Высокий смысл, сопричастность большому делу и духовное родство всё еще способны привнести в этот мир пусть и небольшое, но все-таки чудо

Кто, как и почему решил сохранить историю для приморцев? Интервью

Изображение: Сергей Лопухов
Церемония открытия памятного знака (29 июня 2024 года)
Церемония открытия памятного знака (29 июня 2024 года)

Возможно, вы не раз думали о том, где достать 77 тонн гранита, как доставить его через всю страну на Дальний Восток, и почему так необходимо возвести столь масштабный монумент в основном за собственные средства?

Нам удалось выяснить, как и почему в Приморском крае 29 июня будет открыт монумент в честь 165-летия присоединения дальневосточных территорий к нашей Родине. Как вышло, что проект чуть было не закрыли, и какое чудо спасло его.

Наш собеседник Сергей Альбертович Лопухов и его история наглядно показывают, что высокий смысл, сопричастность большому делу и духовное родство всё еще способны привнести в этот мир пусть и небольшое, но все-таки чудо.

Изображение: Сергей Лопухов (сс)
Сергей Лопухов у монумента
Сергей Лопухов у монумента
Изображение: Сергей Лопухов
Панорамный вид с мыса Андреева в Приморском крае
Панорамный вид с мыса Андреева в Приморском крае

ИА Красная Весна: Добрый день, Сергей. Я совершенно случайно узнал о том, что вы занимаетесь возведением монумента в честь установления границ Российской империи на Дальнем Востоке. Причем, насколько я знаю, вы по роду деятельности совершенно не связаны ни с установкой памятников, ни с историческими работами. Верно?

Сергей Лопухов: Верно. Я занимаюсь бизнесом. У нас дистрибьюторская компания. Мы осуществляем снабжение территории Дальнего Востока Российской Федерации непродовольственными товарами первой необходимости.

ИА Красная Весна: А как и почему вы занялись возведением памятника?

Лопухов: Все началось с моего знакомства с Валентином Михайловичем Тришиным — руководителем военно-патриотического клуба «Держава», который находится в поселке Славянка. Он ведет воспитательную работу с детьми, восстанавливает памятники на Хасане, установленные в честь Хасанских событий 1938 и 1945 годов.

Изображение: КВПК "ДЕРЖАВА" пгт Славянка
Тришин Валентин Михайлович – руководитель военно-патриотического клуба «Держава»
Тришин Валентин Михайлович — руководитель военно-патриотического клуба «Держава»

Хочу напомнить, что озеро Хасан находится на юге Приморского края. В 1938 году возле него проходили бои между Красной Армией и японскими войсками. А в 1945 году здесь началась Маньчжурская операция, которая завершилась разгромом Квантунской армии и завершением Второй мировой войны.

Кстати, история Хасанского района, пожалуй, наиболее богата военными событиями в сравнении с другими районами Приморского края. В 1945 году здесь полегло немало советских солдат. Хасанская земля обильно полита кровью наших воинов, кругом братские могилы.

В советское время памятники поддерживало в надлежащем состоянии государство, а после перестройки это всё стало государству ненужным. Братские могилы разрушаются, зарастают травой и кустарником, никто не несет ответственности за их содержание.

Вот и приходится это делать силами гражданских активистов. Я оказался среди тех, кто начал помогать Тришину и его клубу «Держава». За минувшие четыре года мы восстановили три памятника.

Вот в процессе восстановления этих памятников Тришин несколько раз упоминал о том, что есть мыс Андреева, где произошла встреча двух экспедиций Муравьева-Амурского и подполковника Будогосского. И если бы этих экспедиций не было, то не было бы и нашего Дальнего Востока. Из этих бесед и родилась идея увековечить столь важное событие, как присоединение дальневосточных земель к России.

Изображение: Николай Пак © ИА К;расная Весна
Место установки монумента
Место установки монумента
Изображение: Сергей Лопухов
Панорамный вид с места установки монумента на мысе Андреева
Панорамный вид с места установки монумента на мысе Андреева

ИА Красная Весна: Почему всё же вы взялись за восстановление памятников и тем более за установку нового, да еще такого масштабного? Наверное, можно было бы обойтись и более скромным монументом, а не делать колонну высотой 11,5 метра и весом 77 тонн.

Лопухов: Просто хочется делать какие-то интересные вещи, сильные, добрые. Я советский человек, был воспитан как советский офицер, и для меня усилия офицеров императорской армии, флота, которые открывали новые земли и осваивали их, — вот это всё мне небезразлично. Я чувствую с ними духовное родство, если можно так сказать.

А еще очень удивляет, что некоторые исторически важные события по какой-то странной причине не получили серьезной огласки, хотя они очень важны для нашей истории.

А ведь Дальний Восток мог и не быть нашим….

ИА Красная Весна: Эти экспедиции, Муравьева-Амурского и подполковника Будогосского, на ваш взгляд, как раз относятся к таким событиям, которые не получили должной огласки?

