Они знали, что умрут, но взяли оружие — 77 лет восстанию в Варшавском гетто
Восстание евреев в Варшавском гетто было не только первым крупным актом сопротивления, которое предприняли подпольные организации в оккупированной Польше, но и первым городским восстанием в оккупированной немцами Европе. К годовщине этого события на странице Wprost 19 апреля вышла публикация о подвиге повстанцев.
Немцы создали самое крупное в Европе Варшавское гетто 2 октября 1940 года. В апреле 1941 года за трехметровой стеной находились около 450 тыс. евреев. Каждый день его жители сражались со смертью. В дополнение к регулярным немецким операциям по уничтожению, самым большим убийцей был голод. Кроме того, население боролось с отсутствием оплачиваемой работы, нехваткой топлива, лекарств, одежды и катастрофическим санитарным состоянием в гетто.
Наиболее важной причиной восстания в гетто была кампания оккупационных властей «Рейнхардт», то есть решение физически ликвидировать еврейское население в оккупированной Польше в рамках так называемого «Окончательного решения еврейского вопроса». Частью этой акции должна была стать тотальная депортация, то есть ликвидация Варшавского гетто, которая началась 22 июля 1942 года. В течение нескольких месяцев примерно 75% жителей гетто были депортированы и уничтожены в лагере смерти в Треблинке. Оставшиеся в гетто тысячи евреев погибали от расстрелов, голода и болезней. К 1943 году в гетто оставались 60 тыс. человек.
Фашисты ликвидировали Варшавское гетто поэтапно. Пожилые люди и дети были вывезены в первую очередь. Молодых евреев планировалось использовать для принудительного труда как можно дольше. Оставшиеся в гетто в основном были люди в расцвете лет, без семей, работающие в немецких производственных цехах.
Именно среди них начали создаваться подпольные организации, которые разрабатывали планы сопротивления. В экстремальных условиях им было нечего терять.
Восстание было организовано двумя подпольными организациями, действовавшими в Варшавском гетто. Одной из них была лево-сионистская еврейская боевая организация (ŻOB), другим был сионистско-ревизионистский еврейский военный союз.
Сионисты в качестве основы своей идеологии признали необходимость подготовки к эмиграции в Палестину. Основной своей задачей для них была защита евреев: в Европе — от Германии, в Палестине — от арабов. Однако сионистское движение разделялось из-за разного видения будущего Израиля.
Социалистические сионисты поставили перед собой цель построить новое сельскохозяйственное государство с нуля. Основой этой страны должны были стать совместные хозяйства — кибуцы. С другой стороны, сионистские ревизионисты хотели создать свое государство на основе сильной еврейской армии.
Еврейская боевая организация ŻOB — подпольная организация, основанная лево-сионистской общиной. Ее лидером был Мордехай Анилевич, а его заместителем был Ичак Цукиерман. У людей были разные политические убеждения, но большинство из них были левыми. Члены польской коммунистической партии были также членами ŻOB. Большая часть из них глубоко сочувствовала Советскому Союзу. Они сражались под лозунгом: «Мы не отдадим ни одного еврея».
Второй важной организацией восстания был Еврейский военный союз (ZZW). Он состоял из сионистских ревизионистов, связанных в основном с правой организацией Бетар. Еще до войны эта группа была сосредоточена на активной борьбе за еврейское государство в Палестине. Среди них были хорошо ассимилированные молодые люди из богатых семей, хорошо образованные и часто прошедшие службу в польской армии. Командовал ZZW Павел Френкель.
У ZZW было несколько ручных пулеметов, винтовок, пистолетов и большое количество гранат. Организация не смогла установить контакты с Армией Крайовой, но благодаря своим собственным ресурсам сумела накопить значительное количество оружия в соответствии с условиями повстанцев.
Первоначально две организации пытались объединить свои усилия для подготовки к восстанию, но политические разногласия между ними оказались слишком велики. Лидерам удалось достичь остаточного соглашения. Были установлены принципы взаимного сотрудничества, и зоны обороны были разделены.
