1. Война с историей
  2. Жертвы репрессий
Томск, / ИА Красная Весна

В томском мемориальном музее продолжают фальсифицировать историю репрессий


Томский мемориальный музей «Следственная тюрьма НКВД» опубликовал документ, подтверждающий фальсификацию его сотрудниками данных о числе жертв «политических репрессий» на территории Томской области, сообщает 26 марта корреспондент ИА Красная Весна.

26 марта на официальном сайте музея опубликован отчет о посещении учреждения Чрезвычайным и Полномочным Послом Румынии в Российской Федерации Василе Соаре. В составе размещенных на сайте материалов читателям представлена запись Василе Соаре в «книге посетителей музея». «Печально... узнал много о трагических судьбах полмилиона невиных людей которые стали виновными по необосннованым причинам органов.... (орфография и пунктуация автора сохранены — прим. ИА Красная Весна)», — гласит запись румынского посла.

Отметим, что 9 марта 2018 года в ходе организованного в мемориальном музее «Следственная тюрьма НКВД» публичного мероприятия заведующий музеем Василий Ханевич заявил присутствующим, что в «сталинские годы» на территории Томской области было репрессировано полмиллиона человек. При этом он отверг предложения корреспондента ИА Красная Весна руководствоваться в определении числа репрессированных официальными данными или данными профессиональных историков, прежде всего Виктора Земскова, посвятившего определению числа репрессированных в период 1917 — 1953 годов подробные научные исследования. Согласно выводам Земскова на всей территории Советского Союза даже при достаточно расширенном толковании понятия «жертвы политического террора и репрессий» число жертв «коммунистического режима» в СССР составило в этот период не более 2,6 млн человек.

В контексте соотнесения пропорций населения страны и ее отдельных регионов с действительным числом репрессированных в СССР лиц приходится отметить, что работники томского мемориального музея «Следственная тюрьма НКВД» и лично заведующий музеем Василий Ханевич сообщают посетителям сведения о масштабах «сталинских репрессий» в регионе, находящиеся в явной диспропорции с научными и официальными данными.

Сведения о таких фальсификациях со стороны томских музейных работников имелись и ранее. Однако до марта 2018 года подтверждений фальсификации сотрудниками музея «Следственная тюрьма НКВД» фактов истории по такому чувствительному вопросу не было.

Распространение сотрудниками музея фальсифицированных исторических данных в адрес румынского посла приобретает острое политическое значение в разрезе предстоящего 100-летия Румыно-советского конфликта из-за Бессарабии в 1918 — 1919 годах. На новом витке этот конфликт выражен в постсоветском противостоянии Республики Молдавия, 75% населения которой молдаване, и непризнанной Приднестровской Молдавской Республикой, в которой молдаване составляют только 30% населения при более значительной части русского населения. В указанном конфликте Румыния поддерживает правительство Молдавии, а также инспирирует активность по вхождению Молдавии в состав Румынии.

Как ранее сообщало ИА Красная Весна в конце 1953 года — начале 1954 года в МВД СССР были подготовлены две справки, в которых отмечается, что за период с 1921 года по конец 1953 года за контрреволюционные и другие особо опасные преступления в СССР было осуждено 4 060 306 человек (3 777 380 — за контрреволюционные преступления и 282 926 — за другие особо опасные государственные преступления) и приговорено к высшей мере наказания 799 455 человек (642 980 — за контрреволюционные преступления и 156 475 — за другие особо опасные государственные преступления). Эти же данные дал глава ФСБ Александр Бортников в интервью от 19 декабря 2017 года «Российской газете».

Фальсификация истории оказывается вплетена в планы заведующего музеем Василия Ханевича и посла Румынии в России Василе Соаре совместно с активистами учрежденного в Томске Румынского культурного центра подготовить на основе собранных музеем материалов и специальную выставку о репрессиях Советской России в отношении граждан Румынии. Материалы такой выставки могут быть использованы в поддержке евроинтеграции Молдавии вопреки устремлениям пророссийской части населения.