Прохожие на улицах Москвы высказались о своем отношении к Октябрьской революции. Единственное, что объединяет людей порой с диаметрально противоположными взглядами на те события, это покорность судьбе и явное отсутствие желания вернуть утраченное

Они не были на митинге, но… Москвичи высказали всё, что думают о 7 ноября

Изображение: Скопина Ольга © ИА Красная Весна
Октябрь 1917
Октябрь 1917

7 ноября 2019 года в Москве в Лермонтовском сквере прошел праздничный митинг в честь 102-й годовщины Великой Октябрьской революции. Мы спросили простых москвичей, не принимавших в нем участие, но волею судьбы оказавшихся рядом с праздничным мероприятием, что они думают о 7 ноября. Как оценивают политику властей относительно праздника? Замечают ли в своем окружении признаки ресоветизации? Как вообще соотносят себя с праздником и соотносят ли?

Татьяна, пенсионерка

«К 7 ноября отношусь хорошо, сама из советских времен».

«Политика властей относительно праздника — нормальная, вон парад проводят. Для нынешнего времени и так хорошо. А нам достаточно, чтобы память сохранилась».

«Для меня это просто историческая дата, было и прошло».

Александр Пастушенко, железнодорожник

«Праздновать нужно, событие историческое. А со знаком плюс или минус — каждый решает для себя».

«Было много хорошего, много плохого. Но так как я человек верующий, поэтому то, с чем пришли коммунисты к власти — долой Бога, долой попов — для меня неприемлемо. А то, что касается социальных вопросов, тут все на высоте и впереди планеты всей. Поэтому у меня такие сложные отношения».

«Молодежь хорошо относится к советскому периоду, потому что им рассказывают родители о тех временах, и рассказывают и о бесплатном жилье, бесплатном образовании и пр. Молодежь же сейчас сталкивается с реальностью и видит, что сейчас это все далеко от того, что им рассказывают».

«Конечно, было много ошибок, которые постепенно были исправлены. Но это было бы идеальное общественное устройство в том виде, в котором оно было задумано. Потому что то, через что прошла наша страна тогда, при том строе, при той идее, я не уверен, что сейчас бы мы все это выдержали. И войну (и не одну), и строительство, и восстановление, и космос… Сейчас — деньги, деньги, деньги… А что деньги? Нужно куда-то идти, какая-то идея должна быть».

«Восстановить идею теоретически можно, но практически, к сожалению, это нереально. Может быть, когда-то в отдаленном будущем, когда все будет хорошо…»

Максим, студент ВШЭ

«Революция — событие важное, повлиявшее на историю и кардинально ее изменившее. Для меня — это просто историческое событие, которое интересно изучить».

Сергей, студент

«Про праздник знаю. Но я придерживаюсь больше анархо-коммунистических взглядов, поэтому существующий праздник не так уж поддерживаю, так как он адресует к советской традиции. Но мне он близок с точки зрения идеи экзистенциального бунта человека и восстания против безличной машины. Вообще, это дата, отсылающая к событиям, которые имеют какую-то продолжающуюся традицию».

Дарья, работа с клиентами в сфере торговли; Сабина, менеджер в дизайн-студии

Дарья: «К революциям отношусь плохо. Но тогда она уже назрела, были предпосылки, и она случилась».

Сабина: «Это не хорошо и не плохо, раньше или позже это случилось бы».

Дарья: «В нашем окружении нет людей, кто хотел бы в Советский Союз или говорил бы о том, как там было хорошо. По-моему, это стало каким-то таким мифическим временем, которое кто-то слишком сильно окрыляет».

Сабина: «Но сейчас это неактуально, и никакой революции мы не хотим. Пока что…»

Дарья: «Но идеи-то были хорошие. Восьмичасовой рабочий день, декрет, всеми плодами революции до сих пор пользуемся. Хорошо, что был такой дедушка Ленин. Мы ему благодарны».

Сабина: «А у меня мама любит Ленина, она октябренком была».

Дарья: «Но это наверно просто хорошие детские воспоминания. А были же еще какие-то лагеря. Но мы глубоких переживаний по этому поводу не испытываем, ведь мы не застали ничего этого».

Володина Юлия, социальный предприниматель

«Праздновать 7 ноября — наверно нет. Те факты, которые открылись про нашу историю, которым нет оснований не верить, а также факты из моей семьи… Вот из-за них для меня это сейчас не является праздником».