В обеих организациях было около 1 тыс. повстанцев, в том числе несколько сотен бойцов Еврейской боевой организации и более 150 членов Еврейского военного союза. В дополнение к двум основным организациям также имели место «дикие группы» — небольшие группы боевиков, которые сами строили бункеры, приобретали оружие и нападали на немецких солдат.
К 1943 году в гетто оставались десятки тысяч человек. Восстание вспыхнуло в ответ на действия Германии, направленные на окончательную ликвидацию гетто. Январская акция началась по приказу Генриха Гиммлера, который 9 января 1943 года лично осмотрел гетто.
Это было первое городское восстание в оккупированной Рейхом Европе. Восстание не имело военно-стратегических целей. Повстанцы знали, что у них нет шансов победить Германию или дольше оставаться на своих позициях. Их целью было показать миру, что евреи всё еще сражаются и что немцам можно сопротивляться. Речь шла о почетной смерти и достоинстве еврейского народа.
Члены организации были плохо вооружены. Хотя у каждого из них должен был быть свой пистолет и около десятка единиц боеприпасов, это оружие не подходило для эффективного боя. У повстанцев было очень небольшое количество винтовок и пулеметов. Кроме того, у них было несколько сотен гранат и много коктейлей Молотова. Часть оружия была получена от Армии Крайовой, большинство из них куплено на черном рынке. Им также удалось подготовить систему укрепленных бункеров, в том числе благодаря сведениям, которые они получили от поляков.
В ответ на кампанию по уничтожению гетто начались первые значительные акты сопротивления. «Евреи! Оккупант переходит ко второму акту вашего уничтожения! Отбрось покорность! Защищайся!» — написано в обращении Еврейской боевой организации, изданном в то время.
Первая боевая операция еврейских подпольщиков была проведена в январе 1943 года под командованием Мордехая Анилевича. Повстанцы напали на немцев, сопровождавших колонну евреев на Умшлагплатц, то есть на железнодорожную площадь, к которой были подогнаны вагоны для варшавских евреев, отправляющихся в концентрационные лагеря. Операция по освобождению не увенчалась успехом, и около 6 тыс. евреев были перевезены в Треблинку.
Несмотря на это, так называемая «январская» самооборона отозвалась в еврейском и польском подполье. Акция показала, что сопротивление немцам возможно. Это также повысило авторитет Еврейской боевой организации среди населения гетто.
Немцы вошли в гетто 19 апреля 1943 года, в канун еврейского праздника Песах. В первый день немецкие войска, насчитывающие около 1,5–2 тыс. солдат, при поддержке танков и бронетехники были удивлены масштабами сопротивления евреев и решимостью повстанцев. Немцам пришлось отступить, но вскоре они совершили еще одну атаку.
Еще до начала восстания польская армия Крайовы бесплатно предоставила Еврейской боевой организации ряд видов оружия, включая пистолеты, гранаты и взрывчатку. Польские подпольные организации также организовали продажу оружия для ŻOB и ŻZW. Еврейский военный союз должен был купить дюжину пулеметов, обычных винтовок и пистолетов, гранат и боеприпасов у поляков на черном рынке.
В 1943 году поляки не были готовы к военным действиям против немцев в Варшаве. Однако восстание в гетто было поддержано несколькими вооруженными польскими отрядами. В первый день поляки предприняли неудачную атаку на стену гетто на ул. Бонифратерский. Польские солдаты, которые пытались взорвать стену, были окружены немцами, пойманы и, вероятно, расстреляны.
В последующие дни Армия Крайовой совершила серию атак на немецкие посты, известную как Операция Гетто. Аналогичные действия были предприняты Народной гвардией и, в меньших масштабах, Социалистической боевой организацией и Польской акцией за независимость. В немецком отчете упоминается, что немецкие войска «постоянно подвергались обстрелу вне гетто».
Для евреев, наравне с военной, важна была помощь в передаче свидетельств о немецких преступлениях и борьбе повстанцев. Уже в 1942 году, благодаря польскому подполью, удалось отправить на Запад отчет «Ликвидация еврейской Варшавы», приложенный к отчетам Карского. Однако западные правительства не верили в сообщения из Польши.
