Выставка в Санкт-Петербурге: революционный плакат — не пропаганда, но средство пробуждения Человека

Изображение: А. Страхов
Навстречу мировому Октябрю
Навстречу мировому Октябрю

Выставка «Плакат эпохи революции», представленная в Мраморном дворце Русского музея, позволяет последовательно увидеть и отследить многие проблемы, вставшие перед молодым советским государством сразу после революции. Революционный плакат в этом смысле — не просто агитационный материал, он помогает увидеть мир глазами рабочих и крестьян той эпохи. На многих плакатах подчеркнута ведущая роль рабочих, как бы увлекающих за собой крестьян. Особую выразительность плакатам в ряде случаев придает контраст черного и красного, зовущего в новый мир через борьбу.

Изображение: В. Дени
Все люди братья, - люблю с них брать я
Все люди братья, — люблю с них брать я

Многие плакаты, представленные на экспозиции, размещались в «Окнах РОСТА» (Российского Телеграфного Агентства), включая первые — рисованные. На некоторых стоит оттиск: «Всякий срывающий этот плакат или заклеивающий его афишей — совершает контр. революционное дело», что дает некоторое представление о сложности агитации в первые годы советской власти.

Изображение: В. Козлинский
Мертвецы Парижской коммуны воскресли под красным знаменем Советов
Мертвецы Парижской коммуны воскресли под красным знаменем Советов

Агитационный плакат В. Козлинского «Мертвецы Парижской коммуны воскресли под красным знаменем Советов», показывая исторические корни русской революции, адресует одновременно и к метафизической проблематике. Ощущение преемственности христианства и коммунизма возникает при взгляде на праздничный плакат Н. Когоута «1 мая», который сопровожден своего рода акафистом — стихами С. Городецкого:

Изображение: Н. Когоут
1 Мая
1 Мая

Старый ткач знамен победных,

Верный стрелочник всех бедных,

Слесарь огненных ключей

К мировым дверям коммуны,

Дед свободы, вечно юный,

Боевых кузнец мечей.

Токарь счастья всех рабочих,

Плотник красных кораблей,

Пахарь сельский черной ночи,

Спящих сеятель полей,

Революции тартальщик,

Шире бурю подымай,

Разливайся глубже, дальше,

Первый май!
...

Изображение: Д. Моор
С земными царями разделались, принимаемся за небесных
С земными царями разделались, принимаемся за небесных

Борьба с церковью в послереволюционные годы была чисто политической задачей — религия была идеологическим инструментом в руках царской власти для примирения народа со своей рабской участью, и именно поэтому с ней велась непримиримая война, что видно по плакату Д. Моора «С земными царями разделались, принимаемся за небесных». «Царям небесным» всех конфессий фактически ставится ультиматум: «В день...послан был архангел Гавриил в город...к деве...а на обратном пути захватил с собою 10 экз. "Безбожника" для небесной информации».

Изображение: Н. Кочергин
Врангель идет!! К оружию, пролетарии!!
Врангель идет! К оружию, пролетарии!

Ряд плакатов посвящен призыву к борьбе с наступающей семимильными шагами белой армией: «Врангель идет!! К оружию, пролетарии!!». Образ идущего по трупам Врангеля резко карикатурен — дикий оскал, скрюченные когтистые руки вампира, глаза — не человек, а дикий зверь.

Изображение: Д. Моор
Советская репка
Советская репка

На плакате Д. Моора «Советская репка» с использованием характерных шаржированных образов жирных капиталистов и генералов показана сложная послереволюционная ситуация, начало гражданской войны. На нем красноармейца в образе репки постепенно, на свою беду вытягивают из земли за буденовку буржуй, белый генерал, европейские социал-соглашатели в образе деда, бабки, внучки и саботажной сучки, в то время как обыватели наблюдают в сторонке: «Дед надрывается, бабка и внучка. Сзади старается верная сучка». Чем все закончилось — известно: «Все полетели, ударились крепко. Всех наказала советская репка. Вот тебе и вытянули».

Изображение: М. Черемных
История про бублики и про бабу, не признающую республики
История про бублики и про бабу, не признающую республики

Другой вариант сказки о репке представлен на плакате А. Радакова о царе-репке, который «в землю русскую засел крепко». Плакат М. Черемных «История про бублики и про бабу, не признающую республики» в стихах Маяковского изображает ситуацию борьбы с белополяками. Тощий красноармеец, опирающийся на кривую винтовку, и толстая баба с бубликами: «Видит пан — бела, жирна баба между публики. Миг — и съедена она. И она и бублики»… Вывод — «Надо вовремя кормить красного защитника!»

Изображение: Л. Пастернак
Дезертир! Не предавай братьев! Вернись! Искупи свой позор!
Дезертир! Не предавай братьев! Вернись! Искупи свой позор!

Плакат 1919 года Л. Пастернака «Дезертир! Не предавай братьев! Вернись! Искупи свой позор!» говорит о борьбе с реально существовавшей проблемой на фронтах гражданской войны, выражая в то же время сочувствие, понимание оставшегося одиноким дезертира, давая ему надежду на возвращение в строй товарищей.

Изображение: Неизвестный художник
Продовольственный налог — это маховое колесо государственного механизма
Продовольственный налог — это маховое колесо государственного механизма

На выставке представлены также плакаты, отобразившие переход от военной обстановки к миру, что потребовало восстановления народного хозяйства и просвещения народа. На плакате неизвестного художника «Продовольственный налог — это маховое колесо государственного механизма» это самое колесо изображено со всеми подробностями: ремнями и приводами. В современных терминах — наглядное обучающее пособие по финансовой грамотности.

Изображение: Неизвестный художник
Красная Армия раздавила белогвардейских паразитов - Юденича, Деникина, Колчака. Товарищи! Боритесь с заразой! Уничтожайте вошь!
Красная Армия раздавила белогвардейских паразитов — Юденича, Деникина, Колчака. Товарищи! Боритесь с заразой! Уничтожайте вошь!

Просветительские плакаты посвящены борьбе с неграмотностью: «Книга — ничто иное, как человек, говорящий публично» и антисанитарией: «Товарищи! Боритесь с заразой! Уничтожайте вошь!», где удачно обыгрывается слово «паразиты»: это и побежденные белые генералы и вши.

Воспринимать революционный плакат как лубок, как это принято в антисоветской среде, на мой взгляд, было бы серьезной ошибкой. При всей кажущейся внешней схожести лубок служил, скорее, развлекательной цели, а плакат, кроме сатирической, выполнял еще и просветительскую функцию. Кроме того, важен подход — языком революционного плаката советская власть старалась вытащить народ из мрака безграмотности и отчужденности от политики, говоря: «Власть в твоих руках, ты творишь историю», выражая при этом сочувствие и призывая к ответственности одновременно. Лубок, в культурном плане, опускался до уровня простонародья, а революционный плакат, наоборот — стремился поднять обычного человека до уровня гражданина нового, коммунистического мира.