В августе биржевая стоимость бензина марки «Премиум-95» устанавливает всё новые и новые рекорды, цены топлива на АЗС растут

Что думают эксперты о росте цен на бензин?

Юлиус Леблан Стюарт. Поездка через Булонский лес. 1901
Юлиус Леблан Стюарт. Поездка через Булонский лес. 1901
Юлиус Леблан Стюарт. Поездка через Булонский лес. 1901

30 августа биржевая стоимость бензина марки «Премиум-95» в европейской части России обновила исторический максимум и составила 73 697 рублей за тонну. Цена на бензин растет с конца января 2023 года, когда она была на локальном минимуме.

С того момента она выросла почти в два раза. Рост цены с начала лета составил почти 20%, а в середине августа она превысила 70 тыс. рублей за тонну.

Так как независимые АЗС закупают бензин на оптовом рынке, такой рост цен не мог не сказаться на цене на заправках для потребителей.

О проблеме роста оптовых цен на бензин говорят многие эксперты и участники рынка. При этом некоторые вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК), которые имеют собственные добычные и перерабатывающие мощности, могут продавать топливо себе в убыток, однако независимые АЗС этого сделать не могут.

«Многие сети АЗС, принадлежащие ВИНКам, уже торгуют топливом по цене ниже оптовой. Однако независимые АЗС не могут себе позволить так вести бизнес. Мы вынуждены поднимать розничные цены, и сейчас топливо у нас стоит дороже. Это приводит к тому, что часть клиентов переезжает на АЗС ВИНКов», — заявил коммерческий директор сети АЗС «Нефтьмагистраль» Сергей Соловьёв ТАСС.

Соловьёв пояснил, что сейчас независимые АЗС не могут встать в цену нефтяных компаний, у которых она на 3–4 рубля дешевле при пересчете на 1 литр топлива. «Например, если Аи-95 в закупочной цене стоит 55 рублей, то отдельные нефтяные компании продают его за 53–54 рубля за литр, то есть дешевле, чем независимые АЗС его покупают оптом».

Вице-президент Российского топливного союза Ринат Фаттахов сообщил радио Sputnik, что не всегда рост оптовых цен ведет к соответствующему росту цен на топливо на заправках. Он подчеркнул, что соответствующий прогноз обычно невозможно сделать.

Эксперты отмечают, что на повышение цен на заправках влияют разные факторы, такие как инфляция, экспорт бензина, снижение демпфера, ремонты на НПЗ и проблемы с логистикой доставки топлива.

Инфляция

Фаттахов заявил, что одна из причин роста цен на бензин — это инфляция.

«Если мы возьмем прошлый год, то инфляция в России была в районе 12%, а промышленная инфляция гораздо выше, при этом стоимость бензина выросла всего на 0,8%, то есть фактически роста не было. Когда какие-то отраслевые цены отстают от инфляции, то рано или поздно они начнут ее догонять», — подчеркнул он.

Экспорт бензина, ослабление рубля и снижение выплат по демпферу

Другой причиной роста оптовых цен на бензин является рост его экспорта, считает Фаттахов. «Кроме того, экспортное направление немного выровнялось. Логистика стала работать лучше, и товара на экспорт поехало больше. Если сравнить с первым полугодием 2022 года, то это около 42% роста продаж бензина на экспорт. В связи с этим внутри России предложения стало меньше, поэтому оптовые цены выросли», — уверен эксперт.

Эту же причину «рекордов» цен на оптовом рынке выделяет специалист департамента стратегических исследований Total Research Николай Вавилов. Он также подчеркивает, что из-за роста мировых цен и ослабления рубля, которое приводит к росту выручки при экспорте, бензин становится более выгодно экспортировать, чем продавать на внутреннем рынке.

Плановые ремонты НПЗ, логистика

Ряд экспертов считают, что на рост цены на бензин повлияли ремонты НПЗ, из-за чего на данной территории топливо временно не производилось, а также проблемы в логистике.

Читайте также: Бензин дорожает на бирже и исчезает с заправок. В чем причины?

Так, Вавилов выделяет плановые ремонты НПЗ среди причин подорожания топлива.

