Дело Фургала обрело «экономическую» плоскость. Монополии Трутнева
Экономическое дело Фургала
Следственный комитет России проверяет бывшего губернатора Хабаровского края Сергея Фургала, которому уже было официально предъявлено обвинение в двух заказных убийствах и одном покушении на убийство, на причастность к махинациям с участием бюджетных денежных средств.
По информации, представленной газетой «Коммерсантъ», утверждается, что в рамках нового дела под домашний арест был помещен представитель МСП-банка Дмитрий Голованов, который якобы обеспечивал выдачу займов под сомнительные обязательства металлургическому предприятию «Амурсталь», которое принадлежало Фургалу.
Фирме ООО «Скрап Фар Ист», которая являлась доверительным управляющим доли супруги Фургала Ларисы Стародубовой в предприятии «Амурсталь», с участием Голованова было выдано кредитов на 1 млрд рублей, из которых к назначенному сроку было возвращено менее четверти. При этом, Голованов превысил свои полномочия, выдавая кредит процветающему предприятию.
Более того, в качестве обеспечительного залога банку под исполнение обязательств ООО «Скрап Фар Ист» были переданы котельная и два отрезка железнодорожных подъездных путей к складу металлолома длиной 442 метра, которые были оценены в 3 тыс. рублей (три тысячи рублей) и земельный участок площадью 30 тыс. кв метров, оцененный в 14,498 млн рублей.
По данным издания, в июле 2020 года в Арбитражный суд Хабаровского края был подан иск от МСП-банка о признании компании банкротом, при этом изначальная сумма исковых требования была снижена с изначальных 500,5 млн рублей до 267 млн рублей. Каким-то образом часть долга была погашена. Суд требование удовлетворил. Сейчас рассматривается иск МСП-банка о признании банкротом уже самой компании «Амурсталь».
Якобы деятельность тандема Фургала и Голованова, который превысил свои полномочия, нанесла серьезный ущерб МСП-банку, который находится под контролем Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства и готовится перейти под контроль ВЭБ.РФ к середине текущего года.
Следственную группу, как утверждается, возглавил старший следователь по особо важным делам при председателе СКР Роман Мухачев, который занимался делами бывшего губернатора Кировской области Никиты Белых и бывшего главы Удмуртии Александра Соловьева. Таким образом, делу придается особое значение.
Таким образом, теперь следствие занялось экономической составляющей деятельности Фургала.
Политика
Продолжается еще одно скандальное дело другого бывшего губернатора Хабаровского края Виктора Ишаева, связанное с махинациями, якобы имевшими место в бытность его вице-президентом компании «Роснефть».
Ишаев обвиняется в том, что через компанию ООО «Бейс» он сдавал представительству «Роснефти» в Хабаровске офис площадью 250 кв. метров «по явно завышенной стоимости». Сумма ущерба с 2014 по 2017 год составила 7,5 млн рублей. Другой фигурант дела — Геннадий Кондратов, который, будучи руководителем представительства, якобы знал о завышенной стоимости и все равно финансировал аренду. Обвинение требует для Ишаева семь лет, а для Кондратова — пять лет колонии общего режима.
Представитель «Роснефти» Андрей Попов также попросил суд удовлетворить гражданский иск компании Ишаеву и Кондратову, взыскав с них 23 млн рублей. Подсудимые попросили если не оправдать их, то учесть заслуги перед родиной и почтенный возраст. Ишаеву исполнилось 72 года, а Кондратову — 65 лет.
В продолжении «губернаторской темы», стоит упомянуть, что в ряде федеральных СМИ появилась информация том, что сын секретаря Совета безопасности Николая Патрушева Дмитрий Патрушев якобы может возглавить один из регионов России. Новость была подхвачена и некоторыми местными СМИ, которые начали обсуждать вероятность замены действующего врио губернатора Хабаровского края Михаила Дегтярева, показателями которого якобы недовольны федеральные власти, на Патрушева.
Пока оснований считать это сколько-нибудь достоверным нет, поскольку слишком много средств и усилий было потрачено на формирование образа и имиджа Дегтярева в регионе с момента его назначения врио главы региона в июле 2020 года в ситуации, когда до выборов осталось около полугода.
Топливный кризис
Топливный кризис, пусть и не в таком масштабе, продолжился в регионе. По этому поводу врио губернатора края Михаил Дегтярев провел на прошлой неделе совещание, на котором заявил о договоренности с «Роснефтью» поставить резервное топливо для независимых нефтетрейдеров.