С первого дня восстания в польском гетто в польской подпольной прессе появились обширные статьи о нем. В статьях содержался призыв к поддержке евреев в их борьбе и помощи беженцам. Эмигрантские власти в Лондоне ежедневно получали сообщения о ситуации в гетто, которые быстро передавались властям Великобритании.
Информация о боевых действиях появилась 22 апреля 1943 года в польской радиостанции «Свит», вещающей из Лондона. 5 мая верховный главнокомандующий вооруженными силами Польши и премьер-министр правительства в изгнании генерал Владислав Сикорский обратился к своим соотечественникам в стране за помощью для евреев, воюющих в столице.
Однако довольно скоординированный бой внутри стен гетто длился всего несколько дней. Немцы начали использовать тактику выжженной земли, постепенно поджигая и уничтожая один за другим кварталы гетто. Повстанцы потеряли связь между отдельными группами. Члены ŻOB окопались в подготовленных ранее бункерах. Напротив, ZZW разделился на более мелкие группы, которые пытались выбраться из гетто.
Командующий операцией по уничтожению гетто группенфюрер СС Юрген Штроп приказал уничтожить еще бункеры и дома, в которых, кроме повстанцев, прятались мирные жители. Дома были взорваны и подожжены, и немцы пропускали газ в подвалы, что сеяло панику. Пойманные евреи были убиты на месте или отправлены в концлагеря.
8 мая Германия обнаружила хорошо укомплектованный бункер на ул. Мила, 18, где находился штаб Еврейской боевой организации. Немцы призывали евреев сдаться. Гражданские покинули здание, но около 120 человек, включая командира ŻOB Мордехая Анилевича, предпочли совершить самоубийство, чем попасть в руки немцев.
Символом окончательного падения гетто был подрыв Большой синагоги, который состоялся 16 мая. После этого события немецкий командующий Штроп подготовил доклад для главы СС и полиции Третьего рейха Генриха Гиммлера, озаглавленный «В Варшаве больше нет еврейского жилого района!»
Лишь нескольким десяткам подпольщиков удалось спастись из гетто. Некоторые из них впоследствии погибли в результате боевых действий с Германией или доноса. Немногие повстанцы, которые остались или вернулись в Варшаву, позже приняли участие в Варшавском восстании. Марек Эдельман был среди них. Поэтому почти никто не выжил в Еврейском военном союзе, и из-за политики Польской Народной Республики память об организации была потеряна на долгое время.
В последующие месяцы немцы систематически обыскивали и сносили дома в гетто. Историки подсчитали, что после восстания 7 тыс. евреев были перевезены в лагерь смерти Треблинка и 36 тыс. были депортированы в трудовые лагеря в Люблинском районе. Люблинские лагеря были ликвидированы в начале ноября 1943 года в рамках кампании «Эрнтефест», или «Догинки», и все евреи, заключенные в них, были убиты.
В течение нескольких лет бумажные нарциссы были символом памяти о восстании в гетто. Акции памяти были инициированы Полинским музеем истории польских евреев. Нарцисс связан с еврейской звездой Давида, но в первую очередь он символизирует память о борьбе повстанцев. Именно эти цветы Марек Эдельман должен был возлагать каждый год в годовщину восстания у памятника Героям Гетто в Варшаве.
Важным источником знаний о восстании являются воспоминания Марека Эдельмана, написанные Ханной Кралл в книге «Опередить Господа Бога». Восстание в гетто также описано в книге «Беседы с палачом» Казимежа Мочарского, героем и собеседником которого является Юрген Штруп из СС.
О восстании в гетто напоминают памятники и памятные доски, расположенные в Варшаве, в том числе памятник героям гетто в варшавском Муранове или Курган Анилевич на улице Мила, в месте, где погибли повстанцы из Еврейской боевой организации вместе с их командиром.
Различные учреждения в стране и в мире также заботятся о памяти восстания. В Израиле есть Музей бойцов гетто. В 2018 году премьер-министр Матеуш Моравецкий основал Музей Варшавского гетто. Открытие объекта запланировано на 2023 год, к 80-летию восстания. Музей истории польских евреев ПОЛИН также заботится о памяти восстания в гетто.