Константин Маковский. Портрет графа Николая Николаевича Муравьёва-Амурского — генерал-губернатора Восточной Сибири с 1847 по 1861 годы. 1863 год
Константин Маковский. Портрет графа Николая Николаевича Муравьёва-Амурского — генерал-губернатора Восточной Сибири с 1847 по 1861 годы. 1863 год

Лопухов: Да, но не только они. Многое, что касается освоения Дальнего Востока — это большая удивительная история, которую мы знаем недостаточно хорошо, на мой взгляд.

Сначала мне об этом рассказал Тришин. Он сообщил, что две экспедиции (сухопутная под руководством Будогосского и морская под командованием Муравьева-Амурского) в 1859 году встретились в бухте, которая сегодня называется бухта Экспедиции.

Экспедиция Будогосского шла из Хабаровска по реке Уссури, Сунгача и достигла южной части нынешнего Приморского края. Ее задача была составить подробную карту для проведения будущей границы между Россией и Китаем. Это невероятный труд.

Кстати, многие поселки, которые теперь находятся на границе нашего края с Китаем — как раз и были основаны экспедицией Будогосского. Например, Турий Рог. А карты, составленные его экспедицией, стали основой для подписания Пекинского трактата в 1860 году. Так были определены границы российского Приморья.

Но подписать Пекинский трактат было крайне непросто. Про то, какие удивительные дипломатические игры для этого вел граф Игнатьев в Китае, отправленный для подписания договора, можно снять отличный остросюжетный фильм. Странно, что его до сих пор нет.

Изображение: André-Adolphe-Eugène Disdéri (public domain)
Граф Николай Игнатьев на должности русского посла в Китае. 1860-е годы
Граф Николай Игнатьев на должности русского посла в Китае. 1860-е годы

Но не менее увлекательно происходило «завладение» Приамурьем благодаря Невельскому, которого чуть не разжаловали в матросы за самовольное основание Николаевского поста (ныне Николаевск-на-Амуре). Если бы он не пошел на риск и не установил пост в устье Амура вопреки предписаниям правительства, то эти земли могли бы занять другие страны.

Изображение: По рисунку П. Ф. Бореля гравировал И. И. Матюшин
Геннадий Иванович Невельской — исследователь Дальнего Востока, основатель города Николаевска-на-Амуре
Геннадий Иванович Невельской — исследователь Дальнего Востока, основатель города Николаевска-на-Амуре

Эти четыре человека, которые внесли наибольший вклад в присоединение Дальнего Востока к России, и будут изображены на монументе: Муравьев-Амурский, Невельской, Игнатьев и Будогосский. Они, можно сказать, подарили нашей стране весь Дальний Восток. Вот что важно.

ИА Красная Весна: После разговора с Валентином Михайловичем вы сразу загорелись идеей увековечивания их подвигов?

Лопухов: Честно говоря, я не сразу проникся идеей установки памятника. Прошло 2,5 года совместной работы по восстановлению местных памятников вместе с Тришиным и его клубом, прежде чем я дозрел до мысли о необходимости создания большого монумента.

И только когда я прогрузился в тему, то окончательно понял, какой государственной важности были те события, которые мы решили увековечить. Вот это понимание и подвигло меня начать что-то делать на практике для того, чтобы наша гранитная колонна обрела плоть.

А совсем по-крупному осознание важности этого дела ко мне пришло, наверное, когда колонну уже начали производить в Санкт-Петербурге.

Изображение: Сергей Лопухов
Процесс резки гранита на заводе в Санкт-Петербурге
Процесс резки гранита на заводе в Санкт-Петербурге
Изображение: Сергей Лопухов
Гранитные детали монумента
Гранитные детали монумента

О монументе

ИА Красная Весна: Сергей, расскажите чуть подробнее про сам монумент, ведь вы, насколько я понимаю, являетесь его сотворцом.

Лопухов: Да. Верно. Архитектурное решение памятника — это моя идея, и она была развита с участием генерального директора компании «ПетроМрамор» — Украинского Руслана.

ИА Красная Весна: А как выглядит памятник?

Лопухов: Это колонна из гранита, которая установлена на четырехгранный постамент, а завершается она бронзовым двуглавым орлом весом в 300 кг. Общая высота колонны около 11,5 м, вес 40 т, общий вес колонны с мощением 77 т.

Изображение: Сергей Лопухов (сс)
Двуглавый орел, установленный на монументе
Двуглавый орел, установленный на монументе

Что касается внешнего вида, то мы отталкивались от внешнего вида колонны, установленной во Владивостоке на «Площади Революции», рядом с новым храмом. Ее в 2010 году городу подарил президент. Вот мы сделали нечто подобное.

Изображение: ИА Красная Весна
Колонна на площади Владивостока
Колонна на площади Владивостока

На четырех гранях постамента изначально предполагалось изобразить участников двух экспедиций: Будогосского и Муравьева-Амурского. Но когда я стал изучать материалы по деятельности Невельского и Игнатьева, без которых Приморье вряд ли стало бы нашим, то понял, что нужно изобразить и их тоже.

