки № 1н из-за ненадлежащего технического состояния задвижки. По мнению экспертов, возникновение дефектов стало следствием эксплуатационных решений, принятых в ООО «Томскводоканал».

За день до публикации заключения комиссии пресс-служба компании «Томскводоканал» сообщила, что поврежденная задвижка была контрафактной — завод «ПЗТПА», указанный как производитель поврежденной запорной арматуры, сообщил, что паспорт поврежденной задвижки поддельный, и в указанный в паспорте период завод не производил данный тип задвижек. В компании «Томскводоканал» предполагают, что установленная задвижка скорее всего была восстановлена из уже бывшей в употреблении.

При этом установку контрафакта в компании объясняют так: «Очевидно, что данная задвижка в силу своего габарита не могла быть изготовлена кустарным способом, и, скорее всего, является восстановленной. При этом на входном контроле выявить это крайне затруднительно. Визуально восстановленная продукция не отличается от новой заводской», — заявил начальник службы обеспечения производства ООО «Томскводоканал» Андрей Ушаков.

Такое объяснение выглядит довольно странным, учитывая, что после аварии компании удалось за две недели узнать, что задвижка не была создана на заводе-производителе. Что мешало определить это на входном контроле, непонятно.

Подобные затруднения с контролем качества комплектующих могут привести и к более серьезным последствиям, учитывая, что, по данным мэрии, износ коммунальных систем города составил для водопроводной сети — 91%, для водоотведения — 68%, для теплоснабжения — 78%. И если в процессе обновления томского коммунального хозяйства не удастся преодолеть сложности с контролем качества нового оборудования, аварии, аналогичные произошедшей на главной канализационной насосной станции, будут возникать вновь и вновь.

Строительная отрасль

На прошедшем 23 октября совещании глав сибирских регионов была обсуждена проблема обманутых дольщиков. Полпред в Сибирском федеральном округе Сергей Меняйло сообщил, что в Томской области увеличилось количество долгостроев. К этому показателю сложной ситуации в строительной отрасли Томской области стоит добавить, что уже на протяжении нескольких лет Томскстат фиксирует спад объема работ и услуг по виду деятельности «Строительство».

Показательными в связи с этим были заявления, сделанные перед и во время II съезда строителей и проектировщиков Томской области, прошедшего 24 и 25 октября.

Первое заявление о реализации пилотного проекта реновации в Томске сделал вице-губернатор Евгений Паршуто: «Нужно рассматривать большие территории, большие районы, например, Черемошники. Надо выбрать дома, которые будут расселять за счет бюджета, которые за счет строителей, и потом застроить все новыми качественными домами. Пилотные проекты (реновации), я думаю, уже в 2019–2020 годах должны проводить, причем вместе с бизнесменами».

Второе заявление было сделано на самом съезде. В итоговой резолюции было предложено запланировать мероприятия по увеличению количества жилья специального назначения в собственности региона и муниципалитетов.

Оба этих предложения в случае их реализации предполагают получение строительной отраслью средств из бюджета. И тут важно отметить такую особенность Томской области: в регионе насчитывается более 92 строительных компаний, которые возводили хотя бы один многоквартирный дом за последние 3,5 года, но 53% квадратных метров жилья строит компания «ТДСК», а следующая по объему ввода жилья компания «ГК Карьероуправление» вводит только 8,8%. Поэтому возможность строить крупные микрорайоны в городе имеет ограниченное число участников, для большинства возможно только возведение единичных домов. Тем не менее на обсуждении комиссии по вопросам градостроительной деятельности думы Томской области был поднят вопрос о необходимости перехода от точечной застройки к квартальной.

Смена власти в Томском политехническом университете

22 октября в Томском политехническом университете (ТПУ) на ученом совете вуза ректор Петр Чубик подвел итоги своей работы с 2013 года. Также он озвучил задачи и приоритеты, которым должен следовать ТПУ далее. В частности, Чубик озвучил идею необходимости для вуза ориентироваться на привлечение иностранных студентов из Азии. Но главным его заявлением стало объявление о том, что после окончания своих полномочий 30 декабря 2018 года он оставит пост ректора и не пойдет на новый срок.

На том же заседании будущий экс-ректор ТПУ начал решать проблему своей дальнейшей занятости: Чубик обратился к ученому совету с просьбой назначить его на пост президента ТПУ. Как он заявил: «Такого человека (президента) в ТПУ еще не было. Возможно, я стану первым». Свой будущий круг обязанностей Чубик описал как работу с попечительским советом, взаимодействие с органами власти, а также расширение контактов ТПУ на научном и образовательном направлениях.

Ученый совет единогласно одобрил это предложение ректора. Но кроме ученого совета назначение на пост президента ТПУ должно было одобрить Министерство образования и науки РФ. А там желание Чубика стать президентом ТПУ не нашло поддержки, и он повторил судьбу предыдущего ректора Юрия Похолкова, который тоже не смог после окончания срока занять пост президента ТПУ.

