Анатолий Васильевич Луначарский был первым наркомом просвещения СССР — одним из «кремлёвских мечтателей», которые человеческое восхождение называли главным, ради чего стоит бороться и жить.

24 ноября 1875 года родился Анатолий Васильевич Луначарский, первый нарком просвещения СССР

Дом в поселке Кувшиново, в котором жили жили А.Богданов и А.Луначарский в ссылке в 1902 году
Дом в поселке Кувшиново, в котором жили жили А.Богданов и А.Луначарский в ссылке в 1902 году

В 2017 году мы празднуем столетие Великой Октябрьской социалистической революции, оглядываемся на прожитый век, пытаясь понять своих предшественников и самих себя. А век назад большевики пристально вглядывались в будущее, пытаясь угадать черты нового человека, который закончит эпоху «войны всех против всех» и начнет подлинную историю, который снимет отчуждение труда и построит на земле царство справедливости и любви, преодолеет слепые законы и вочеловечит природу, соединит в себе истину, красоту и справедливость. Анатолий Васильевич Луначарский был первым наркомом просвещения СССР — одним из «кремлевских мечтателей», которые человеческое восхождение называли главным, ради чего стоит бороться и жить.

Анатолий Васильевич Луначарский родился в Полтаве 24 ноября 1875 года. В 1887 году Луначарский поступил в Первую киевскую гимназию, в четвертом классе уже познакомился с марксизмом и к 1891 году «был уже «марксистом», с трепетом читал нелегальных тогда Энгельса и Каутского, а от Писарева перешел к штудированию первого тома «Капитала» Маркса». «Настоящую политическую работу я начал в 7-м классе. Я вступил тогда в партийную организацию, работавшую среди ремесленников и пролетариев железнодорожного депо», — вспоминал Луначарский. Руководство гимназии знало о революционных воззрениях Луначарского — он получил в аттестате оценку по поведению, которая лишала его возможности поступить в университет в России.

А.В.Луначарский во время обучения в гимназии
А. В. Луначарский во время обучения в гимназии
гимназиивобучениявремявоА. В. Луначарский

Двадцатилетний Луначарский уехал за границу и поступил в университет в Цюрихе, чтобы там «изучать научный социализм, свободно располагая литературой, и философию под руководством Р. Авенариуса». В университетские годы оформляется мировоззрение Луначарского — «все важнейшие вопросы, ответить на которые я считаю делом моей жизни, наметились для меня уже тогда» .

В 1898 году Луначарский возвращается в Москву, ведет работу в нескольких кружках, составляет прокламации для организации забастовок. В том же году Луначарский издает первый очерк своих идей «о сущности религии вообще, о смысле и направлении развития религиозности, о связи научного социализма с заветными чаяниями человечества, выраженными в религиозных мифах и догмах, и сменивших их метафизических системах, о центральном месте «труда», в новом миросозерцании» — все эти идеи уже рано зародились в уме автора и, не изменяясь в существе своем, лишь прояснялись и упрочивались по мере более глубокого ознакомления с историей религии и философии и с научным социализмом .

А.В.Луначарский, 1899 год
А. В. Луначарский, 1899 год
год1899А. В. Луначарский,

В 1899 году Луначарского арестовали, и в ожидании приговора он оказался в Калуге, где подружился с будущим соратником Александром Богдановым. В 1901 году Богданова выслали в Вологду — Луначарскому удалось добиться того, что ему также сменили место ссылки на Вологду. В Вологодской губернии отбывали сроки политические ссыльные, начиная с декабристов, народников, а с 1890-х там отбывали ссылку социал-демократы, эсеры и др. По воспоминаниям Луначарского, Вологодская колония ссыльных «была в то время чрезвычайно блестяща»: Богданов, Шер, Жданов, Савинков, Ремизов, Щёголев, Кржижановский, Тучапский, Бердяев и др. Богданов, врач по специальности, работал в психиатрической лечебнице в селе Кувшинове и жил в доме при лечебнице. В том же доме поселился и Луначарский. 1 сентября 1902 г. Луначарский женился на сестре Богданова, Анне Александровне Малиновской. В 1903 году срок ссылки Богданова закончился, он уехал в Швейцарию, и от него о Луначарском узнал Владимир Ильич Ленин.

Из-за ухудшившихся отношений с властями Луначарскому изменили место ссылки на деревню Тотьму в Вологодской области. Жена Луначарского заболела тифом, умер их первый ребенок. Время ссылки Луначарский использовал для проработки своей доктрины. «Несмотря на достаточную интенсивную работу в Цюрихском университете, парижских музеях и высших школах, я должен сказать, что наибольшего успеха в области выработки миросозерцания я добился именно во время 8-месячного заключения в Таганке и 2-х лет моей жизни в Тотьме. Бежать из подобной ссылки мне не приходило даже в голову. Я дорожил возможностью сосредоточиться и развернуть свои внутренние силы», — описывал Луначарский этот период своей жизни.

Дом в Тотьме, в котором А.В.Луначарский жил в ссылке в 1903—1904 гг.
Дом в Тотьме, в котором А. В. Луначарский жил в ссылке в 1903–1904 гг.
1903–1904 гг.вссылкевжилА. В. ЛуначарскийкоторомвТотьме,вДом

В 1904 году Луначарский освободился и «получил категорическое письмо от Богданова, в котором он звал меня немедленно ехать за границу для личного знакомства с Лениным и вступления в редакцию центрального органа большевиков. Посоветовавшись с женой, мы решили, что нашей обязанностью является повиноваться этому призыву». После знакомства Ленин пригласил Луначарского в Женеву для работы в редакции журнала «Вперед». По настоянию Ленина Луначарский много выступал — завоевывал сторонников в среде эмигрантов и студентов во Франции, Бельгии, Германии и Италии.

