1. Война идей
  2. Македонский вопрос
Олег Барсуков / ИА Красная Весна /
Найдется ли в стране мудрец, который призовет к идее развития за счет возврата суверенного воспитания, образования и идеологии с опорой на положительный исторический опыт?

Что сулит встреча премьер-министров Болгарии и Македонии? Обзор

Диего Веласкес. Сдача Бреды. 1635
Диего Веласкес. Сдача Бреды. 1635

Встреча глав правительств Болгарии и Северной Македонии задолго до ее начала вызвала ожесточенные внутриполитические споры в обеих странах.

Начало им положил премьер-министр Болгарии Кирилл Петков, который 5 января в интервью агентству Bloomberg объявил, что болгаро-македонская межправительственная встреча назначена на 18 января в столице Македонии городе Скопье.

На какие результаты встречи могут рассчитывать обычные граждане Северной Македонии? Страна уже более 15 лет (с 2004 года) претендует на вхождение в Евросоюз (ЕС).

Идею вступления страны в ЕС одинаково активно эксплуатируют и продвигают обе крупнейшие политические партии Македонии — Социал-демократический союз Македонии (СДСМ, правящая партия) и Внутренняя македонская революционная организация — Демократическая партия за македонское национальное единство (ВМРО-ДПМНЕ, «партия националистов»).

Изначально вступлению Македонии в ЕС препятствовала Греция, которую категорически не устраивало, прежде всего, наименование новой республики: оно совпадало с наименованием исторической области Македония на севере Греции.

Это противоречие было разрешено длительными переговорами и заключением между Грецией и Македонией Преспанского соглашения 2018 года. Таким образом, несмотря на резкое неприятие со стороны значительной части «македонского» населения Греции и коренных жителей Македонии, в 2019 году обе страны объявили, что бывшая Республика Македония станет именоваться Республика Северная Македония. Таким образом «греческое» препятствие на вступление в ЕС было устранено.

Изображение: Андрей Алексеев © ИА Красная Весна
Македонцы не давали легитимности Преспанскому соглашению об имени
Македонцы не давали легитимности Преспанскому соглашению об имени «Северная»! — Настенный плакат на улице Скопье в 2019 году
году2019вСкопьеулиценаплакат— Настенный«Северная»!имениобсоглашениюПреспанскомулегитимностидавалинеМакедонцы

Более серьезным препятствием к членству Македонии в ЕС оказалось требование другого члена Евросоюза — Болгарии — признать, что Македония исторически и лингвистически является частью Болгарии. Именно эта «болгарская» часть «македонского вопроса» поставлена в текущей ситуации главным вопросом в отношениях между странами.

Значительная часть жителей Македонии не приемлет позицию Болгарии. Главным мотивом нынешнего неприятия жители Македонии называют свежие воспоминания о союзе Болгарии во время Второй мировой войны с нацистской Германией и о болгарском вторжении в 1941 году в Грецию и Югославию, в результате которого до 1944 года была присоединена к Болгарии, в том числе, большая часть Македонии.

При этом македонцы вольно или невольно ассоциируют нынешние глобалистские структуры — ЕС, НАТО — с профашистской Болгарией 1941–1944 годов.

Изображение: Андрей Алексеев © ИА Красная Весна
Нет - Преспе. Нет - НАТО. Нет - ЕС. Остановить фашизм. - Настенный плакат на улице Скопье в 2019 году
Нет — Преспе. Нет — НАТО. Нет — ЕС. Остановить фашизм. — Настенный плакат на улице Скопье в 2019 году
году2019вСкопьеулиценаплакат— Настенныйфашизм.ОстановитьЕС.Нет —НАТО.Нет —Преспе.Нет —

Македонское издание «Прессинг ТВ» в преддверии встречи премьер-министров Болгарии и Македонии публично ставит два риторических, по сути, вопроса, на которые должны ответить правящая партия СДСМ и действующий премьер-министр Димитар Коваческий:

Первый вопрос — была ли Македония оккупирована болгарскими фашистами во время Второй мировой войны или находилась под управлением Болгарии?

Второй вопрос — возможно ли вместе с признанием конституционных прав болгар в Македонии также и взаимное «включение македонцев в Болгарии в Болгарскую Конституцию»?

Этим вторым вопросом издание выражает позицию о требовании к Болгарии вместе с признанием суверенитета Македонии признать также культурную автономию Пиринской Македонии — западной области Болгарии на границе с Македонией.

