Марат. Часть 1

Изображение: Анашкин Сергей © ИА Красная Весна
Жан-Поль Марат
Жан-Поль Марат
Жан-Поль Марат

В 1743 году родился Французский государственный деятель и революционер Жан-Поль Марат. Рано потеряв родителей, Марат зарабатывал на жизнь уроками и врачебной практикой, переезжая из города в город. Более 10 лет прожил в Англии и Голландии, написал ряд брошюр и книг касающихся вопросов права и естественных наук. В 1775 году получил ученую степень доктора медицины, в 1779 году Французская Академия наук признала естественнонаучные опыты успешными и оригинальными. Политическое признание и известность, внесшее Марата в мировую историю, было получено позже, в период революции во Франции.

Дружба с бедностью.

Первая политическая книга Марата, «Цепи рабства», вышла в 1774 году. Она явилась значительным вкладом в развитие идей просвещения, продолжив идеи Руссо и предугадав развитие Великой Французской Революции, и буржуазного общества в целом.

В «Цепях рабства» Марат, следуя идеям Руссо, сравнивает развитие общества, нации, с процессом развития индивидуума: его младенчество, юность, зрелость и старость. Наибольшей энергией, смелостью и отвагой, гордостью и любовью к независимости общество обладает в период своего становления, в свое детское время. По мере старения, нация более сползает в неволю и слабость. Но старение нации не носит неотвратимый характер, так как в отличии от биологических процессов в животном организме, организм общественный способен сохранить свою молодость за счет за счет норм «дружбы с бедностью». «Пока богатства государства ограничены его пределами, пока земли в равной мере распределены между его жителями, всякий имеет одинаковые потребности и одинаковые средства к их удовлетворению; сограждане, находясь в одинаковых взаимоотношениях, сохраняют и почти полную независимость друг от друга, т. е. находятся в наилучших условиях для вкушения благ всей той свободы, какую только допускает наличие государственной власти».

Марат одним из первых обосновывает происхождение института государства, как инструмента насилия грабящего деспотизма над ограбляемым народом. Идеальному общественному строю, строю общества «друзей бедности», Марат противопоставляет государство в котором носители деспотической власти постепенно подчиняют и закабаляют народы, заковывают их в цепи рабства. Скопление земельной собственности в руках немногих приводит к тому, что «класс независимых граждан исчезает, и государство состоит лишь из господ и подчиненных». В отличии от современников, деливших общество на привилегированные сословия аристократии и духовенства, и третье сословие, Марат главное внимание уделяет противоречиями между богатыми и бедными, с различными интересами. «У наций коммерческих, где капиталисты и рантье почти всегда идут рука об руку с откупщиками, финансистами и биржевиками, большие города содержат лишь два класса граждан, из коих один прозябает в нищете, а второй — полон излишеств; один обладает всеми средствами угнетения, а другой не имеет никаких средств к защите.» «Становясь господами слабых, сильные в известной мере становятся и господами государства». Марат предугадывает к господству каких норм приведет деспотизм богатых: «Скоро зрелище огромных состояний стольких авантюристов внушает вкус к спекуляции, всеми сословиями овладевает неистовство ажиотажа; и вот уже нация состоит из одних только алчных интриганов, устроителей банков, касс взаимопомощи, обществ и учетных касс, из сочинителей проектов, из мошенников и плутов, вечно занятых изысканием средств для ограбления глупцов и строящих свое личное процветание на развалинах процветания общественного. Среди стольких интриганов, цепляющихся за колесо счастья, большая часть низвергается вниз: жажда золота заставляет их рисковать тем, что у них есть, ради приобретения того, чего у них нет... Жажда золота иссушает все сердца, и они замыкаются для сострадания, не внемлют голосу дружбы, кровные узы порываются, люди томятся лишь по богатству и способны продать все, вплоть до человечества». Разоблачая богатых, Марат нисколько не идеализирует сам народ, твердо указывая на недостатки, призывая к их преодолению. Отмечается трусость, глупость, невежество народа, его неумелость и недостаточность пользования своими естественными правами. «Единственной законной целью всякой политической власти является общее счастье. Каковы бы ни были притязания власть имущих, любое соображение должно отступать перед этим высшим законом». « Таким образом, всякая власть или действия этой власти, которые противоречат целям общего счастья людей, становятся незаконными, вернее сказать, противозаконными. Борьба против власти или ее действий, являющихся покушением на право людей на счастье,— не только священное право, но и обязанность, высший долг народа.» Взамен текущих недостатков, Марат указывает на необходимые к обретению народом достоинств: решительности, твердости и непоколебимости своих действий.

«Покарать преступление, не нарушая справедливости».

