Не развивать учение Маркса в принципе было нельзя — оно должно было быть развито

Многие идеи Ленина еще не успели воплотиться — интервью


Преобразования, сделанные Лениным, послужили примером для многих стран в мире. О всемирно-историческом значении Ленина, о его устремленности в будущее рассказал в интервью ИА Красная Весна экс-губернатор Иркутской области, первый секретарь Иркутского обкома КПРФ, член Президиума Центрального Комитета КПРФ Сергей Левченко.

ИА Красная Весна: Сергей Георгиевич, здравствуйте! Вам много приходится разговаривать по хозяйственным вопросам. И это не удивительно, поскольку Вы четыре с лишним года управляли Иркутской областью и, наверное, сложно было уделять внимание чему-то другому. Но близится 150-летие со дня рождения Владимира Ильича Ленина, и мы в преддверии этого события предлагаем Вам поговорить не о хозяйстве, а об идеологии.

В связи с этим скажите, пожалуйста, какой, по Вашему мнению, главный вклад Ленина в историю России и, может быть, даже всего мира?

— Самый главный вклад Владимира Ильича заключается в том, что в 1917 году наша огромная, аграрная, но в то же время во многом отсталая страна смогла провести такие реформы и преобразования, которые стали примером для многих других государств. Государств более развитых с экономической точки зрения.

Взять те же самые Соединенные Штаты Америки. Спустя двенадцать лет, в годы Великой Депрессии, они пришли к выводу, что необходимо решать социальные вопросы, иначе экономические кризисы и политические сложности будут преследовать постоянно.

То есть, самое главное, наша страна, которая не была пионером до этого времени для многих других стран с точки зрения развития, с точки зрения каких-то идеологических принципов, стала таким примером. Наш опыт стали тиражировать.

Мы показали всему миру, что другой строй — социализм — возможен даже в тех сложных условиях, в которых тогда находился наш мир. В то время, вы помните, была мировая война, были очень большие проблемы на европейском континенте. Ленин показал всем, что даже в такой стране, в сложной ситуации могут быть такие подвижки, такие реформы, которые приводят и привели к удивительным результатам развития всей страны.

Ленин сделал из нашей страны пример для всего мира.

После того, как произошла революция в России, создали Советский Союз, достаточно много стран пошло по нашему пути. И можно далеко не ходить, страна под управлением коммунистической партии — Китай — сегодня, да и последние, наверное, лет двадцать пять показывает результаты развития, которые никому в других странах недоступны, какими бы они развитыми ни были.

Такие же результаты сегодня показывает и Вьетнам. Это не маленькая страна, это 100 млн населения, где достаточно быстро пришли к серьезным изменениям и еще раз доказали всему миру, что можно развиваться на основах народовластия, на основах социализма. А это стало возможно только по видению Владимира Ильича Ленина, который творчески воспринял то, что было и Марксом, и Энгельсом сказано.

Я хочу отдельно подчеркнуть. У нас была огромная аграрная страна. И в то время, если говорить о конце 90-х годов XIX века и нулевых годах XX века, очень многие крупные теоретики говорили о том, что крестьянство не является сподвижником и революционным классом. Владимир Ильич понимал, что в огромной аграрной стране великие преобразования можно сделать, только взяв в союзники крестьян. Это был его огромный вклад.

Ленин показал, что в союзе с крестьянством можно совершить революцию, и показал, что в союзе с крестьянством можно совершать трудовые подвиги, в том числе индустриализацию и многое другое, что было сделано в нашей стране в 20-е — 30-е годы.

Говорить о том, что учение Маркса нельзя развивать и не нужно развивать, абсолютно неправильно.

ИА Красная Весна: В этом смысле, как Вы считаете, как соотносится Ленин с Марксом? Он развил учение Маркса? Или, есть ведь и такая точка зрения, что русская Революция, советский коммунизм были неправильными, были извращением марксизма.

— Я, честно говоря, не знаю таких крупных, серьезных теоретиков, которые бы хорошо могли оценить деятельность Владимира Ильича с точки зрения марксизма, по крайней мере на современном этапе. Конечно, было очень много споров на протяжении конца позапрошлого века и начала прошлого века о том, что такое марксизм, как его нужно развивать, в каком направлении, и нужно ли развивать вообще.