«По поводу того, что растет положительное отношение к советскому периоду… То, что сейчас у нас происходит, тоже во многом спорно. А молодежь ищет правду, ищет для себя какую-то опору, основу, и кто-то находит ее в религии, а кто-то в советской истории. Но мне кажется, что это иллюзии».

«Хотя, как можно все отрицать? Мои два дедушки и обе бабушки были практически детьми революции. Их раскулачивали. А оба деда воевали. Они защищали нашу Родину, мою Родину. Это их жизнь! Как я могу сказать, что все было плохо? Но при этом у бабушки расстреляли родителей. Сейчас я вижу, что я свободней, что я могу сказать что-то, не боясь, что меня посадят в тюрьму или расстреляют. Но это сложно, это жизнь. Нельзя сказать, что все было плохо или что все было хорошо. Наши предки прожили эти жизни, а выводы делает каждый сам».

Светлана

«Наверно, праздновать надо. Как историческую дату. Среди знакомых такие вопросы не обсуждаются. Было одно, стало другое, но я к этому отношусь равнодушно».

Никита, начальник архива РЖД

«Праздник такой неоднозначный. Но я считаю, что все памятные даты надо праздновать. Момент переломный был».

«То, что его убрали с государственного уровня — это логично. Не скажу, хорошо это или плохо, но раз идеология другая, это должно было произойти».

«Я вообще считаю, что ни одна революция в XX веке не делалась без вмешательства извне. А у нас это все делалось с нашим русским перегибом. Получилось, что революция съела своих детей. Но положительное конечно было. Народного единства тогда, наверно, было больше, чем сейчас».

«То, что в стране идет ресоветизация, согласен, вижу это. Связано это безусловно с ухудшением социальной обстановки в стране. Откровенно говоря, загнали народ в такой угол, что, хочешь не хочешь, народ начинает альтернативу какую-то искать».

Елена, мастер по маникюру; Ольга, инженер-конструктор; Майя, клинические исследования

Елена: «Сегодня читала, что за праздник, не помню… А! День революции!»

Майя: «Праздновать надо, чтобы историю чтить».

Елена: «Я помню, в детстве ходили на эти праздники, классно было. Народ объединенный был. А сейчас это уже… вымерло, наверно».

Ольга: «Это когда Питер бомбили? Когда Ленин революцию устроил? Ну, извините, я не согласна. Я считаю, что не надо было отдавать власть. Просто власть должна была вести себя по-другому. Но это не праздник! В чем праздник? Что пролетариат победил царскую власть? Я праздника здесь не вижу. Неправильное поведение властей привело к революции. Но те люди, которые совершили эту революцию, не сделали лучше для России. Но хотя есть люди, которые с низов поднялись потом, конечно, они сейчас считают это праздником».

Елена: «Но люди были спокойнее, добрее и адекватнее! И проще».

Светлана, пенсионерка

«Для нашего поколения — это настоящий праздник, мы привыкли его праздновать. Вот 4-е ноября вообще не воспринимается. А 7-е так праздником и осталось».

«То, что убрали праздник с государственного уровня — логично, сейчас другое правительство. Но я воспринимаю этот праздник как народный. А не потому что там — какая-то политическая подоплека. Просто мы к нему привыкли. Это, как Новый год, как 8-е марта, к ним мы тоже привыкли».

Что ж, люди искренне высказали свое отношение к революции и ее завоеваниям. Очевидно, что 7 ноября до сих пор живет в сердцах людей. Как и то, что у них нет четкой позиции относительно тех событий. Вроде как и предпосылки были, и ситуация назрела, но при этом Октябрьская революция не воспринимается как некий рывок вперед, как то, что фактически спасло страну и позволило выйти ей на лидирующие позиции в мире. Некоторый консенсус (прежде всего — с самим собой) заключается в согласии, что праздновать надо. Но не больше…

Нисколько не удивляет отсутствие сильных переживаний и ощущения утраты у тех, кому праздник дорог. Именно поэтому часто можно услышать, что, мол, хорошо, что разрешают праздновать — и на том спасибо. Такая традиция, привычка, но на этом и все…

Хочется только заметить, что с таким отношением (что называется «ни два, ни полтора») к тому, что было дорого, никогда не удастся это дорогое вернуть. А отстранение от острых вопросов, нежелание их задавать (в первую очередь — себе) и искать на них ответы — это, по сути, молчаливое предательство своего прошлого, всего того, что было завоевано предками, — и военных побед, и социальных достижений.