Экономика стала новым фронтом многомерной войны в Йемене
В Йемене продолжает развиваться многолетний конфликт между повстанцами-хуситами и силами международно признанного правительства, которое поддерживает коалиция арабских стран, возглавляемая Саудовской Аравией. Январские обострения, связанные с атаками хуситов на ОАЭ, предвещают новую фазу йеменского кризиса.
Кризис в Йемене — многомерный, он не сводится к одному только классическому военному конфликту. Этот конфликт, например, также включает идеологическую войну и информационную войну ведущиеся за умы людей, а также экономическую. Подобные виды войн (идеологические, экономические, концептуальные и т. д.) еще называют «мягкой силой» (soft power). Особенность йеменской горячей точки в том, что в ней применяются и военные действия, и мягкая сила.
Экономическая война в Йемене пока не описана подробно. В СМИ лишь время от времени появляются сообщения о событиях, как-то связанных с экономической войной. Например, сообщается о том, что саудовская коалиция блокирует суда с нефтепродуктами, что приводит к топливному кризису и нехватке выработки электроэнергии.
Международный аналитический центр Crisis Group провел исследование фаз экономической войны в Йемене и текущего состояния экономического кризиса. ИА Красная Весна публикует перевод статьи «Как военная экономика Йемена подрывает мирные усилия», содержащую ключевые тезисы и подводку к основному докладу центра. Автор этой статьи — Питер Солсбери, старший аналитик Crisis Group по Йемену.
Питер Солсбери писал для The Economist, Financial Times и Foreign Policy. Он консультировал департамент международного развития Великобритании, ООН и Всемирный банк. Кроме того, Солсбери опубликовал серию высоко оцененных статей о Йемене для Chatham House — аналитического центра со штаб-квартирой в Лондоне, где он также является старшим научным сотрудником-консультантом.
Как военная экономика Йемена подрывает мирные усилия
Йемен — страна с населением около 30 миллионов человек. Он занимает юго-западную оконечность Аравийского полуострова и граничит с Саудовской Аравией и Оманом, а рядом с ним пролегают судоходные пути Красного моря и Аденского залива.
Йемен находится в состоянии войны с начала 2015 года, когда повстанцы-хуситы и их союзники попытались захватить страну, а военная интервенция под руководством Саудовской Аравии безуспешно пыталась вытеснить их из столицы Саны. Война номинально противопоставляет хуситов, получающих поддержку Ирана, поддерживаемому Саудовской Аравией международно признанному правительству Абд-Раббу Мансура Хади.
На самом деле, многочисленные антихуситские силы на местах сражались как с повстанцами, так и друг с другом. В результате к 2020 году страна была разделена примерно на пять зон политического и военного контроля. Хуситы контролируют северо-запад Йемена, самый густонаселенный район страны, и, в частности, Сану — ее исторический политический и торговый центр.
На сегодняшний день сложилась ситуация, при которой боевые действия отрезали дороги и разделили контроль над портами и аэропортами Йемена, многие из которых были закрыты.
От единой экономики к раздробленности
В первые годы войны эти территориальные деления по зонам контроля не распространялись на экономику, которая оставалась в основном единой. Цены на пшеницу, например, были в целом одинаковыми по всей стране.
Но с начала 2020 года ситуация изменилась. Теперь Йемен разделен на две обширные экономические зоны, одна из которых контролируется хуситами, а другая простирается на территории, номинально контролируемой правительством.
С 2019 года цены на пшеницу в правительственных районах выросли более чем вдвое. Зарплаты большинства йеменцев не учитывают инфляцию, поэтому фактически покупательная способность снизилась вдвое.
Почему экономика разделилась? Ответ заключается в том, что гражданская война в Йемене — это не просто военная и политическая борьба. Это также экономический конфликт, который, вероятно, унес больше жизней, чем боевые действия на передовой.
Фазы экономической войны
Экономический конфликт разворачивался в несколько отличающихся фаз. Во-первых, в 2016 году, после провала мирных переговоров в Кувейте, правительство перенесло штаб-квартиру центрального банка Йемена из контролируемой хуситами Саны во временную столицу в Адене.
Правительство считало, что это даст ему экономическое преимущество перед хуситами. Оно стремилось лишить их доступа к банковским резервам в йеменских риалах и твердой валюте, такой как доллар, и, что более важно, восстановить контроль над потоком денег в страну и из страны через банковскую систему.
В 2018 году силы, поддерживаемые ОАЭ, развернули военную кампанию по захвату контролируемого хуситами порта Ходейда на Красном море. Как и Эр-Рияд, Абу-Даби утверждал, что хуситы переправляли оружие в Йемен контрабандой через Ходейду. ОАЭ также считали Ходейду важной, потому что хуситы зарабатывали много денег, облагая налогом товары, поступающие в порт. В то время половина йеменского импорта продовольствия и топлива поступала в страну через Ходейду.
