Броня крепка? Как СВО повлияла на танки
В ХХ столетии танки стали одним из самых грозных видов боевых машин воюющих стран. Неповоротливые, медленные многотонные махины первой мировой войны сменились подвижными, хищными металлическими монстрами, обладающими хорошей броней, мощным и точным орудием, высокой скоростью.
Танковые клинья и танковые прорывы стали одним из самых страшных символов войн ХХ века. Однако на пороге ХХI века стало понятно, что картина начала меняться — обилие противотанковых средств, как ручных, так и устанавливаемых на боевую технику стали стремительно менять роль танков.
Не сберегли
5 сентября в соцсетях появился видеоролик, снятый попавшим под обстрел солдатом ВСУ. На нем в кадр попал горящий танк, очень напоминающий британский Challenger 2. Это видео вызвало большой резонанс, так как ранее считалось, что это самый защищенный в мире танк.
Новость и в Британии вызвала большой резонанс. Так, глава британского генштаба заявил, что испытал «сильные эмоции, потому что я, наверное, был на этом танке. Мы имеем глубокую привязанность к машинам и оборудованию, которыми сражались в последние годы». Так как же так вышло, что такая тяжелая и защищенная машина сгорела фактически сразу после попадания на фронт?
Бронетехника до СВО
Перед спецоперацией различные военные ресурсы и журналы постоянно составляли рейтинги основных танков мировых лидеров танкостроения, основываясь на характеристиках этих машин. Бронирование, вооружение, наличие автомата заряжания, дополнительная защита в виде экранов, КАЗ, системы предупреждения об облучении лазером, защита от ОМП, необитаемые башни и так далее.
Считалось, что сумма этих характеристик и определяет танк или другую бронированную машину. Однако все вышло иначе.
Огонь отовсюду
Спецоперация практически с самого начала задала очень высокую планку для танков, которые должны были там использоваться. Огромная концентрация ствольной и реактивной артиллерии, сплошное минирование, дроны-камикадзе, ударные и FPV-дроны, ударная авиация, огромное количество ПТРК и ручных гранатометов всех видов на руках у воюющих сторон изменили боевые действия.
Большинство современных основных танков имеют наибольшее бронирование спереди, предполагая, что это наиболее угрожаемое направление.
Однако новая реальность показала, что угрожаемым становится любое направление. Также не осталось и более-менее безопасных дистанций боя, которые раньше могли гарантировать выживание бронированной машины, а теперь не могут.
Кладбища бронированных машин в полях Украины
Любой танк, который не может двигаться — практически гарантированно будет сожжен. Или артиллерией, или дронами. Эвакуация танков с поля боя превратилась из опасной затеи в практически самоубийственную. Никто из противников не желает оставлять своему врагу поврежденный танк или бронемашину, поэтому всеми силами стремится его добить и уничтожить.
Беспилотная угроза
СВО стала событием, где впервые во всю ширь развернулись FPV-дроны. Дешевые, массовые, относительно мощные устройства теперь позволяют отправить многомилионный танк на свалку, потратив всего $1000.
Небольшой БПЛА позволяет атаковать танк с любого направления, выбирая самые уязвимые точки, и защититься от такой угрозы чрезвычайно сложно. Те самые козырьки, которые в самом начале СВО украшали российские Т-72Б3, и которые украинские СМИ презрительно называли «мангалами», сейчас постепенно становится необходимым элементом облика танков.
Более сложные дроны-камикадзе не были новинкой на момент СВО (тут можно вспомнить, как удачно выступили израильские дроны Harop во время второй Карабахской войны), но именно тут они начали активно (а главное результативно) использоваться против различной бронетехники. Если танк переживал первый удар «Ланцета», в него летел второй, третий, не оставляя тяжелой машине никаких шансов.
Танки как замена САУ
Значительное изменение стратегии применения танков произошло в ходе СВО, когда стало понятно, что фронт относительно стабилизировался, а противостояние приняло характер войны на истощение. В этом случаи российские танки, особенно старых серий, стали использоваться как эрзац-САУ, стреляющие по противнику с закрытых позиций. Наличие с обеих сторон большого числа БПЛА, корректирующих огонь, позволяет танкам относительно метко стрелять по позициям врага.
Такая ситуация возникла не от хорошей жизни, а от технического преимущества западных 155-мм САУ стран НАТО, которые по дальности превосходят российские САУ. К большому сожалению, «Коалиция-СВ», которая могла бы участвовать в контр-батарейной борьбе и обладающая дальностью стрельбы, сопоставимой с вражескими орудиями, к началу СВО в войска еще не попала.
Российская бронетехника
Несмотря на бравурные прогнозы, российская промышленность так и не смогла выпустить к началу СВО сколь-нибудь значимое количество новейших танков Т-14 («Армата»). Эти танки так и остались на видеозаписях парадов, а воевали другие машины.
