Московские власти готовят международный скандал. В центре него — Экзюпери
После спектакля Сергея Кургиняна «Зерна» по мотивам повести Антуана де-Сент Экзюпери «Военный летчик» в театре «На досках» основатель и до недавнего времени руководитель московской Библиотеки № 7 — Культурного центра имени Антуана де Сент-Экзюпери Мстислав Листов сообщил плохую новость. Уникальное учреждение культуры, имеющее авиакосмический статус и получившее европейскую известность, находится на грани исчезновения.
Так случается второй раз за пять лет. Сначала культурный центр едва не стал жертвой пресловутой «оптимизации». Теперь библиотеку хотят превратить в доходный дом, сдавая в аренду помещения для получения внебюджетных доходов, 50% которых будет забирать «центр».
«Несмотря на многолетнюю успешную деятельность Библиотеки — Культурного центра им. А. де Сент-Экзюпери, 16 марта 2019 г. без каких-либо претензий к моей работе, абсолютно немотивированно, я был отстранен от руководства с переводом на нижестоящую должность, а руководителем (по распоряжению гендиректора ЦБС ЦАО М. Левитовой) назначена заведующая другой библиотекой, абсолютно некомпетентная в тематической деятельности учреждения авиакосмической направленности, творчестве Сент-Экзюпери и русско-французских традициях и исторических связях, которой поставлена задача коммерциализировать учреждение культуры сдачей в аренду наших эффектно оформленных залов», — написал Мстислав Листов в письме мэру Москвы Сергею Собянину.
Наименование в 2008 году библиотеки в честь легендарного писателя-пилота стало возможным при личном письменном согласии французских наследников и по ходатайству Листова перед Комитетом по культуре Москвы. Это согласие было нотариально заверено и дано под гарантии самого Листова, а также Героя Советского Союза, летчика-космонавта Игоря Петровича Волка — Председателя Попечительского совета Фонда «Мир Сент-Экзюпери».
В интервью ИА Красная Весна Мстислав Степанович рассказал подробности о ситуации.
Корр.: Вы на днях вернулись из Франции, и Ваша поездка была связана с именем Сент-Экзюпери. Расскажите об этом подробнее.
Мстислав Листов: Да, я посетил Францию с особой миссией. Мы передали ещё зимой при поддержке Посла Франции в России госпожи Сильви Берманн в дар бронзовый бюст Сент-Экзюпери, созданный скульптором Иваном Черапкиным в рамках проекта «Аллея Российской славы» для установки в городе Сан-Рафаэль, где писатель летал, испытывая гидросамолеты, и чуть не погиб в 1934 г. Эту идею я вынашивал 5 лет…
Постамент предложил выполнить французскому архитектору. Мэр Сан-Рафаэля Фредерик Маскелье мое предложение принял. Передача бюста прошла 31 мая в торжественной обстановке на площади перед Лицеем им. Сент-Экзюпери. Были наследники Сент-Экзюпери, почётные гости, пресса. Мы выступали вместе с мэром, главой наследников господином Франсуа д`Аге, Чрезвычайным и Полномочным послом Валерием Егошкиным.
Звучали гимны России и Франции! Были сделаны сотни фотоснимков. Далее состоялся и успешно прошел наш 2-й Международный творческий фестиваль «Мир Маленького принца» (первый проходил в прошлом году на Полюсе холода в далеком Оймяконе (Якутия), в Москве, Лионе и Сен-Морис-де-Ремансе — родовом замке семьи Сент-Экзюпери).
Через два дня мы поехали в Марсель и на зафрахтованном корабле вышли в Средиземное море к острову Риу. В мае 2000 г. рядом с этим островом, где двумя годами ранее мистическим образом был найден браслет, принадлежавший Антуану де Сент-Экзюпери, известные подводные археологи, Люк Ванрель и Филипп Кастеллано, с которыми мы с Игорем Волком подружились 15 лет назад в Каннах, нашли на дне моря разбившийся самолет писателя. Фрагменты самолета подняли, три года исследовали во Франции и в США, наконец, установили, что это самолет майора Де Сент-Экзюпери.
Люк Ванрель сопровождал нас на катере и указал нам это место. Мы везли с собой огромный букет роз, и дети по моей команде опустили в море наши розы. Это запомнится им на всю жизнь! Мы все это сняли на видео и сделаем видеофильм.