Дегтярев заявил, что владельцы независимых АЗС недостаточно хорошо планируют свою работу. При этом, владельцы сетей утверждают, что планы потребности топлива даются заводу на 45 суток вперед, в то время как завод эти планы игнорирует.
«Они забивают это в план, все нормально. Но 25 января нам вдруг говорят, мол, примите прайс, но бензинов там уже не было. И о каком планировании тогда может идти речь, если завод его не соблюдает», — заявил руководитель одно из местных сетей АЗС Павел Марченко.
В Советско-Гаванском и Комсомольском районах края сохранялась нехватка бензина, притом, что его якобы достаточно, чтобы снабдить всех нуждающихся. Как заявил и. о. председателя комитета по развитию ТЭК правительства Хабаровского края Александр Чипизубов, проблема в том, что решение по отгрузке в те или иные районы бензина принимают в Москве.
«Те же мелкие трейдеры, которые покупают топливо, приобретают его через топливную биржу. Там, по договору, после оплаты горючее должно быть отгружено в течении 45 дней. Таким образом, ни завод, ни поставщик формально закон не нарушают. И получается ситуация, когда мы на территории края бензин имеем, а отдать его в ту же Советскую Гавань не можем», — сказал Александр Чипизубов.
Полпред президента по ДФО Юрий Трутнев заявил во Владивостоке, что для решения проблем с топливом в регионе необходимо построить новый НПЗ в преференциальном режиме.
«Сегодня ситуация выглядит таким образом, что у нас желающих строить нефтеперерабатывающий завод новый на Дальнем Востоке нет, а дефицит топлива — порядка 2 млн тонн по году. Надо шесть, производится четыре, и вот эти 2 млн тонн, завозимые более всего по железной дороге — это большая проблема», — обосновал свое предложение Трутнев.
Он отметил, что поставки топлива по железной дороге не позволяют обеспечить конкурентную цену и необходимую «ритмичность» его поставок.
«Монополии» Трутнева
Юрий Трутнев, который также является зампредом правительства РФ, предложил создать госмонополию для экспорта круглого леса из России. Он отметил, что на фоне запрета вывоза необработанной древесины из России в 2022 году, ситуация в лесной сфере складывается очень интересная.
Сейчас на северо-востоке Китая находится целый пул из примерно десятка целлюлозно-бумажных комбинатов, работающих на российском сырье. При этом, китайские инвесторы не заинтересованы в переносе центра прибыли из Китая в Россию, поэтому не спешат вкладываться в строительство комбинатов на территории нашей страны. Поэтому, необходимо серьезным образом реструктуризировать лесную отрасль на Дальнем Востоке, в которой сейчас задействованы 34 тыс. человек.
«Если мы просто прекратим в 2022 году экспорт круглого леса, на Дальнем Востоке 34 тыс. человек останутся без работы… Мы оставим одну компанию, сделаем ее государственной, обяжем ее реинвестировать прибыль в строительство перерабатывающих предприятий на нашей территории. И продолжим работу с инвесторами. Видимо, уже с западными, если с восточными не получается. Отступать неправильно, но мы не можем оставить людей без работы. Во всяком случае, я буду такие предложения вносить», — заявил Трутнев.
Неизвестно пока, будет ли это предложение одобрено и как именно его планируют осуществлять. Однако, может сложиться ситуация, когда фактически осуществится лишь перераспределение прибылей с экспорта кругляка в пользу нового монополиста, но коренным образом ситуация в структуре лесной отрасли не поменяется. Ставка на западных инвесторов, если не идут восточные, выглядит очень странно в ситуации санкций нарастания конфронтации с Европой и США. Если с Китаем не получилось, то почему с Западом получится?
Также Трутнев заявил о создании государственного авиаперевозчика на базе авиакомпании «Аврора», который будет обеспечивать авиасообщение на Дальнем Востоке.
«Первый шаг был сделан, когда Сахалинская область выкупила полностью пакет акций „Авроры“ у „Аэрофлота“. Следующий шаг — должен произойти обмен акций „Авроры“ на блокирующие пакеты акций региональных компаний. Мы создаем общую структуру. Смысл в том, что у нас не будет множества авиакомпаний, каждая из которых сама по себе планирует рейсы. Все маршруты должны быть синхронизированы в интересах людей», — отметил он.
Наконец, Трутнев поручил рассмотреть возможность создания на Дальнем Востоке специальной «рыбной» ТОР (территория опережающего развития), которая бы базировалась сразу в нескольких регионах.
Читайте также: Топливный кризис в Хабаровском крае может стать системным? Обзор событий