Просто напоминаю: если Владимиру Ильичу уже исполнилось бы в этом месяце 150 лет, то учению Маркса уже почти 200 лет. Поэтому говорить о том, что учение Маркса нельзя развивать и не нужно развивать, абсолютно неправильно.

Маркс изучал капитализм, когда он, по сути дела, еще только зарождался, и не было таких вот язв капитализма как, например, монополий, транснациональных компаний, не было всех способов империализма, умения подавлять другие государства при помощи разных дипломатических, экономических, военных способов и т. д. Тогда была совсем другая ситуация, и не развивать учение Маркса в принципе было нельзя, оно должно было быть развито.

Есть вторая часть. Существует такое выражение: «Нет ничего практичнее чем теория». Хорошая теория, это так, но когда ты начинаешь на практике применять эти теоретические вещи, то сталкиваешься с очень многими вопросами, которые не следуют напрямую из теоретических постулатов. Поэтому деятельность Владимира Ильича в период конца 19 века и начала 20 века, после 1905 года в период начавшейся войны и после революции, она была деятельностью поиска наилучших выходов в этой конкретной ситуации, основываясь на теории Маркса и в какой-то мере Энгельса.

Вы помните, какие были послереволюционные методы, и какие способы применялись. Самые известные — это продналог, продразверстка, новая экономическая политика (НЭП). Это — поиск. Дело в том, что до Ленина никто не строил социализм, не было такой инструкции по применению, не было каких-то практических, наработанных шагов, которые где-то были бы опробованы. Тем более в такой стране, где много очень различных проблем.

Поэтому то, что Ленин наработал за несколько лет после 1917 года, послужило основой для очень многого в действиях советской власти впоследствии.

ИА Красная Весна: Сергей Георгиевич, мы с Вами поговорили о мировом значении Ленина и значении для нашей страны. А для вас лично в чем значение Ленина? И были, может быть, какие-то истории в жизни, когда вы можете сказать, что Ленин, его опыт, каким-то образом повлиял на что-то?

— Конечно! Если говорить о моем поколении, то мы, начиная со школьного возраста, со школьной программы, потом институтской программы, работы Владимира Ильича достаточно серьезно изучали. И я должен сказать, что те, кто учился, старался учиться, тот, кто вникал в учебу, — впитали идеи и те мысли, которые закладывал в своих произведениях Владимир Ильич. И во многом мы, даже иногда неосознанно, поступаем или принимаем решения, а это подспудно основывается на том жизненном опыте и знаниях, которые ты получил, в том числе из работ Ленина.

Изображение: Советский плакат, 1929
Догнать и перегнать
Догнать и перегнать

Наверное, вы знаете о том, что мы тут в Иркутской области внедряли и внедряем пятилетку? Что касается вообще планирования, то как раз в то время, когда Владимир Ильич работал, и зарождалось это планирование. Потому что нам все девяностые годы, начало нулевых все идеологи сегодняшнего строя, сегодняшнего режима всё время внушали, что ничего планировать не надо, что надо объявить рынок, надо объявить свободу, свободу предпринимательству, свободу передвижения, свободу капитала, свободу рынка труда и так далее, и так далее. И все будет само обустраиваться, а властям делать ничего не надо.

После революции правительство — Совет Народных Комиссаров — столкнулось с тем, что людей нужно кормить, людей нужно обогревать, людей нужно лечить. Надо, чтобы они где-то жили. Поэтому те задачи, которые были поставлены перед отдельными народными комиссарами, которые занимались своими направлениями, они были вполне конкретные. Они физически были названы, посчитаны. Это не просто, сказали там, что вот рынок — и будем сидеть, ждать, когда свободная среда возьмет, да и всех накормит, обогреет и дома даст. Фактически, ситуация была такова, что надо было спланировать всё — муку, хлеб, дрова, перевозки, количество мест, где беспризорников надо было содержать и воспитывать, и многое другое. То есть планировалось всё в достаточно конкретных цифрах.

Поэтому для меня как для руководителя эти принципы послужили основой тех решений, которые я принимал здесь. И когда мы начали внедрять эти принципы, из разных концов России, в разных средствах массовой информации, в интернете пошли очень хорошие положительные отклики на эти принципы планирования. Людям просто надоела уже эта бесцельность что ли, бесцельность их существования. Непонятно, что будет в будущем, что они оставят своим детям, да и вообще, доживут ли они до пенсии, потому что эти вещи, которые творятся сегодня в стране, они такие очень непредсказуемые.

