Пока Эрдоган мечтает о халифате, турецкие граждане бегут из страны
В сентябре прошлого года в Турции произошло нерядовое событие. В Германию для участия в образовательном проекте, связанном с охраной окружающей среды, были направлены 45 сотрудников муниципалитета Ешильюрт (провинция Малатья). На родину, в Турцию, вернулись лишь двое из них.
То есть 43 турецких чиновника, большинство из которых были членами правящей политической партии страны — Партии справедливости и развития (ПСР), отныне решили связать свою жизнь с Германией.
Случай незаурядный, но дело в том, что это не какое-то исключительное событие или аномальное поведение некоей группы людей. Скорее всего, это одно из самых ярких явлений определенной тенденции, набирающей обороты в стране.
Глава МВД Турции Сулейман Сойлу, комментируя ситуацию с оставшимися в Германии чиновниками, отметил, что с 2018 года из 109 000 турецких граждан, которые выезжали из страны в ЕС по служебным паспортам, не вернулись обратно 804 человека.
«Серые паспорта» — специальные служебные паспорта официальных представителей Турции для работы за рубежом — являются одной из лазеек для желающих покинуть страну, но не имеющих на это легальной возможности. Граждане Турции, которые намерены эмигрировать, покупают «серые паспорта», выезжают по ним за рубеж и остаются жить там. Эта схема действует в стране уже не один год.
Помимо «серых паспортов», жители Турции, желающие найти счастье за пределами родины, подают запросы на предоставление убежища в европейских странах. По данным Статистического управления Европейского союза (Евростат) о миграции за 2020 год, с 2015 по 2020 годы число подобных запросов от турецких граждан увеличилось на 506%. Так, в 2015 году просили убежища в странах Европы лишь 2995 жителей Турции, а в 2020 году их стало уже 18 145 человек.
Здесь стоит отметить, что рост числа просителей убежища в Европе связан, в том числе, и с военным переворотом 2016 года, после которого были арестованы около 80 000 активистов. Многие сторонники Фетхуллаха Гюлена, которого называют организатором путча, нашли убежище именно в ЕС.
Но бегство гюленистов — это лишь часть процесса, идущего в Турции. За последние несколько лет большинство эмигрантов составляет образованная молодежь страны. По данным Института статистики Турции (TÜİK) за 2019 год, из Турецкой Республики в Европу, США и другие страны мигрировали 330 289 человек, большинство из которых были в возрасте от 25 до 29 лет. 330 289 человек — это большая цифра, около 0,4% от всего населения страны в год. Однако тут стоит учесть, что часть эмигрировавших молодых людей были иностранцами, которые использовали Турцию как некую транзитную зону для дальнейшей миграции в страны Запада.
Возникает вопрос: «Почему жители Турции хотят покинуть родную страну, и есть ли для этого подлинные причины?».
17 мая в турецкой газете Hürriyet были обнародованы результаты опроса, проведенного исследовательской компанией Optimar. В нем приняли участие 2027 жителей Турции из 26 провинций страны. 33,2% респондентов назвали самой серьезной турецкой проблемой экономику.
И впрямь в последние годы внутренние экономические проблемы Турции стоят очень остро. В настоящий момент инфляция в стране достигла максимума за последние два года — 17,14%. Турецкая лира с середины марта, когда был уволен предыдущий глава ЦБ Наджи Агбал, подешевела по отношению к американскому доллару на 13%. А безработица в стране с начала этого года колеблется в коридоре 12,2–13,4%. Здесь стоит отдельно отметить, что на март текущего года безработица среди молодежи составила аж 25%.
И в этом ключе очень интересно наблюдать за внешней политикой Турции. О том, что Турция воссоздает армию Турана и готовится возрождать Османскую империю, не говорит только ленивый. Но ведь власти Турции не ограничиваются только тюркскими народами. Страна выстраивает отношения и заводит «друзей» там, где это возможно. Бесчисленные совместные военные учения, заключение контрактов на поставки вооружений, культурные мероприятия, образовательные обмены и многое другое. Во внешней политике Турция активная, яркая и напористая.
В этой связи вспоминается показательный эпизод. В октябре прошлого года во время конгресса ПСР в городе Малатья жители подошли к турецкому лидеру Реджепу Тайипу Эрдогану, и один из них рассказал, что он и его коллеги-водители не в состоянии наскрести денег даже на хлеб. Эрдоган не поверил в это и попытался уйти от разговора.
«Это кажется мне преувеличенным. Это звучало очень преувеличенно. Когда ты сказал, что не можешь принести домой даже хлеб. Вот возьми чай. Выпей чай с удовольствием», — передают СМИ слова турецкого лидера и сообщают, что глава Турецкой Республики вручил мешок с чаем говорившему с ним мужчине.
А совсем недавно, 16 мая, во время виртуального заседания правящей Партии справедливости и развития Эрдоган уже просил «благословения» у жителей Турции, которые больше года испытывают финансовые трудности из-за сложной ситуации в стране в связи с распространением коронавируса.
С чем связана столь разительная перемена в словах турецкого президента? С началом понимания того, что «неладно что-то в Датском королевстве»? Или это лишь смена политической риторики? Понятно станет лишь по дальнейшим действиям Эрдогана и правящей партии, направленным на решение накопившихся в турецкой экономике острейших проблем.
Сейчас ясно одно: Турция закладывает очень крутой политический вираж. И в таких условиях цена собственной внутренней устойчивости повышается радикально.
Читайте также: Турецкие адмиралы поплатились за критику канала «Стамбул»