Глава МИД Пакистана отметил, что потенциальные приобретения от визита премьер-министра страны в Россию существенно выше возможных политических издержек

Исторический визит делегации Пакистана в Россию. Главное

Любовь Решетникова. Встречают самолет. 1969
Любовь Решетникова. Встречают самолет. 1969

Визит премьер-министра Пакистана Имран Хана в Россию можно назвать историческим. Последний раз лидер Пакистана посещал Москву еще в прошлом тысячелетии — в 1999 году. С тех пор в России сменилась целая политическая эпоха, да и в Пакистане утекло немало воды. Кроме того, отношения между нашими странами исторически складывались далеко не простым образом.

Имран Хан прибыл в Россию вечером 23 февраля во главе очень представительной делегации — четыре министра федерального правительства. При этом сам визит проходил в условиях крайне неспокойной внешнеполитической обстановки. Россия уже успела признать независимость республик ДНР и ЛНР, вызвав тем волну международного возмущения. А уже утром 24 февраля, до начала рабочей программы визита Имран Хана, на Украине началась военная спецоперация войск России.

Несмотря на это, пакистанская делегация продолжила работу, как было запланировано, выразив таким образом косвенную поддержку действиям России. Это может в перспективе негативно сказаться на международных отношениях Пакистана с США, которые называют страну своим «стратегическим партнером в регионе».

С чем пожаловали?

Обстановка в Средней Азии очень напряженная. Ближайшим соседом Пакистана с севера является Афганистан, проблемы которого в региональную повестку дня внесли США, спешно снявшиеся со своих военных баз в конце 2021 года.

Пришедшее к власти в стране движение «Талибан» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) с гуманитарными проблемами в стране не справляется. В результате, по данным ООН, в стране уже голодает около 23 млн человек, а Пакистан принял более 150 тыс. афганских беженцев только в 2021 году. Всего же, как говорил ранее Имран Хан, в стране проживает не менее 3 млн беженцев из Афганистана.

И хотя в приведении талибов (организация, деятельность которой запрещена в РФ) к власти в Афганистане решающим образом участвовал Пакистан, в стране серьезно опасаются возможных последствий гуманитарной катастрофы, которая угрожает их северному соседу, о чем ранее уже высказывался Имран Хан.

Одним из возможных решений этой проблемы является международное признание нынешней власти Афганистана. По заявлению Имран Хана, Пакистан в одиночку пойти на признание не готов из-за опасения санкций мирового сообщества.

Не просто бизнес

На территории Пакистана нет значимых запасов нефти и газа, из-за чего экономика страны очень сильно зависит от мировых цен на энергоносители.

Энергетический кризис, который грянул в Европе и во всем мире зимой 2021 года, очень сильно ударил по Пакистану. В частности, цены на бензин в стране выросли более чем на 70%, а цены на газовое топливо для электростанций — более чем на 100% в пересчете на киловатт электроэнергии.

В то же время цены на сжиженный газ (СПГ) сильно зависят от текущей рыночной конъюнктуры. Поэтому правительство Пакистана не рассматривает поставки СПГ из Катара (с которым у страны крупный контракт) как фундаментальное решение проблемы энергетического сектора.

Всё это заставляет Пакистан искать долгосрочные контракты на поставку трубопроводного газа, который, по оценкам аналитиков, будет в среднем вдвое дешевле СПГ. Поэтому одной из основных экономических тем визита пакистанской делегации в РФ было заявлено строительство двух газопроводов.

Один из них — внутренний, связывающий населенные районы севера страны с терминалами СПГ на юге. Второй — газопровод из Казахстана в Индию, оператором которого является «Газпром». Эту магистраль, которая должна пройти по территории Пакистана, в стране рассматривают как серьезное подспорье в решении своих энергетических проблем, поскольку строительство аналогичного газопровода из Туркмении (ТАПИ) в последнее время натолкнулось на трудности.

Необходимо отметить, что Пакистан испытывает серьезные финансовые трудности. У страны большой внешний долг (более $127 млрд) и проблемы с дефицитом текущего платежного баланса из-за необходимости его обслуживать.

Кроме того, страна ввязалась в программы финансирования по линии МВФ. Последний заставил нынешнее правительство принять ряд непопулярных мер в энергетическом секторе, о чем говорилось выше. В результате и без того невысокий уровень жизни населения страны может быстро ухудшиться. Оппозиция уже обвинила правительство в том, что страна попала под власть МВФ.

Кресло премьера качается

Еще одним фактором является сложная политическая обстановка в самом Пакистане. У Имран Хана и его партии Техрик-и-Инсаф («Движение за справедливость», ПДС) немало внутренних врагов.

В их числе религиозная оппозиция, возглавляемая одним из политических долгожителей страны — Мауланой Фазл-ур Рехманом, а также вступившей с ним в коалицию партией «Пакистанская мусульманская лига — Наваз», лидером которой является бывший премьер-министр страны Наваз Шариф.

Другим потенциальным оппонентом нынешнего премьер-министра является командующий армии Пакистана, генерал Камар Джавед Баджва, представляющий «китайскую партию» в вооруженных силах страны. В октябре 2021 года это противостояние практически перешло в открытую фазу при решении вопроса об утверждении нового главы Службы внешней разведки Пакистана (ИСИ).

Внутри пакистанских элит уже довольно давно существует конфликт между «прокитайской» партией в армии и «проамериканской» партией в правительстве. Кроме того, генерал Баджва ранее заявлял о своем намерении баллотироваться на пост премьер-министра

Правящая в стране партия ПДС не имеет большинства в верхней палате парламента, что вносит дополнительные осложнения в политический процесс.

Главной темой оппозиционной повестки является вотум недоверия правительству и лично его главе — Имран Хану, который оппозиция обещала поставить на голосование уже в марте 2022 года. При этом экономические трудности, в которых легко обвинить действующее правительство, дают оппозиции веские аргументы в борьбе за поддержку населения.

По-видимому, пока ПДС удается играть на противоречиях внутри оппозиции и проводить через парламент страны необходимые решения, однако экономическая ситуация будет усложняться, а население — чувствовать это как влияние на свой уровень жизни. Поэтому положение ПДС вряд ли можно считать политически благополучным.

В этой ситуации для Имран Хана крайне важно не только любой ценой продвинуться в решении фундаментальных экономических проблем, но и показать свое влияние в международном сообществе. И отношения с Россией — крупным союзником Китая, с которым Пакистан связывают плотные отношения во всех сферах, должны стать хорошим индикатором для решения политических задач.

Итоги

Учитывая, что визит пакистанской делегации готовился в очень сложной международной ситуации на фоне беспрецедентного давления на Россию, правительство Пакистана обязано было взвесить возможные риски.

Судя по всему, по оценке наших гостей, потенциальные приобретения существенно перевесили все возможные репутационные издержки. В частности, министр информации и вещания Пакистана Фавад Чаудхри Хуссейн ранее называл предстоящий визит «прорывным» и «судьбоносным» для Пакистана.

«Я считаю, что мы приняли правильное решение. Наше дипломатическое пространство расширилось», — позднее оценил визит министр иностранных дел Пакистана Шах Мехмуд Куреши.