Современные руководители пытаются соревноваться с Лениным в масштабности своей личности, в преобразованиях, в своей роли в истории.

ИА Красная Весна: Как Вы считаете, при такой большой значимости Ленина почему мавзолей Ленина драпируется на 9 мая? Как Вы к этому относитесь?

— Вы знаете, у меня такое ощущение, что не только в нашей стране, но и за рубежом руководители каким-то образом конкурируют с Владимиром Ильичом. Соревнуются с ним в масштабности своей личности, в преобразованиях, в своей роли в истории Отечества. Поэтому мне кажется, что нужно не соревноваться и не обличать историю или отдельных личностей исторических. Нужно это принимать как историю своей страны и воспринимать ее объективно и гордиться всеми теми хорошими вещами, которые в истории государства, в истории этого народа есть.

Изображение: Налбандян Дмитрий Аркадьевич
В.И. Ленин в горках
В. И. Ленин в горках

Поэтому мне кажется, что это неумные поступки и неумные решения. Народ рассудит, кто был Владимир Ильич, кто был после него. Как бы ни пытались в последние годы замолчать роль Ленина и Сталина, мы прекрасно видим, насколько в народе жива память о лидерах нашего государства, и как много людей, которые с большим уважением к ним относятся. Сейчас, мне кажется, такое время, когда руководителям государства и тем, кто принимает решения (я не знаю, на каком уровне это решение принималось), надо было бы, наоборот, постараться понять, чего хочет народ.

Сейчас такое время, когда руководителям государства надо было бы постараться понять, чего хочет народ.

А сегодня время такое — люди еще хорошо помнят, что было в советское время, со всеми достоинствами и недостатками, и имеют полное право и возможность сравнить с тем, что сегодня есть. И очень многое говорит не в пользу сегодняшнего времени.

В то же время уже подросла молодежь, которая сегодня выходит на разные протестные мероприятия, митинги. Для молодых людей свойственно остро чувствовать несправедливость. И они готовы активно бороться против любой несправедливости. Сегодня есть люди, которые понимают не просто теоретически, что нужна справедливость, а понимают и практически. Они рассказывают младшему поколению, что может быть более справедливое общество, а молодые люди это воспринимают.

Здесь правильно было бы и оценить роль Владимира Ильича, и постараться оттуда что-то почерпнуть для сегодняшнего времени, и сказать молодым людям: «Давайте мы будем действовать в этом направлении. Давайте вместе будем преобразовывать страну по испытанным принципам!» А мы, наоборот, пытаемся закрыть от людей, от общества, в какой-то мере соревнуемся с ними.

А вы знаете, всегда, когда что-то пытаются закрывать, у человека возникает потребность с этим больше познакомиться. Как говорится, запретный плод сладок. Это, может быть, немножко о другом, но тем не менее, это так. Когда что-то закрывается, начинают думать, что что-то в этом такое есть интересное. Поэтому — неумное решение, тем более, что Победа была одержана Красной советской армией под руководством коммунистической партии Советского Союза.

Ленина забыть невозможно. Я нисколько этого не опасаюсь.

ИА Красная Весна: Поскольку Вы затронули тему молодежи, то как Вы считаете, XXI век приведет к тому, что о Ленине забудут, или есть Ленин в будущем?

— Вы понимаете, о Ленине забыть невозможно. В каждом поколении есть люди умные, интересующиеся, ищущие. И, коли такие люди есть, они в любом случае будут изучать это наследие Владимира Ильича, сравнивать его с какими-то другими теориями или идеологиями и анализировать. И будут понимать, что очень многие идеи не успели воплотиться. Ведь Владимир Ильич думал не только на ближайшее десятилетие, он думал и о том обществе, которое будет после социализма, о коммунизме. И многие идеи на это были направлены.

Поэтому тот, кто оставил после себя такое глубокое теоретическое наследие, тот, кто оставил после себя страну, которая во многом эти теоретические постулаты осуществляла, тот не может быть забыт. Страна стала более справедливой по отношению к большинству людей, по сравнению с тем строем, который был. Страна послужила примером для очень многих преобразований в мире. О ком-то можно забыть, о каком-то временном диктаторе, который после себя не оставит ни теоретических изысканий, ни практических шагов, которые можно было бы изучать с точки зрения применения в будущем. А Ленина забыть невозможно. Я нисколько этого не опасаюсь.