В конце поездки, 3 июня, наследники (речь идет о наследственной линии д`Аге — по младшей сестре Габриэль) пригласили меня посетить их имение в Агее на берегу залива. Состоялась многочасовая встреча, на которой мы обсудили много вопросов, связанных с творчеством Сент-Экзюпери, говорили о том, как оно востребовано в России. Наша поездка была в высшей степени интересная.
Я уже рассказывал и еще буду рассказывать: мало кто сегодня знает, что Сент-Экзюпери был в СССР в мае 1935 года в качестве корреспондента газеты «Вечерний Париж». И летал на самолете «Максим Горький» — единственный из зарубежных корреспондентов. Это было на Центральном аэродроме, Ходынском поле, 17 мая — за день до катастрофы этого самолета, когда погибли все 47 пассажиров.
Корр.: Ваш радиофильм «Считается пропавшим» по «Военному летчику» был создан в 1994 году, сейчас — 2019-й… Новые исторические условия, в которых находится Россия, некая новая национальная психология, уж я не знаю, после Крыма…
М.Л.: Понимаете, многократно возвращаешься к мыслям Сент-Экзюпери, провидческим его размышлениям и сентенциям. Французский писатель предвидел то, что происходит сейчас, предостерегал от бесконечного потребительства и негативного сценария развития общества, культуры, размышлял об истоках возникновения войн. О войне, ее причинах, последствиях, о поражении и победе, у него блистательные высказывания.
Читайте также: Когда война неминуема, или почему де Голль назвал Сент-Экзюпери бессмертным
В том же самом «Военном летчике», что на сцене произносилось… И потому Сент-Экзюпери сверхактуален, я считаю. Кстати, в школе его почти не изучают. В нашей образовательной системе нас уводят в сторону трагической реальности, которую описал Бредбери в своем знаменитом произведении «451 градус по Фаренгейту». Помните? «Мы все должны стать о-ди-на-ко-вы-ми!» Все идет к тому, чтобы мы не развивались, а потребляли чтиво и не размышляли. Как можно меньше рассуждали.
А Сент-Экзюпери, как и любой великий писатель, как раз призывает нас размышлять. Кстати, в молодости он вчитывался в Достоевского — это из его биографии известно. Вот эта «всечеловечность» Сент-Экзюпери, возможно, складывалась из восприятия творчества Достоевского. Поэтому я считаю, Сент-Экзюпери — благодатная почва для любого вида, жанра искусства: кино, радио, сцена, видео.
Корр.: Мстислав Степанович, как сейчас развивается Библиотека — Культурный центр Сент-Экзюпери?
М.Л.: Это уникальное учреждение (слова из письма Мэру Москвы бывшего вице-мэра Людмилы Швецовой), сейчас разрушают… Но исподволь, лукаво. На место руководителя назначили даму, которая не имеет ни малейшего отношения к тематике учреждения, тем более в авиакосмической сфере и русско-французских отношениях. Если за штурвал посадить безграмотного человека, что произойдет?! И этих демиургов-разрушителей совершенно не трогает то, что здесь прошли настоящую школу патриотизма, постижение истории и приобщились к романтике неба и космоса сотни молодых людей и детей, что это место стало родным домом для ветеранов авиации, Героев СССР и России.
Уже готов план разрушения. Сейчас общественность, известные люди обратились с письмами вплоть до президента. Мы имеем дело с разрушителями, а не созидателями — посмотрите в интернете публикацию «Банда библиотекарей», которую, кстати, никто не опротестовал. Говорю это судя по отпискам, приходящим всем от одного и того же лица из Департамента культуры — господина Михаила Кочерги.
Читайте также: Минкульт разрушает библиотечную систему России — специалист РНБ
Кочерга отвечает адресатам с приложением ответа от генерального директора Централизованной библиотечной системы Центрального административного округа Марианны Левитовой, которая является первоисточником разрушения Библиотеки — Культурного центра Сент-Экзюпери, как и 5 лет назад. В свою очередь, руководитель Департамента культуры Москвы Александр Кибовский либо не информирован, либо поддерживает разрушителей. Он обещал председателю Московского Совета ветеранов, дважды Герою Социалистического труда Владимиру Ивановичу Долгих в телефонном разговоре «по кремлевке», что примет меня и дал свой телефон… Но полтора месяца этот телефон не отвечает!.. Это что, игра? Вроде не отказал, но и результат отсутствует.
Корр.: Им нужно помещение?
