Суд ООН не дал Украине подвести юридические основания под антироссийскую пропаганду
В январе 2017 года Украина инициировала разбирательство с Россией в Международном суде ООН. Она обвинила Россию в финансировании терроризма и расовой дискриминации.
И до этого, и после на государственном уровне Россию признали таковой Украина, Литва, Латвия, Эстония, Польша, Чехия, Нидерланды, Словакия. Сделала это и Парламентская ассамблея Совета Европы.
Юридически на международном уровне признать страну агрессором может только Совет Безопасности ООН. Решения любых других международных инстанций не носят каких-либо обязывающих последствий.
Поэтому, с одной стороны, решения суда ООН не могли бы сильно повлиять ни на что. Тем более, еще в сентябре прошлого года вице-председатель Совета Федерации России Константин Косачев заявил, что в случае принятия политизированного решения по делу «Украина против России», Россия может выйти из-под юрисдикции данного суда.
«Если международный Суд ООН все-таки пойдет на поводу у Киева и коллективного Запада, то навсегда утратит доверие России и других государств к некогда авторитетному органу правосудия», — сказал Косачев.
Также Косачев заявил, что Киев добивается «создания в Суде ООН политического прецедента». Данное дело, по его мнению, свидетельствует о развале институтов ООН. «Говорю это с искренним сожалением», — сказан он.
И вот 31 января 2024 года Международный суд ООН отказался признать Россию «государством-агрессором» по украинскому иску. Кроме того, суд отверг обвинения Киева также в адрес ДНР и ЛНР, судьи отказались признать их «террористическими организациями».
Что случилось после этого решения за прошедшие три месяца? Казалось бы, хоть что-то да должно было произойти, но мы живем совсем не в том мире, где международное право торжествует, поэтому реакции на это практически не последовало. Я имею в виду, какого-либо отзыва своих обвинений в адрес России не последовало.
Международный суд ООН также отказал Украине в возложении вины на ДНР за крушение сбитого «Боинга» MH17. Это просто отдельная огромная история, по которой Киев должен извиняться перед ДНР и ЛНР. Также были отвергнуты обвинения в дискриминации крымско-татарского народа после возвращения Крыма в состав России. И здесь бы хотелось увидеть какую-то реакцию, но и ее не последовало.
В общем, мы стали свидетелями юридического разгрома украинской, да и западной в целом пропаганды того, что Россия якобы страна-агрессор, а также что в России процветает расовая дискриминация.
Может возникнуть справедливый вопрос: а что, собственно, это всё было? Если никаких последствий не было, то про что это всё?
Основанием для возникновения этого вопроса является очевидное отсутствие глобальной, громкой и понятной реакции на тему убедительной победы России над Украиной в рамках международного права — украинская пропаганда была признана не имеющей под собой никаких реальных правовых оснований, по сути, незаконной с точки зрения международного права. Хоть реакции и не последовало, тем не менее решение есть и оно зафиксировано.
Такое решение позволило российскому МИД продолжить планомерно развивать собственную кампанию в международных структурах, но она пока особо не резонирует даже внутри России, чего уж говорить о внешнем мире. Без большего контекста можно сказать только, что Украине не удалось подвести юридический фундамент под свою пропаганду.
Однако украинских спикеров не заботит наличие каких-либо оснований в своих речах, они что говорили, то и продолжили говорить. Как обвиняли Россию во всех грехах западные страны, так и продолжают обвинять. Более того, меньше чем через месяц после этого решения в Европе начались разговоры об отправке на Украину войск стран НАТО. А США и ЕС смогли даже выделить Украине очередные очень проблемные транши на десятки миллиардов долларов и евро.
Что же это за суд такой?
Международный суд ООН является главным судебным органом Организации Объединенных Наций и учрежден Уставом ООН 26 июня 1945 года. Работает суд с 1946 года и расположен во Дворце мира в Гааге. Это единственный из шести главных органов ООН, территориально расположенный не в США. МС ООН преемственен по отношению к работавшей с 1920 года Постоянной палате международного правосудия. То есть история этого суда длится уже более века.
МС ООН придерживается принципа согласия сторон, по которому обе стороны, участвующие в разбирательстве, дают свое согласие на это. В общем, Украину никто не заставлял садиться на скамейку подсудимых, она сама инициировала это разбирательство и справедливо его проиграла, и проиграет следующие разбирательства, которые потянулись за первым. Но об этом в другой раз.
Главное, конечно, что создавался суд для достижения одной из главных целей всей ООН: «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира».
Оглядываясь на колоссальную международную антироссийскую, очень сложную и по сути своей военную кампанию Запада, такое решение главного судебного органа ООН вызывает не столько удивление, сколько заставляет задуматься о дипломатическом весе ООН в целом в современном мире.
Очевидно, что авторитет ООН подтачивается, когда происходит игнорирование решений ее структур. Решения хоть и не обязательные к исполнению, но носят принципиальный характер. Организация создавалась как площадка урегулирования международных споров в том числе.
Игнорирование этих решений подрывает авторитет всей ООН, а что такое авторитет для международной организации, у которой нет никаких прямых обязывающих приводов к системам принятия решений во входящих в нее государствах? Авторитет для нее всё. И коль ее решения не влияют ни на что, то зачем она вообще нужна?
На этом примере очень наглядно можно увидеть назревающий конфликт между продавливаемым США «порядком, основанным на правилах» и ООН, которая до сих пор считалась высшим международным органом. В этой ситуации отражена и военная — украинский военный контрнаступ провалился, но до полной победы еще далеко. То же и в правовом пространстве — контрнаступ в виде иска Украины к России нашим дипломатам удалось отбить, однако глобальное противостояние на этом не завершилось.
Олег Барсуков 01:46 5.05.24
Вообще в целом международное право - это то, о чем стороны договорились.
Вот договорились, к примеру, 5 стран, в том числе Украина, о чем-то, - значит, для этих стран (только для них) это что-то и имеет значение.
Дальше эти страны идут в ООН и просят, чтобы ООН признала то же самое.
А это значит, что если и ООН признает нечто, то это автоматом означает, что и члены ООН (а это большинство государств) это признают.
В этом конкретном случае ООН не стала признавать агрессором - потому что заведомо знали, что:
1) В СБ ООН Россия однозначно наложит вето, Китай, как минимум, воздержится или поддержит Россию, и решение 100% не пройдет.
2) В Генассамблее (орган пошире, чем СБ ООН) тоже единого мнения нет, многие страны скорей ЗА Россию, и выносить на Генассамблею тоже не стали, - рискованно.
Насчет определения "Агрессор" - тут надо бы Устав ООН посмотреть, там все четко оговорено, и как бы не получилось, что по Уставу ООН Россия скорее права...
Минские-то соглашения, они же не просто так были заключены, и совсем ведь легко доказать что они нарушены, в том числе и сторонними гарантами - Францией и Германией. И что России оставалось делать как не войти на Украину - совсем уж риторический вопрос.
Потому-то, видимо ООН не берется вот так вот с кондачка прямо агрессором признавать.