В 1780 году Марат представил «План уголовного законодательства». Утверждая «Все государства были созданы с помощью насилия, убийства, разбоя, и у власти поначалу не имелось никаких иных полномочий, кроме силы», утверждая собственность есть результат «первого захвата», а законы как орудие господства богатых над бедными, Марат не только утверждает новые гуманистические нормы на основе равенства всех членов общества перед законом и защиты прав и достоинства каждого члена общества вне зависимости от его социального и имущественного положения, но ставит в приоритет защиту интересов угнетаемых не справедливостью, оправдывая их перед законом. « Кто крадёт, чтобы жить, пока он не может поступить иначе, лишь осуществляет своё право». Марат указывает на важность борьбы не с вынужденными последствиями а с причиной преступлений «Почти повсюду правительство само вынуждает бедняков к преступлению, отнимая у них средства к существованию». Отмечается не приемлемость распространения уголовной ответственности преступника, на не виновных членов его семьи. Сохраняя общий гуманистический тон, в плане уголовного законодательства, Марат устанавливает беспощадное отношение к заговорщикам против устанавливаемого описанными нормами общества и государства: «Когда нация свободна и счастлива, заговоры являются величайшими из преступлений потому, что они стремятся низвергнуть конституцию и уничтожить законы, составляющие благополучие нации. Нет такой казни, которую не заслуживало бы подобное посягательство!» В период Великой Французской Революции данная норма была развернута в политику террора против заговорщиков.

Развитием идей высказанных «Плане уголовного законодательства» и прочих трудах, явился проект Конституции и Декларации прав человека 1791 года, документ существенно повлиявший на конституцию 1793 года. Марат указывает на то что общество «в долгу перед теми его членами, которые не обладают никакой собственностью и чей труд едва достаточен для удовлетворения их насущных потребностей, для обеспечения их средств, которые позволяют им питаться, одеваться... Те, кто живёт в роскоши, должны взять на себя заботу о покрытии потребностей тех, кто лишён самого необходимого».

Друг народа.

С 1789 году Жан-Поль Марат начал издавать газету «Друг народа», по названию которой в дальнейшем получил прозвище. Приняв активное участие в становлении революционного якобинского правительства, будучи президентом якобинского клуба. Марат в существенной степени повлиял на развитие гражданского самосознания среди мелкой буржуазии и рабочих Парижа, в то же самое время став главной мишенью для врагов революции в целом и якобинского клуба в частности. Первые номера «друга народа» выходили тогда, когда революция еще не очистилась от засилия разного рода популистов, вторящих на страницах своих высокотиражных газет, напечатанных на хорошей бумаге, дифирамбы в адрес народа, и имеющих своей целью обмануть народ, для того что бы с его помощью перераспределись собственность и самим обогатиться. Марат не льстил массам, разоблачал господствовавших на политической арене популистов, тираж его газеты, с неразборчивым шрифтом на серой, плохо обрезанной бумаге, где строки наползали одна на другую, составлял всего порядка двух тысяч, что в разы, и в десятки раз меньше тиража отдельных газет его политических оппонентов. Марат был единственным автором своей газеты, в то время как его оппоненты могли позволить выплачивать гонорары авторам своих газет, на них работали «литературные негры». Каким образом газета Марата стала иметь большее влияние на народные массы, и все его противники оказывались повержены? Один известный российский политик начала XX века описал секрет достаточно лаконично: «Массам всегда нужно говорить правду» И правда эта носила грубый, суровый характер. Лейтмотив статей Марата был один и тот же: бдительность, бдительность и еще раз бдительность: «В пылу острых споров народу следует опасаться уловок своих врагов, и здесь не стоит надеяться на его силы и храбрость. Он попадет в западню, если ее не заметит. А значит, ему нужны искушенные в политике люди, которые бы денно и нощно блюли его интересы, защищали его права, заботились о его благе. Я посвящу этому каждое мгновение своей жизни». «О глупый французский народ, ты опутан сетью самых чудовищных заговоров, без крови не обойтись, «лучше пролить несколько капель нечистой крови, чем ждать, пока народная кровь польется потоками!». Марат называл свою газету «страшилищем для контрреволюции». И действительно, разоблачающая бесчисленные готовящиеся заговоры в мельчайших деталях, называя имена и фамилии заговорщиков, призывая массы к расправам над заговорщиками — статьи Марата носили от номера в номер все более свирепый характер. Общий тон газеты Марата может показаться параноидальным, риторика и призывы к расправе истерическими и садистскими. Это утверждали его противники. Однако все предсказанные им заговоры впоследствии сбылись: измена Лафайета, Дюмурье, Мирабо, предательство и бегство короля. «Дорогие товарищи, вы говорите, что меня считают пророком; но я такой же пророк, как и любой из вас. Я просто внимательно разглядываю то, на что вы не обращаете внимания. Я тщательно изучаю людей, которым вы верите на слово, и познаю различные комбинации всех элементов политической машины, на игру которой вы смотрите просто как зрители» Та правда которая первоначально сулила Марату лишь наживание влиятельных в элите и популярных в народе врагов, впоследствии обеспечивала Марату доверие и любовь народа, его заступничество и ответную дружбу. Газета Марата зачитывалась вслух энтузиастами при больших скоплениях народа.