Фактически на второй год СВО российские вооруженные силы распечатали все резервы и начали отправлять на фронт практически всё, что есть. Помимо новейших Т-90М «Прорыв», современных Т-72Б3 и Т-80БВМ, в зону СВО отправилось значительное число оставшихся от Советского Союза танков с баз хранения. Это и Т-62 и даже Т-55.
Украинская бронетехника
Украинские войска встретили СВО на еще советских танках, однако часть из них была модернизирована и представляла из себя вполне современные машины. С ростом потерь в бронетехнике, Украину начали накачивать боевыми машинами, которые поставлялись из других стран. В основном это были такие же устаревшие советские Т-72 ранних версий.
Следующим этапом начались поставки немецких танков «Леопард-2» старых модификаций, на которые украинские ВС возлагали большие надежды. Для управления незнакомыми машинами большое число украинских танкистов было отправлено за границу изучать матчасть, вождение и стрельбу на этих танках.
Стоит отметить, что украинская пропаганда рассказывала о чудовищной мощи и практически неуязвимости данных немецких боевых машин, реальность же показала, что горят они ничуть не хуже подбитых Т-72.
Большие надежды украинское командование возлагало на французские колесные боевые машины AMX-10RC, которые СМИ почему-то назвали танками. Грозный для африканских пейзажей и слабовооруженных боевиков колесный броневик оказался практически беззащитным и бесполезным в реалиях СВО. После захвата двух AMX-10RC российскими войсками, украинская сторона фактически прекратила их использование.
Следующей большой надеждой стали английские танки «Челенджер 2», которые британское правительство с радостью всучило украинцам. Тяжелая и неоднозначная машина вскоре также продемонстрировала пейзаж с языками пламени и черным дымом. Что, собственно, было ожидаемо.
По сообщениям СМИ, следующими на подходе ожидаются американские танки «Абрамс». Что их ждет, угадать нетрудно.
Танковая дилемма
С поставкой танков украинцам Запад столкнулся с неприятной ситуацией, когда РФ не стесняется кидать в бой современные машины, а противоположная сторона вынуждена воевать на том, что ей пришлют. Однако присылать современные машины Запад не спешит, даже при условии, что получится их испытать в реальной боевой обстановке.
Дело в том, что новые танки являются очень серьезным экспортным товаром, а видеозапись этих машин в виде груд обгорелого металлолома может очень плохо сказаться на будущих продажах.
Краткий итог
Подводя некоторый итог можно сделать несколько выводов.
1. Роль танков хоть и уменьшилась в ходе конфликта, никуда исчезать они не будут. Танк продолжает оставаться одной из главных ударных сил на сухопутном направлении.
2. Ставка украинцев на «вундерваффе», которое может легко переломить ход войны, оказалась, мягко говоря, ошибочной. С такой концентрацией огня гореть будет все.
3. Ставка российской стороны на модернизацию существующих еще советских танков оказалась в целом небесполезной. Однако модернизационный потенциал их явно не бесконечен. И вопрос «что дальше» встанет неизбежно и очень быстро.
4. Западные кураторы украинских властей уже выгребли запасы старых советских и западных танков, а боевые действия все идут. Видимо, они будут вынуждены поставлять на Украину уже и более современные танки, чего им очень не хочется.
(теги пока скрыты для внешних читателей)
Алексей Шейкин 09:36 22.09.23
Вечный спор щита и меча. На появление бронебойных снарядов отвечали увеличением бронирования, от кумулятивных выстрелов из гранатомета на танках появилась динамическая защита, от современных ПТУРОВ разработан КАЗ, который дорог и сыроват, а тут теперь ещё и дроны.
Средства поражения танков явно вырвались вперед в этом споре. Видимо КАЗ надо каким-то образом расширять до способности противостоять дронам, ну и получается, что танку без какой-то системы РЭБ, способной глушить управление FPV дронов на современном поле боя делать нечего.
Динамическая защита на башню, доработанный КАЗ, локальный танковый РЭБ, что-то видимо нужно думать с зенитным пулемётом в плане его замены на что-то более эффективное по борьбе с дронами. Это у нас скоро танк по сложности управления будет как современный боевой самолет, а тогда может он должны стать необитаемыми и управляться операторами из безопасного места куда будет стекаться вся информация о ситуации на поле боя.
Но тем не менее, на мой взгляд пока все равно самым главным остается взаимодействие на поле боя. Танк он же не сам по себе действует, а в составе подразделения. Прикрытые с воздуха средствами ПВО и РЭБ, с земли пехотой и артиллерией современные российские Т-90 и Т-72 будут вполне жизнеспособны на поле боя. Задача комплексная, которая упирается не только в усиление защиты танков.
Если вражеская артиллерия имеет возможность расстреливать тебя с безопасного расстояния и при этом ещё спокойно корректировать свой огонь с помощью дронов, то какая бы у тебя не была защита она тебе не поможет.
А вот если на первый выстрел по твоему танку к вражескому орудию полетел ответ, а дрон корректирующий огонь упал на землю, то это совсем другое дело. Тут и Т-55 сделает жизнь противника несладкой.