М.Л.: Сейчас новое поветрие — внебюджетный доход. У нас прекрасно оформленная библиотека, многие говорят: «У вас необычная аура, во многих библиотеках были, такого, как у вас, нет». А московским руководителям культуры, получается, все это не надо. Сдавай в аренду три зала, почти 800 квадратных метров, получай внебюджетный доход и 50% сразу отдавай генеральному директору ЦБС. Куда и как распределяет деньги Централизованная библиотечная система, это отдельная тема… Разумеется, вам распишут, что там все просто идеально. Однако есть люди, которые это опровергнут и детально расскажут, придет время.
Корр.: Такая же история была с библиотекой — культурным центром Твардовского, которую выжили из помещения на Кутузовском проспекте.
М.Л.: Пять лет назад в нашем случае было наоборот — нас объединили с четырьмя библиотеками под нашим же названием. Мы вместе с общественностью, известными людьми, прессой, полтора года боролись и отбили эту атаку. Присоединенные библиотеки отсоединили, меня восстановили. Они сделали паузу длиной в пять лет и снова начали.
У иных вместо глаз доллары, им больше ничего не интересно. Директор ЦБС ЦАО Левитова не стесняется говорить, что ее интересуют только деньги. Какой там Сент-Экзюпери? Мы и у нее и в Дирекции культурных центров были с Героями Советского Союза, которые высказали свою тревогу по поводу происходящего! На устах мед, на сердце лед, как говорит русская пословица.
На словах согласятся с вами, а делать будут по-своему. Им надо, чтобы в библиотеке толпился народ, бурлил кофе, пуфики лежали, на которых, развалясь, поспать можно. У каждого входа в библиотеку ныне счетчики стоят для регистрации посещаемости! Видеокамеры висят на каждом углу, прямо по Оруэллу. В античности культура начиналась с библиотек, а теперь их превращают в доходные дома. Раньше в библиотеку шли за чтением, за тишиной, за размышлением. А сейчас говорят, главное не это, главное, чтобы деньги платили. Да и что можно доказать, говорят люди, менеджеру по продаже автомобилей…
От одного высокого руководителя недавно услышали: как же это так, человек на госслужбе, а смеет допускать критические высказывания?! То есть сор нельзя выносить из избы, пусть он там и остается. Это государственный подход? Более того, мне уже попеняли, вы там с французами общаетесь, они к вам на вечера приезжают, выставки устраиваете, а вы в Первый отдел сообщили? Простите, но мы не в армии и не на предприятии ВПК. Для чего, спрашивается, президенты России и Франции учредили форум «Трианонский диалог» 29 мая 2017 года?!
С этими проявлениями бороться трудно. Но можно, мы считаем. С первого раза не пробьешь, со второго не пробьешь — может быть, с пятого, с десятого. Но они всегда рассчитывают на то, что люди выдохнутся. Ну, написали сто человек, прессинг пошел — и все. Люди ждут, через месяц придет ответ — отрицательный, под копирку написанный.
И более того: «Ну, а чего они там возмущаются?» Дали ему должность заведующего сектором — это не мешает ему вести пропаганду авиации. Я написал письмо руководителю департамента: «Господин Кибовский, если Вашу замечательную книгу „500 неизвестных“ передать завтра другому автору, это будет нормально, не помешает Вам пропагандировать ее?!»
Наследники Сент-Экзюпери сейчас, когда я был во Франции и несколько часов провел с ними в их доме, сказали: «Давайте, рассказывайте все, мы уже проинформированы». Я говорю: «А чего рассказывать?» — «Сейчас мы будем обращаться к вашему президенту. Потому что мы привезли в Москву нотариально заверенное согласие-разрешение на почетное наименование библиотеки на строго определенных условиях — под вашу гарантию и Игоря Волка — знаменитого летчика-космонавта».
Московские власти сейчас это нарушают, а этого не должно быть! Это уже грозит политическим скандалом. Потому что Сент-Экзюпери — это не разменная карта для чиновников. Его цитируют политики и общественные деятели на всех континентах. А чиновники, которые вынуждают людей снова и снова обращаться к руководству (а оно и слышать не желает), формируют в обществе протестное движение.
«Все мы обитатели одной планеты, пассажиры одного корабля», — это Сент-Экзюпери. «Единственная на Земле настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения», — это он же.
Те, кто хотят уничтожить библиотеку, боятся общественности. Огласки. Они, может быть, и согласятся отступить — вынужденно, не потому, что ты их убедишь (не убедишь!), но они боятся. Боятся за свои доходы, боятся потерять место, боятся за свой рейтинг, имидж — вот этого они боятся. Для победы нужны коллективные усилия.
Корр.: Спасибо за интервью, Мстислав Степанович. Надеемся, его публикация поможет нам всем отстоять справедливость.