А.В. Луначарский, 1905 г.
А. В. Луначарский, 1905 г.
1905 г.А. В. Луначарский,

В 1905 году по просьбе Ленина Луначарский выступает с докладом о вооруженном восстании на III партийном съезде РСДРП. После съезда Луначарский заболел и некоторое время пробыл в Италии, но, получив телеграмму ЦК о необходимости немедленно выехать в Петербург, выехал на следующий же день. В Петербурге Луначарский работал в редакции «Новой жизни» и всех газет, которые одна за другой сменяли «Новую жизнь», а также много выступал перед рабочими. В 1906 году Луначарский был арестован на рабочем собрании и отбыл два месяца в тюрьме. Опасаясь ареста Луначарского, партия решила, что ему лучше уехать из России. Так Луначарский оказался в Италии и по приглашению Максима Горького в 1908 году поселился на Капри.

Обложка первого тома «Религии и социализма» А.В.Луначарского (1908 г.)
Обложка первого тома «Религии и социализма» А. В. Луначарского (1908 г.)
(1908 г.)А. В. Луначарскогосоциализма»и«РелигиитомапервогоОбложка

В период жизни на Капри окончательно оформляется его доктрина, получившая название «богостроительства». Луначарский издает двухтомник «Религия и социализм», в котором раскрывает научный социализм как новую религию, шествие человека через социальную борьбу, науку и технику по направлению к все более неизмеримой власти над природой. «Бога нужно не искать, толковал я, его надо дать миру. В мире его нет, но он может быть. Путь борьбы за социализм, т. е. за триумф человека в природе, — это и есть богостроительство», — писал Луначарский.

В 1909 году Богданов, Базаров, Луначарский и др. организуют для рабочих «каприйскую школу». Ленин посчитал «каприйской школу» центром новой фракции, выступил резко против нее и, по словам Луначарского, беспощадно осудил «богостроительство». Конфликт с Лениным длился до 1917 года.

В 1917 году Луначарский решил вместе с Лениным вернуться в Россию и заявил о том, что безоговорочно отказывается от всех разногласий. Луначарский активно участвовал в событиях 1917 года: выступал вместе с Лениным перед демонстрантами, работал вместе с Дзержинским в большевистском комитете самообороны Петрограда по подавлению корниловского мятежа, был инициатором Первой конференции пролетарских культурно–просветительных обществ, положившей начало Пролеткульту. В 1919 г. участвовал в организации Тульского укрепрайона, работал в 12-й армии на фронте Чернигов — Киев — Житомир, в 1920 г. участвовал в создании партийного и государственного аппарата на Украине.

Анатолий Васильевич Луначарский выступает на митинге в 1918 г.
Анатолий Васильевич Луначарский выступает на митинге в 1918 г.
1918 г.вмитингенавыступаетЛуначарскийВасильевичАнатолий

После 1917 года Луначарский, по существу, сформулировал новую доктрину, в ядре которой по-прежнему оставался восходящий коллективный человек, вочеловечивающий природу, но идеи формулировались на «материалистическом языке», а религиозные компоненты были убраны. Луначарский писал, что «вся материалистическая борьба за изменение мира есть постановка вопроса о том, а не могут ли живые существа и в первую очередь человек сорганизовать, сгармонировать свои силы, победить природу и перестроить ее таким образом, чтобы она была ареной человеческого разумного счастья? Не может ли человек, как сила среди других сил, вызвать на трудовую борьбу вселенную и в процессе гигантского мирового усилия победить эти бесконечные трещины в сердцах людей, весь этот хаос, весь этот бунт материи против разумной своей части — против человеческих мозгов, против поколений борющихся, страдающих существ?»

Анатолий Васильевич Луначарский и Владимир Ильич Ленин, 1920 год
Анатолий Васильевич Луначарский и Владимир Ильич Ленин, 1920 год
год1920Ленин,ИльичВладимириЛуначарскийВасильевичАнатолий

По предложению Ленина с 1917 г. Анатолий Васильевич Луначарский был назначен народным комиссаром просвещения и оставался на этом посту до 1929 года. В этот период Луначарский проделывает огромную работу по разработке концептуальных основ советской школы, вопросов советской культуры и искусства, участвует в организации Пролеткульта, привлечением к сотрудничеству с советской властью научной и культурной интеллигенции, организацией Академии наук СССР, ликвидацией безграмотности, организацией издательства литературы для советских граждан, пишет статьи по вопросам литературы, музыки, кино, театра и т. д. и т. д.

Анатолий Луначарский и Максим Горький, 1928 год
Анатолий Луначарский и Максим Горький, 1928 год
год1928Горький,МаксимиЛуначарскийАнатолий

В 1929 г. Луначарский перешел с должности комиссара просвещения на должность председателя ученого комитета ЦИК СССР. В 1933 г. Луначарский был назначен чрезвычайным и полномочным послом СССР в Испании.

Характерной чертой большевиков, которая в полной мере была свойственна и Луначарскому, был самоотверженный труд — Луначарский не щадил своего здоровья. В последние годы жизни он тяжело болел. 26 декабря 1933 года Анатолий Васильевич Луначарский скончался от болезни.

Анатолий Васильевич Луначарский, первый нарком просвещения СССР
Анатолий Васильевич Луначарский, первый нарком просвещения СССР
СССРпросвещениянаркомпервыйЛуначарский,ВасильевичАнатолий