Последнее заседание суда по иску об аннулировании лицензии, где чиновники не удосужились даже подтвердить свое юридическое образование — лишь еще один характерный штрих в череде событий вокруг школы Щетинина, судьба которой обсуждается уже на федеральном уровне

Почему закрыли и не открывают: что происходит вокруг школы Щетинина?

Изображение: Скопина Ольга © ИА Красная Весна
Михаил Щетинин
Михаил Щетинин

Что происходит сейчас?

29 января 2020 года состоялось заседание Краснодарского краевого арбитражного суда по иску об аннулировании лицензии, который был подан министерством образования, науки и молодежной политики Краснодарского края к «Лицею-интернату комплексного формирования личности детей и подростков». Это заседание стало очередным витком развития ситуации вокруг скандального закрытия необычной и во многом уникальной для России школы-интерната, где школьный курс осваивался за три года, а учебные занятия сочетались с трудом, спортом, военной подготовкой и профессиональным творчеством.

Создателя и директора этой школы педагога-новатора Михаила Щетинина, известного еще с советских времен, не стало 10 ноября 2019 года в разгар попыток закрытия школы.

На заседании суда всех троих представителей краевого минобразования судья отстранил от участия в нем, так как они не смогли предъявить суду документы о высшем юридическом образовании, что является обязательным условием в арбитраже. В суде выступали только представители школы. И.о. директора лицея Ян Селезнев подчеркнул, что на данный момент все замечания контрольных инстанций устранены.

Адвокат лицея Александр Мамжиев указал на нарушение истцом (краевым министерством образования) статей закона «Об образовании», по которым проверяющая сторона не могла приостанавливать работу лицея и требовать аннулировать лицензию, так как на исправление выявленных нарушений дается 6 месяцев, а в случае их неисправления — еще 3 месяца, и только в этом случае контролирующие органы могут обратиться в суд с требованием об аннулировании лицензии.

«Считаю, что в данном случае грубейшим образом нарушены процессуальные нормы. Деятельности лицея препятствовали и создавали такие условия, чтобы усложнить работу по устранению выявленных нарушений», — заявил Мамжиев.

Он направил отзыв на иск краевого Минобра, в котором изложил все доводы, позволяющие, по его мнению, считать незаконным предъявленное требование об аннулировании лицензии. На этом предварительное заседание завершилось. Следующее назначено на 4 марта.

Описание последнего сюжета — хорошая иллюстрация того, что происходит со школой, мытарства которой начались с проверок в апреле, опечатывания школы в августе 2019 года, приостановки образовательной деятельности в ноябре, — и продолжаются до настоящего времени.

Что представляет собой школа Щетинина?

Лицей-интернат с авторской системой преподавания педагога-новатора Михаила Щетинина существует в поселке Текос с 1994 года. Комплекс школьных зданий состоит из нескольких учебных и жилых корпусов, многие из которых строили и украшали сами дети. Затем эти здания были переданы в собственность Российской Федерации.

Необходимо выделить следующие особенности лицея: в нём используется методика погружения, то есть изучаются не несколько предметов одновременно, а происходит погружение в один предмет или группу близких предметов. Также уникальным подходом является обучение в разновозрастных группах учащихся, где происходит обучение учеников учениками. Нет привычного деления на классы, балловой системы оценок. Важную роль в обучении и воспитании играют труд, спорт, военная подготовка и творчество. На базе лицея существует ансамбль «Колокола России».

Важно отметить, что деятельность лицея приостановили не из-за претензий к педагогике Щетинина, уклада жизни лицеистов, нарушений в образовательной программе или методов погружения и межвозрастного освоения образовательной программы. Результаты ЕГЭ подтверждают, что ученики лицея сдают на баллы, которые выше средних по Краснодарскому краю.

Претензии были высказаны в первую очередь по документальному оформлению нескольких корпусов в процессе их передачи новому собственнику — Российской Федерации, а также уровню их противопожарной подготовки, которые не были, по мнению представителей лицея, критичными.

Кто заинтересован?

Очевидно, рвение краевых чиновников и представителей от федерального Минпросвещения закрыть школу Щетинина по причинам, которые скорее всего идут вразрез с заботой об образовательном процессе учеников, которые приехали в лицей с каникул, но вынуждены были возвращаться и срочно устраиваться в другие школы.

Но, судя по накалу страстей и тону в обсуждении будущего школы и самой школы в серии публикаций в СМИ, ситуация выходит за рамки холодной бюрократической машины, которая очень часто поступает подобным образом с сельскими школами.

