Пожары в Турции: стихийное бедствие или террористическая атака?
Курортный юг Турции все еще страдает от лесных пожаров. На данный момент очаги возгорания есть в четырех провинциях страны. Как сообщают местные власти, людям уже ничего не угрожает, так как пожары в целом локализованы, однако борьба со стихией продолжается. Развернуто впечатляющее число техники, в том числе авиация.
Крупные пожары в туристических провинциях Турции бывают почти каждый год. Это и не мудрено, учитывая сезон и теплый климат в этих областях. Однако в этот раз пожары возникли синхронно в нескольких сильно удаленных друг от друга точках. Возникли подозрения в поджоге, которые позже озвучил глава страны. Представитель президента вообще назвал эти пожары «национальной катастрофой». Так что же произошло в Турции?
28 июля в Турции разгорелся пожар недалеко от курорта Сиде. Тогда сообщалось, что причина в том, что в регионе долгое время стояла сильнейшая жара. Администрация провинции Антальи заявила, что пожар сильнейший за последние годы. К тушению его присоединились три российских самолета Бе-200.
К 29 июля стало известно о трех погибших в Анталье и о 180 пострадавших. Пожары нарушили работу отелей в городах Мармарис, Сиде, Согрун и Манавгат. Три района города Сиде были полностью эвакуированы. Позже пожар вспыхнул и в городе Бодруме.
Сильный ветер и жаркая погода привели к тому, что многие курорты на юге Турции оказались под угрозой огня. Количество пожаров близ населенных пунктов страны перевалило за 70.
30 июля министр сельского и лесного хозяйства Турции Бекир Пакдемирли отрапортовал, что спасатели локализовали 70 очагов возгорания из 81. Президент Ассоциации туристических отельеров и операторов Южного Эгейского моря (GETOB) Бюлент Бюльбюлоглу заявил, что «огонь переместился в сторону от города. Отели начали возвращать своих клиентов. Ситуация, угрожающая отелям и жилым домам, была преодолена».
Однако к этому моменту уже было известно об превентивной эвакуации 20 отелей. Служащим же отеля Titanic Deluxe Bodrum пришлось вступить в борьбу с огненной стихией, чтобы сдержать ее, пока множество добровольцев на катерах и водных мотоциклах вместе со спасателями спасали посетителей отеля по воде.
31 июля президент страны Реджеп Тайип Эрдоган объявил пять провинций, в которых были зафиксированы пожары зоной бедствия и заявил, что причиной этих пожаров может быть диверсия.
«Мы продолжим предпринимать все необходимые шаги, чтобы залечить раны нашей страны и возместить ущерб», — заявил президент.
Представитель Эрдогана Ибрагим Калын назвал этот пожар «национальной катастрофой». Дым от пожара в Турции достиг Кипра и был виден со спутников из космоса.
Ситуацию с пожарами Эрдоган даже обсудил с президентом России Владимиром Путиным, который пообещал своему турецкому коллеге всяческую поддержку в борьбе с пожаром.
Эрдоган пообещал, что привлечет разведку к поиску причины этих пожаров. По его мнению, к этому была причастна Рабочая партия Курдистана. Он также заявил, что в городе Милас был задержан человек, причастный к поджогу. Его хотела линчевать толпа, однако полиции удалось отбить его и отвести под охрану.
1 августа газета Yeni Safak сообщила, что ответственность за пожары взяла на себя организация, связанная с Рабочей партией Курдистана (РПК) под названием «Дети огня».
«Пора поставить турецкий режим на колени потоком огня, пока он не научится понимать другой язык» — заявили представители «Детей огня». В Yeni Safak отметили, что поджог лесов является фирменным стилем «Детей огня» с начала 1990-х годов. В газете вспомнили, что такие же акции организация проводила и в прошлом году.
Это признание наложилось на заявления Эрдогана о том, что за поджогами стоит РПК и оправдало привлечение разведки к выявлению источника пожара. К тому же версия целенаправленного поджога объясняла, как возгорание началось в 4–6 независимых друг от друга точках.
Власти Турции заявляют, что поиском виновных занимается прокуратура страны. На данный момент не существует абсолютно достоверных данных, точно ли РПК стоит за поджогами турецких лесов или «Дети огня» только приписывают себе «успехи» жары и сильного порывистого ветра. Однако уже очевидно, что проблема горящих турецких курортов получила политический окрас и будет иметь последствия для Турции не только экономического характера.
Читайте также: Виноваты не якуты. В чем причина лесных пожаров в России