Первый заместитель председателя комитета ГД по строительству и ЖКХ Владимир Кошелев сообщил «Эксперту», что проблема с логистикой является комплексной: «Это и сложности с логистикой: дефицит свободных цистерн, связанный с замедлившимся оборотом по железнодорожной сети. Грузы в отдаленные регионы идут дольше, так как на летний сезон отдается приоритет пассажирским поездам. Это и тот факт, что традиционно летом НПЗ закрываются на ремонт и профилактику, что снижает объем предложения топлива на рынке».

По его словам, ничего нового в этих процессах нет, и они абсолютно предсказуемы. При нормальном процессе к ним все должны быть заранее готовы.

Эксперт ИнфоТЭК, заместитель председателя правления ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев так же отметил проблемы с логистикой, которые привели к дефициту топлива в ряде регионов: «Первое, это проблемы с логистикой, со сроками доставки топлива по железной дороге. Если раньше срок доставки с основных НПЗ составлял в среднем от 10 до 14 дней, то в этом году топливо до некоторых клиентов шло до трех месяцев».

Он добавил, что проблему усугубляет отсутствие у бизнеса четкого графика ремонтов НПЗ, ввод в эксплуатацию которых откладывается по разным причинам.

Эксперт подчеркнул комплексность проблем с логистикой доставки топлива. Трубопроводные системы в России ориентированы на экспорт, поэтому доставка внутри страны происходит железнодорожным и автомобильным транспортом. Из-за качества дорог и требований бензовозы не могут ездить полностью загруженными. Так, по каким-то дорогам разрешается нагрузка не более 9 тонн на ось, а где-то она только 7 тонн на ось.

«Каких-то дополнительных проблем в августе-сентябре ждать не нужно, потому что заканчивается сезон. К тому же вагоны периодически приходят. Но нужна системная работа не только по снижению проблем с работой РЖД, но и по созданию внутренних продуктопроводов, по увеличению качества дорог и снижению требований к бензовозам», — заключил эксперт.

Действия Минэнерго и их оценка

Минэнерго в августе ответило, что возникли сложности с поставками топлива в ряде регионов из-за загруженности железных дорог. Цены же на моторное топливо летом всегда растут из-за повышенного спроса. На цены также повлияли цены на мировом рынке и ослабление курса рубля.

При этом в ведомстве заверили, что объем производства и запасов топлива в стране достаточен для покрытия спроса.

Помимо вербальных интервенций правительство решило увеличить минимальный норматив продаж топлива с 1 сентября. Так, 25 августа опубликован приказ об их повышении по бензину с нынешних 12% до 13% объема выпуска, а дизельного топлива — с 8,5% до 9,5%.

Управляющий эксперт Центра аналитики и экспертизы ПСБ Екатерина Крылова прокомментировала «Эксперту» действия правительства: «Цены могут стабилизироваться. Это связано с возможным действием регулятора: рассматривается вопрос о лицензировании экспорта, могут еще раз повысить обязательный процент по продаже топлива на бирже, ввести заградительные пошлины на экспорт бензина. Плюс — если стабилизируется курс рубля, то это также будет играть роль».

Выводы

Таким образом, можно сказать, что на рост цен топлива на заправках повлиял сразу комплекс факторов. Ряд факторов, завязанных на сезонность, уйдет сам собой. НПЗ в какой-то момент всё же запустятся и заработают, что снизит напряженность с топливом в ряде регионов.

На другие факторы в виде экспорта и проблем в логистике пытается воздействовать правительство. Насколько удачно это будет, мы скоро увидим.

А ряд факторов, такие как инфляция, снижение курса рубля, снижение демпфера, будут оставаться и давить на цены вверх. При этом текущие рекордные цены на оптовом рынке повлияют на цены на заправках с неким лагом из-за логистики.

Даже если локально удастся стабилизировать цены и устранить дефицит топлива, видно, что есть системные моменты в налогообложении, ценообразовании и логистике. Без их решения и изменения цены на топливо всё равно постепенно будут расти и увеличивать расходы остального бизнеса в стране, проблемы, аналогичные текущим, будут вновь повторяться.

Комментарии
ОБ

Олег Бессонов 06:51 28.09.23

Я бы назвал этот "комплекс факторов" бардаком, организованным "невидимой рукой рынка" . Необходима национализация сырьевой базы и тяжелой промышленности и возврат Госплана. 

Обсудить в комментариях