Так, издания «Известия.ру», «Комсомольская правда» и «Радио Свобода» составили своеобразный триумвират очернителей школы, обвинив ее и ее создателя Михаила Щетинина на разные лады во всевозможных смертных грехах: начиная от неприкрытых намеков на педофилию и убийство и кончая воинствующим сектантством и антисанитарией. В основном огульно, со ссылками на анонимные источники, форумы и свидетельства третьих лиц. Никаких уголовных дел или зафиксированных свидетельств данных правонарушений в этих публикациях не приведено.

В защиту школы встали ученики и их родители. Они записали видеообращения к Рамзану Кадырову и Владимиру Путину. Защищают школу педагогический состав и даже и. о. директора, присланный из Москвы, как предполагали защитники, для ликвидации лицея. В борьбу за будущее лицея выступили заслуженные педагоги России и академики Российской академии образования (РАО), в числе которых Александр Асмолов, Шалва Амонашвили, Анатолий Цирюльников, Артем Соловейчик и другие.

На общем собрании РАО от 13 декабря 2019 года было вынесено следующее решение:

«1. Отметить деятельность Лицея-интерната комплексного формирования личности детей и подростков (с. Текос, Краснодарский край) и выразить признание уникальному в российском и мировом образовании опыту основателя и руководителя лицея, академика РАО, заслуженного учителя России Михаила Петровича Щетинина»

“2. Рекомендовать присвоить статус инновационной площадки Российской академии образования Лицею-интернату комплексного формирования личности детей и подростков»

К ситуации подключились также уполномоченные по правам человека в Российской Федерации — Татьяна Москалькова и уполномоченный по правам человека в Краснодарском крае — Сергей Мышак, которые пообещали держать ситуацию под личным контролем.

В частности, Сергей Мышак отверг домыслы, высказанные в некоторых СМИ о правонарушениях в школе. За всё время ни силовики, ни прокуратура не зафиксировали случаев правонарушений. То же самое подтвердила министр образования Краснодарского края Елена Воробьева.

«Информацией о преступлениях, совершенных в отношении обучающихся школы-интерната, министерство не обладает», — цитируют министра Воробьеву РИА Новости.

19 декабря на большой пресс-конференции Президента РФ Путину был задан вопрос о ситуации вокруг школы. Президент России пообещал разобраться в ситуации вместе с губернатором Краснодарского края. Однако Венимамин Кондратьев сразу предпочел отмежеваться от событий, связанных со школой Щетинина.

«Федеральное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей-интернат комплексного формирования личности детей и подростков имени М. П. Щетинина в Геленджике не находится в ведении Краснодарского края. Его учредителем является министерство просвещения РФ. По имеющейся у меня информации, при плановой проверке соблюдения лицензионных требований были выявлены нарушения. По решению суда деятельность школы приостановлена до устранения нарушений», — приводит пресс-служба губернатора слова Кондратьева.

Отметим однако, что все иски были поданы со стороны краевого минобра, включая последний — об аннулировании.

А что говорит министерство просвещения?

Насчет учредителей губернатор сказал правду. Им является министерство просвещения России (минпросвещения) и по идее оно должно защищать интересы школы от поползновений местных чиновников. Но оказалось, что это совсем не так, и даже совсем наоборот.

На особую роль в бедах школы экс-министра просвещения Ольги Васильевой указывает в свой статье в «Вестнике образования» Артём Соловейчик, который решил встретиться с ней в момент, когда она еще была действующим главой министерства. Как утверждает Соловейчик, на встрече Ольга Васильева сказала ему:

«И передайте своим, при любом развитии событий, пока это хоть сколько-то в моей власти, лицей будет закрыт. И если даже суд решит сохранить лицензию, я сделаю все, чтобы доказать, что и лицей, и все вы, кто за него ратует — тоталитарная секта, и тогда вам мало не покажется. Так и передайте своим. Если еще кто-либо встанет на защиту лицея, я дам ход очерняющим лицей и его создателя документам, инициирую уголовные дела… Так и передайте своим», — приводит слова Васильевой Соловейчик.

Опровержения этих слов после публикации не было. Поэтому похоже, что атака на школу Щетинина шла не только с места, но и из центра. Это косвенно подтверждает составы проверяющих комиссий и их решения.

Новый министр просвещения Сергей Кравцов пообещал разобраться в ситуации. Но пока вопрос или подвис, или министр еще не разобрался. Однако машина уже запущена, и, судя по последнему иску министерства образования Краснодарского края об аннулирования образовательной лицензии, на начинании Щетинина могут поставить жирный крест на фоне откровенно очернительских материалов, на которые уже подали в суд за клевету. Но если лицензию отберут, кто будет смотреть на опровержения мелким текстом в уголках этих изданий? И что будет с любыми авторскими педагогическими системами в будущем при таком подходе?