Изображение: Сергей Лопухов
Визуализация и габариты памятного знака
Визуализация и габариты памятного знака

Помимо портретов этих четырех деятелей, мы также решили подготовить историческую справку.В результате появилась еще одна дополнительная конструкция высотой 1,5-2,0 м и шириной около 10 м, а весом порядка 12-15 т. В итоге суммарный вес монумента вырос почти вдвое. Для транспортировки деталей пришлось задействовать четыре фуры.

Изображение: Сергей Лопухов (сс)
Детали монумента в процессе подготовки к отправке на Дальний Восток
Детали монумента в процессе подготовки к отправке на Дальний Восток

Сначала я думал, что это будет небольшой обелиск, а по мере дальнейшего развития событий, понял, что это должно быть очень значимое сооружение, великое такое, сильное. Мы с моим компаньоном Гординым Олегом решили не останавливаться, несмотря на большие затраты, и реализовать проект во что бы то ни стало.

К тому же нас очень поддерживали люди — мои друзья, даже конкуренты по бизнесу прониклись и внесли свою лепту. Они тоже бывшие офицеры советской армии, им это оказалось близко.

Сложности

ИА Красная Весна: С какими сложностями вам пришлось столкнуться на практике?

Лопухов: Честно говоря, осенью 2023 года, я хотел проект закрыть. Мы никак не могли получить землю под памятник. Обращались во все органы, но земли нам не давали.

ИА Красная Весна: А как все разрешилось?

Лопухов: Случайно. Пришли два человека. Жилинский Юрий Станиславович советник заместителя председателя правительства Приморского края Стецко Н.И. и Петров Андрей Петрович — помощник сенатора Хабаровского края. Я рассказал им о том, что пытаюсь делать, и, вероятно, буду вынужден закрыть проект, так как больше полугода не удавалось получить разрешение на землю под памятник.

И вот эти люди взялись помочь. Если бы не они, то без разрешения на пользование земельным участком возвести монумент не получилось бы.

Так вот, мы в сентябре 2023 года начали этот процесс, и я, честно говоря, уже не верил в успех начинания, но к концу января мы всё же получили разрешение. В январе, представляете?

ИА Красная Весна: То есть до открытия оставалось меньше полугода?

Лопухов: Да, верно. Ну, хорошо, что у меня уже был проработан проект договора с производителем монумента. А то они тоже уже успели разочароваться, пока я вопрос с землей решал. Начали производство в феврале, и вот сейчас завершаем монтаж.

ИА Красная Весна: Сергей, а почему для вас так важно было установить монумент именно сейчас? В чем актуальность?

Лопухов: Наконец наше государство стало говорить о патриотизме, пытаться как-то уже влиять на население. Начали вспоминать какие-то важные вещи, о которых до сих пор не говорили. Ну, вот случайно с предстоящим юбилеем — с 165-летием встречи двух русских экспедиций на мысе Андреева 15 июня (по старому стилю). А для меня, как русского, советского офицера это важно.

ИА Красная Весна: То есть для вас жизнь не сводится лишь к материальной ее составляющей?

Лопухов: Да, конечно.

ИА Красная Весна: Ваш пример, я думаю, может вдохновить немало людей по всей стране. Что бы вы лично хотели сказать тем, кто вынашивает идеи по сохранению нашей общей исторической памяти?

Лопухов: Я могу сказать только одно — не отступать и не сдаваться.

Просто продолжайте искать людей, которые могут вам помочь. Наш проект был уже на грани, но все-таки всё получилось, потому что пришли неравнодушные люди и начали помогать.

ИА Красная Весна: Выходит, что из-за равнодушия бюрократического аппарата, сегодня сохранение истории страны как никогда зависит от гражданского общества? Я верно вас понял?

Лопухов: Да, да, да. В нашем обществе много неравнодушных людей и в этом есть шанс на сохранение нашей истории, что очень важно для общества.

Интересно, что информация о нашем проекте распространяется неведомым образом. И хотя колонна еще собирается, туда уже едут люди. Они даже приходят группами.

Туристические компании, которые возят людей по Хасанскому району, уже, я слышал, включают в свои маршруты эту точку.

На прошлой неделе я приехал проверить, как идут работы, и обнаружил на месте 20 туристов. Они пришли, смотрят, удивляются. Для нас это очень важно, это огромная эмоциональная поддержка для всего начинания, для всех участников. Я вижу, что людям это нужно, это востребовано. И это здорово.

Известность монумента так быстро растет, что я даже беспокоюсь немного за то, как пройдет церемония открытия. Ведь может приехать большое количество людей, а это вершина сопки и территория совсем небольшая.

Честно говоря, я даже буду рад, если народу приедет поменьше. Поэтому я стараюсь особо не афишировать свою деятельность.

Но информационные потоки как-то всё равно просачиваются в СМИ, социальные сети. Где-то даже публикуют еженедельные сводки о том, как идут работы. Журналисты пишут: «Вот уже работает экскаватор, вот через неделю привезли то-то», — а я даже не знаю, откуда они получают эту информацию? Это происходит само собой, понимаете?

ИА Красная Весна: Очень рад, что ваше начинание оказалось востребовано людьми. Спасибо вам большое за беседу и удачи вам на церемонии открытия памятника!

Лопухов: Благодарю!