Проблемы у уходящего руководства возникли и с продвижением своего кандидата на пост ректора. Отметим, что вопрос о новом ректоре беспокоит не только Чубика и его ближайшее окружение, но и остальных сотрудников вуза. Ведь с новым ректором «направление движения» вуза будет так или иначе скорректировано, а нынешний курс (особенно внедрение наукометрии) вызывал недовольство у многих сотрудников.

Но кандидатура нового ректора должна будет пройти согласование в администрации Томской области и в Министерстве образования и науки РФ. А для них важно задействовать ресурсы одного из крупнейших вузов области в реализации Стратегии национально-технологического развития России (СНТР), одним из пилотных регионов по реализации которой является Томская область. Причем здесь она должна реализовываться с опорой на вузы, в отличие от Новосибирской области, другого пилотного региона по реализации СНТР, где опорными структурами являются промышленность и институты Сибирского отделения РАН.

Реализация НТИ: роботам нужны другие законы

19 и 20 ноября в Томске прошел IV Съезд инженеров Сибири. В рамках съезда в Томске прошел круглый стол «Национальная технологическая инициатива (НТИ): состояние, проблемы, перспективы», среди участников которого были администрация области и члены комитета Государственной думы России по образованию и науке.

Среди заявлений об успехах в реализации НТИ отметим высказывание главы Томской области Сергея Жвачкина о необходимости создать отдельный правовой режим для регионов — лидеров в реализации НТИ. В качестве примера тех, кому это может быть необходимо, губернатор привел альянс томских компаний «Техническое зрение», занимающихся разработкой беспилотного автомобиля, — нынешнее законодательство не позволяет им проводить испытания своих разработок на общих автодорогах. Пример этот представляется странным, поскольку подобные испытания беспилотных автомобилей в других странах не обходились без аварий и человеческих жертв.

Письмо антисоветчику от посла ЕС

14 ноября на сайте музея «Следственная тюрьма НКВД» было опубликовано благодарственное письмо заведующему музеем Василию Ханевичу от посла Евросоюза в России Маркуса Эдерара. В письме посол выражает благодарность за экскурсию, которую Ханевич провел для делегации послов стран ЕС, посетивших музей в ходе своего визита в Томск 7–8 октября.

В письме говорится: «Ваш глубокий и содержательный рассказ был высоко оценен, так же, как и Ваша важная и необходимая работа, которую Вы ведете каждодневно».

Отметим, что посещение иностранными послами музея «Следственная тюрьма НКВД» — не редкое явление. Представление о содержании таких визитов можно составить на примере визита посла Румынии Василя Соаре, который оставил следующую запись в «книге посетителей музея»: «Печально… узнал много о трагических судьбах полмилиона невиных людей которые стали виновными по необосннованым причинам органов… [орфография и пунктуация автора сохранены — прим. ИА Красная Весна]» .

Подчеркнем, цифры репрессий, представленные в этом музее, являются ложными, и тем не менее они раз за разом воспроизводятся сотрудниками музея. По данному факту в свое время было опубликовано открытое письмо координатора томской ячейки «Сути времени» Владимира Головкова.

Но беспокоят ли подобные факты европейских политиков? Похоже, что нет. Показательным является проходящий в Томске уже второй раз фестиваль кино стран Европейского союза, организованный представительством ЕС в России. На прошлом фестивале демонстрировался фильм «Экскурсантка», в котором повествовалось о якобы депортированных в Сибирь сотнях тысяч литовцев (хотя с 1945 года по май 1948 года было депортировано всего 13 304 человека), а в этом году был показан фильм «Under sandet», рассказывающий о послевоенных страданиях пленных солдат вермахта.

При этом нужно обратить внимание и на сам Евросоюз, который представляет посол. В ЕС мы видим продвижение идей декоммунизации и одновременно игнорирование возрождения фашистской идеологии, например, на Украине, видим снос памятников советским воинам в Европе — на этом поприще особенно отличаются Польша и страны Прибалтики. Поэтому легко предположить, что даже если европейские послы слушали тот же рассказ, что и румынский посол, то это не должно было вызвать у них возмущения.

Первое чтение бюджета Томской области

22 ноября Законодательная дума Томской области одобрила в первом чтении проект бюджета области на 2019 год. Документ предполагает, что расходы бюджета составят 54,46 млрд рублей, а доходы — 53,48 млрд рублей. Предварительно регион должен получить дефицитный бюджет, но в нем не учтены дотации от федерального центра, которые, согласно ожиданиям, должны быть значительными.

Председатель думы Томской области так оценила размер дотаций по нацпроектам: «Думаю, 5–6 млрд рублей по этим нацпроектам мы в течение 2019 года должны получить. Но основная часть средств будет приходиться на 2020–2021 годы».

Ранее было сообщено, что регион должен получить 16 млрд рублей из федерального бюджета на ремонт дорог, причем 1,7 млрд рублей регион получит уже в 2018 году.

Несмотря на то, что ряд депутатов выразил сомнения в необходимости принятия бюджета, когда неизвестен размер федеральных дотаций, бюджет был принят в первом чтении большинством голосов. Второе чтение бюджета должно состояться 25 декабря.