«Потому что даже случайно культурная автономия македонцев в Пиринской Македонии не должна быть забыта», — уточняет издание.

Изображение: Сергей Анашкин © ИА Красная Весна
Пиринская Македония
Пиринская Македония
МакедонияПиринская

Македонские СМИ отмечают также, что даже в правящей партии Македонии — СДСМ — нет единой позиции по этим двум ключевым «македонским вопросам» к Болгарии. Подразумевается скандальное заявление в ноябре 2020 года бывшего на тот момент премьер-министром и лидером партии СДСМ Зорана Заева о том, что Болгария во время войны «управляла» Македонией, а не оккупировала ее.

Соратники по партии СДСМ поспешили откреститься от такой позиции, немедленно объявив, что заявление Заева существенно ослабляет позиции Македонии, и что оно — не более чем частное мнение руководителя, не согласованное ни на уровне кабинета министров, ни на уровне партии.

До сих пор пользующийся политическим авторитетом у соратников бывший партийный лидер СДСМ и экс-премьер-министр Македонии Бранко Црвенковский поспешил выступить с публичным заявлением о том, что сообщением Заева Македонии «нанесен огромный и непоправимый ущерб» и что «взгляды Заева не являются взглядами ни всего правительства, ни всего государственного руководства». Црвенковский призвал партию СДСМ, которой он руководил многие годы, подтвердить позиции партии по отношению к «македонской национальной идентичности, македонскому языку, македонской истории, к антифашистской борьбе и АСНОМ».

Црвенковский неслучайно в своем призыве упомянул АСНОМ — Антифашистское собрание по народному освобождению Македонии. Действовавший со 2 августа 1944 года по апрель 1945 года АСНОМ вошел в историю как орган, с одной стороны утвердивший равенство македонских граждан независимо от национальности, с другой, — провозгласивший македонский язык и идентичность. Сокрушив основанное болгарскими оккупационными властями в 1944 году «Независимое государство Македония», АСНОМ стал для македонцев символом антифашистской борьбы.

В ответ на призыв бывшего национального лидера действующие лидеры СДСМ оглушительно промолчали. Политические оппоненты СДСМ, более того, считают нынешнего лидера правящей партии и премьер-министра Македонии Димитара Ковачевского марионеткой прежнего премьер-министра Заева, а продвигаемые Ковачевским политические направления пренебрежительно именуют заевизмом.

Ведь именно Заев в 2018 году в качестве премьер-министра Македонии подписал от имени страны непопулярное и критикуемое до сих пор Преспанское соглашение об именовании страны Северной Македонией.

Болгарская же сторона, в свою очередь, в преддверии встречи премьер-министров обращает внимание, что Болгария и Македония намерены задать «принципиально новые» подходы для взаимоотношений между двумя странами.

«Новизна», по упомянутому выше заявлению премьер-министра Болгарии Кирилла Петкова, заключается в первоочередном обсуждении хозяйственных преимуществ вступления Македонии в ЕС. Эти преимущества, заявляет болгарский лидер, македонцы могут обрести, если более снисходительно отнесутся к собственным национальным истории и культуре. То есть по сути, болгарская сторона открытым текстом предлагает македонцам чечевичную похлебку в обмен на первородство.

Македония с тревогой ожидает назначенную межправительственную болгаро-македонскую встречу. Македонцы осознают, что по результатам этого «саммита» они, волей «проевропейской» фракции СДСМ и назначенного ею правительства, так же как и когда-то в вопросе наименования страны, могут лишиться еще одной значительной части своего историко-культурного суверенитета.

Изображение: Андрей Алексеев © ИА Красная Весна
«Македонец ни перед кем не встанет на колени!» — Настенный плакат на улице Скопье в 2019 году
году2019вСкопьеулиценаплакатНастенныйколени!» —навстанетнекемпередни«Македонец

Осознают ли македонцы, что выморочные идеи вступления в НАТО (уже фактически реализована) и вхождения в ЕС давно уже себя исчерпали? Что эти идеи — не более чем усугубление зависимости страны от достаточно крупных и отнюдь не дружественных внешнеполитических субъектов?

Осознают ли они, что выдвигаемая с другой стороны альтернатива — идея оголтелого национализма — по сути своей столь же убога и деструктивна, как зависимость от глобализующихся ЕС и НАТО?

Найдется ли в стране мудрец, который призовет к идее развития за счет возврата суверенного воспитания, образования и идеологии с опорой на положительный исторический опыт? Ведь только ответы на эти злободневные вопросы определят дальнейшее развитие страны.