«Это будет менее частным случаем, более длительным и с большими существенными потерями для той страны, которая проявит меньше воли»

Конфликт США и России будет хуже, чем Карибский кризис — интервью

А. Литовченко. Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею.
А. Литовченко. Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею.

Напряженность в отношениях между Россией и США находится в своей высшей точке с развала СССР. Враждебная риторика Белого дома, ситуация на Украине, попытка переворота в Белоруссии и «экологическое» давление сочетаются с заявлениями о политических убийствах и угрозами применения ядерного оружия...

Доктор политических наук, профессор МГУ Сергей Черняховский в интервью ИА Красная Весна оценил текущее состояние отношений между Россией и Западом.

ИА Красная Весна: Лукашенко поднял тему о готовившемся покушении против него, Владимир Путин говорил о политических убийствах Запада в своем послании, ранее Джо Байден назвал Путина убийцей... Эта риторика, которая выходит на первый план в мировой политике, она о чем говорит, с вашей точки зрения?

Сергей Черняховский: Во-первых, некорректное высказывание, оскорбление Байдена и реальная фактура покушения на Лукашенко — это несопоставимые вещи.

Потому что в данном случае идет речь о подготовке переворота, попытке убийства конкретного человека, лидера государства. А заявление Байдена носило беспредметный характер. Это явления не одного порядка.

В Америке продолжается кампания по представлению демонизации России и Путина. К сожалению, адекватно на это мы не ответили в полной мере, хотя ответ Путина был сам по себе достойным.

Информация о попытке переворота в Белоруссии скорее говорит о том, что мы не будем отныне замалчивать такие вещи, будем оглашать их публично.

Но в целом я не считаю, что как-то принципиально изменилась риторика. Я считаю, что отношения, разумеется, обостряются, и так или иначе они могут разрядиться после некоего крупномасштабного конфликта.

Он может быть конфликтом разной степени интенсивности, длительности. Но разрядка тогда, в 70-е годы, наступила после того, как американцы потерпели военное поражение во Вьетнаме. Перед этим они потерпели военное поражение в Корее.

Поэтому отношения могут урегулироваться только после и в процессе какого-то подобного конфликта.

ИА Красная Весна: На Ваш взгляд, где более всего вероятен этот конфликт?

Черняховский: Обычно они случаются там, где они менее вероятны. Поэтому тут говорить, что это Украина… К сожалению, странной оказалась наша позиция по Украине в последние дни.

Понятно, что иметь под боком враждебное государство с фашистской идеологией, с террористическим режимом, вообще не понимаю, как можно. Но не факт, что подобного рода столкновение произойдет на Украине.

Потому что на Украине оно, скорее всего, будет однозначно проигрышным для Запада. Поэтому скорее они будут пробовать на каком-то другом направлении.

К сожалению, я считаю, наша ошибка в том, что мы упустили возможность завершения конфликта на Украине и возможность того, чтобы таким образом подойти к ослаблению напряженности.

ИА Красная Весна: Байден недавно назвал Путина убийцей, сейчас он как-бы „съезжает“ с этой темы. Его политика сдвигается в сторону некоторого примирения с Россией. Его советник — Джон Керри... С вашей точки зрения, это является словесной разрядкой или же это своего рода усыпление бдительности?

Черняховский: Байден ни с чего не «съезжает». Байден осуществляет определенного рода тактику, которую используют в небольших формальных группах. Когда с одной стороны демонстрируют готовность к некой комплиментарности, но при этом зажимают все плотнее в тиски.

Оказывают давление, то есть как бы предоставляют выбор: «Вот, мы давим. Мы готовы тебя простить, но мы будем тебя давить. Как надоест — можешь нам сказать».

Керри представляет несколько особый лагерь в стане Байдена. С одной стороны, он больше действует невоенными методами, у него это один из заложенных алгоритмов поведения — начиная с того, как он бросал свои военные медали к подножию Капитолия после Вьетнама.

С другой стороны, он ничуть не отступает от того, чтобы укрепить позиции Америки. В частности, через тот самый «экологический вариант».

Выдвигается на первый план в общем-то вполне разумная повестка. Есть проблема окружающей среды, надо ее решать. Если надо ее решать — давайте создадим структуры, которые будут их решать, или как минимум обозначим общее согласие по этому поводу. А потом от имени этого общего согласия мы провозглашаем некие правила игры, заключающиеся в том, кому и насколько можно развивать промышленность, а кому нет. А контролировать правила игры будут США.

Поэтому, в этой ситуации против Китая и России можно вести борьбу уже не с позиции борьбы с коммунизмом, уже не с позиции борьбы с авторитаризмом, а с позиции борьбы с нарушителями экологической безопасности.

То есть США выступают уже не как защитники некоего прогрессивного человечества, свободного, демократического, а как защитники жизни на Земле. Россия и Китай могут быть объявлены угрозой для жизни на Земле в любых ее формах.

ИА Красная Весна: Вы сказали, что Байден не „съезжает“ с темы, тогда можно ли говорить, что в какой-то перспективе ближайшей мы будем близки к аналогу Карибского кризиса?

Черняховский: Карибская история — вполне конкретная вещь, я не думаю, что развитие событий пойдет через такую форму. Я думаю, что это будет менее частным случаем, более длительным и с большими существенными потерями для той страны, которая проявит меньше воли. Выиграет тот, кто будет упрямее. Выиграет тот, кто меньше будет бояться риска войны.

ИА Красная Весна: Владимир Путин подписал указ о применении мер воздействия, противодействия на недружественные действия иностранных государств. Что это значит, какие государства могут быть признаны недружественными, какие санкции могут быть против них введены?

Черняховский: Недружественными будут признаны те государства, которые будут вести себя недружественно. Я могу сказать только с моей точки зрения, какие государства можно считать недружественными. Например, государства, которые сносят памятники воинам Советской армии.

Я считаю недружественными государства, которые высылают российских дипломатов. Я считаю недружественными государства, где проходят чествования нацистских преступников. Я считаю недружественными государствами тех, кто пытается объявить Советский Союз виновником Второй мировой войны.

ИА Красная Весна: Здесь получается — Польша, Латвия, Литва…

Черняховский: Каждый, кто так себя ведет, должен считаться, с моей точки зрения, недружественным государством.

К примеру, если Франция объявляет о поддержке режима Зеленского, значит она совершает недружественный акт по отношению к России. С моей точки зрения, при моей любви к Франции в целом.

Какие могут быть меры? Это должно решаться по ситуации. К сожалению, они будут не такими жесткими, какими должны быть по логике вещей.

Читайте также: Россия признала США недружественным государством. Кто следующий?