Но ООН и другие стороны опасались, что битва за Ходейду серьезно нарушит импорт, вызовет «массовый голод» и может перерасти в ожесточенные городские бои. Поэтому в декабре 2018 года ООН выступила посредником в заключении Стокгольмского соглашения о предотвращении боевых действий и демилитаризации территории Ходейды.
Стокгольмское соглашение остановило боевые действия в Ходейде. Но это не положило конец войне. Бои на фронте продолжались, экономический конфликт обострился.
Правительство приняло ряд новых законов, чтобы импортерам было сложнее ввозить товары в Йемен через Ходейду и вынудить их использовать центральный банк Адена для перевода денег в страну и из страны.
Правительство, похоже, использовало свой правовой статус для того, чтобы осуществить то, что коалиция не смогла сделать военным путем, — отрезать доходы хуситов от Ходейды и увеличить свои собственные, поскольку всё больше торговли происходило через порты, находящиеся под его номинальным контролем. В 2019 году с помощью Саудовской Аравии правительство начало откладывать выдачу разрешений на импорт топлива в Ходейду.
На карте показан маршрут судна с топливом в Ходейду в 2019 году. Пунктирная линия показывает маршрут судна, а кружки показывают количество дней, в течение которых оно стояло на якоре в разных местах по пути. Корабль находился в контролируемой Саудовской Аравией зоне ожидания почти 60 дней, прежде чем ему было разрешено войти в Ходейду.
В ответ в конце 2019 года хуситы запретили новые банкноты йеменского риала, которые правительство печатало с 2017 года для выплаты заработной платы и других расходов. Правительство более чем удвоило денежную массу Йемена. Хуситы заявили, что новые законопроекты правительства стимулируют инфляцию и усугубляют экономический кризис.
На карте ниже показана концентрация населения Йемена и то, кто контролирует районы, в которых живут граждане. Подавляющее большинство йеменцев — вероятно, более 20 млн человек — проживают в районах хуситов.
Запретив новые банкноты, напечатанными правительством, хуситы тем самым фактически наводнили менее густонаселенные подконтрольные правительству территории этими банкнотами. Риал начал падать по отношению к доллару в районах, не принадлежащих хуситам.
Если в 2017 году обменный курс риала к доллару в разных частях Йемена был более или менее одинаковым по всей стране, то к июню 2021 года стоимость одного доллара в районах, номинально контролируемых правительством, намного превышала обменный курс в районах хуситов, где он оставался относительно стабильным.
Борьба за контроль над топливом и валютой в совокупности усугубила экономическую и гуманитарную катастрофу Йемена и углубила политические разногласия в стране. Это нанесло ущерб правительству.
В районах, контролируемых правительством, стоимость основных товаров выросла настолько, что с января 2020 года обычная продовольственная корзина, которую покупает среднее домохозяйство, удвоилась в цене.
Цены на топливо также выросли как в районах проживания хуситов, так и в районах, не принадлежащих им. Это повышение цен частично связано с эмбарго правительства и Саудовской Аравии на топливо в отношении Ходейды с января 2021 года и ростом цен на мировых рынках. Оно также вызвано обесцениванием риала в районах, не принадлежащих хуситам.
Но есть еще одна причина. Противники хуситов обвиняют их в том, что они поднимают цены на топливо в своих регионах, чтобы возместить потерянный доход от заблокированных поставок топлива и даже увеличить свои доходы, в то время как официальное правительство терпит издержки.
Более высокие цены на топливо в районах, контролируемых хуситами, также помогают объяснить, почему в районах, контролируемых правительством, увеличивается дефицит топлива, несмотря на рост импорта. Торговцы могут заработать больше денег, транспортируя топливо в районы, контролируемые хуситами, чем продавая его на территории, контролируемой правительством, и рискуя потерять деньги из-за местного инфляционного кризиса.
На спутниковых снимках видно, что площадка для бензовозов, въезжающих на территорию, контролируемую хуситами, с 2018 года становится всё более загруженной.
Валютный кризис наряду с нехваткой топлива и электроэнергии привел к протестам в большинстве крупных городов, находящихся под номинальным контролем правительства. Города Таиз, Аден, Атак и Мукалла были охвачены протестами в 2021 году.
Так что же необходимо сделать? Ханс Грундберг, новый посланник ООН в Йемене, должен не просто добиться военного перемирия и политического урегулирования. Ему также необходимо добиться прекращения экономической войны.
(теги пока скрыты для внешних читателей)