Ленин дал старт освоению богатств Курской магнитной аномалии
Первые полулегендарные попытки освоения железорудных богатств Курской магнитной аномалии (КМА) относятся к середине XVII века. А задокументированная история изучения КМА начинается в последней четверти XVIII века, когда известный русский ученый П. Б. Иноходцев столкнулся в этом районе с необъяснимым поведением стрелки компаса.
Еще через 100 лет ученые высказали предположение, что причиной странного поведения компаса являются залежи железной руды. В начале XX века профессор МГУ Эрнст Лейст почти два десятилетия посвятил изучению района КМА, но все пробуренные под его руководством разведочные скважины оказались пустыми.
Летом 1918 года профессор Лейст уехал на лечение в Германию, захватив с собой все научные материалы. В Германии Лейст неожиданно скончался, и все результаты его исследований оказались в руках германских властей.
Ленин впервые столкнулся с проблемой изучения богатств КМА в разгар Гражданской войны. Понимая, что стране крупные месторождения железной руды крайне необходимы, советское правительство попыталось вернуть результаты исследований профессора.
Однако за бумаги Лейста Германия запросила крупную денежную сумму. И тогда глава советского правительства обратился к группе российских ученых во главе с академиком П. П. Лазаревым с предложением в кратчайшие сроки организовать экспедицию в район КМА для проведения новой магнитной съемки.
Во второй половине 1918 года советское правительство образовало комиссию по исследованиям Курской магнитной аномалии. Для работы ученых создавались самые благоприятные (насколько это было возможно в ходе Гражданской войны) условия. В результате экспедиция для геомагнитной съемки в районе Курска и Белгорода начала работу уже летом 1919 года. Руководил работами академик Лазарев.
Ход работ по изучению КМА находился под постоянным контролем Ленина. По его инициативе для продолжения начатых исследований президиум Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) 14 июня 1920 года создает Особую комиссию по изучению и исследованию курских магнитных аномалий при Горном совете ВСНХ (ОККМА). Председателем ОККМА назначается профессор И. М. Губкин, его заместителем — академик П. П. Лазарев.
Изучение месторождений КМА велось высокими темпами. Несмотря на то, что в районе работы экспедиции дважды прошел фронт Гражданской войны, уже к лету 1920 года исследования вышли на этап разведочного бурения.
В целях скорейшего начала буровых работ 24 августа 1920 года В. И. Ленин подписывает постановление Совета труда и обороны (СТО) «О разведывании района Курской магнитной аномалии». Этот документ устанавливал, что все работы, связанные с разведкой месторождений КМА, имеют особое государственное значение, а рабочие и служащие, занятые на этих работах, получают усиленное пищевое довольствие и обеспечиваются производственной одеждой.
Постановление предписывало всем органам власти оказывать работам в районе КМА максимальное содействие.
В дальнейшем как глава правительства Ленин продолжает держать разведочные работы в районе КМА под постоянным контролем.
5 апреля 1922 года он пишет заместителю председателя Совета народных комиссаров А. И. Рыкову: «Обращаю внимание на исключительную важность работ по обследованию Курской магнитной аномалии… Необходимо добиться самого быстрого ведения работ, ни в коем случае не скупиться на необходимые золотые ассигновки и установить специальный надзор за тем, чтобы получение необходимого оборудования из-за границы… было проведено с максимальной быстротой…»
Ленин стремится как можно быстрее перевести освоение богатств КМА в практическое русло — уже на следующий день, 6 апреля 1922 года, он пишет председателю Госплана РСФСР Г. М. Кржижановскому: «Вчера Мартенс (известный советский инженер и ученый, в 1921 году член Президиума ВСНХ — прим. ИА Красная Весна) мне сказал, что „доказана“ (Вы говорили „почти“) наличность невиданных богатств железа в Курской губернии. Если так, не надо ли весной уже — 1) провести там необходимые узкоколейки? 2) подготовить ближайшее торфяное болото (или болота?) к разработке для постановки там электрической станции?»
После обострения болезни в декабре 1922 года В. И. Ленин отошел от решения текущих хозяйственных вопросов, но данный им организационный импульс сохранился. Уже 7 апреля 1923 года из скважины, пробуренной у села Лозовка под Щиграми, неподалеку от Курска, получены первые образцы железной руды. В 1931 году заложена первая в регионе разведочно-эксплуатационная шахта, а в ноябре 1935 года первые пять тысяч тонн богатой железной руды отправлены на металлургический завод в Липецке.
Сегодня в районе КМА работает несколько горнорудных предприятий и один металлургический комбинат. В регионе построен крупнейший в мире Лебединский железорудный карьер. В центре КМА вырос город, которому присвоено имя академика И. М. Губкина.
Ленин никогда не был в районе КМА, но историческая судьба этого региона, его превращение из глухого аграрного захолустья Российской империи в мощный индустриальный центр Советского государства непосредственно связано с именем Ленина. Поэтому совсем не случайно центральная площадь города Губкина носит имя В. И. Ленина, а на площади установлен памятник Владимиру Ильичу.