НСДАП-Центр открылся в Мюнхене
В истории национал-социализма город Мюнхен занимает особое место. Так, именно в этом городе было основано оккультное и политическое общество Туле (нем. Thule-Gesellschaft), которое оказало решающее влияние на становление национал-социализма в Германии. В Мюнхене же была основана НСДАП, лидером которой стал Гитлер. Именно из этого города влияние нацистской идеологии распространилось на всю Германию, сделав национал-социализм массовым движением.
Мюнхен известен и тем, что в 1938 году здесь был подписан Мюнхенский сговор (соглашение между Великобританией и Францией с одной стороны и Гитлером и Муссолини с другой), который де-факто и де-юре легитимизировал новый виток агрессии нацистской Германии против сопредельных стран и привел в скором времени к началу Второй мировой войны.
Поэтому знаковым событием для города стало открытие в Мюнхене в апреле 2015 года Документационного центра истории национал-социализма. На сайте центра указывается, что он призван напоминать о преступлениях национал-социалистической диктатуры и разбирать ее причины, свойства и последствия.
Здание центра было построено на месте разрушенной в 1947 году штаб-квартиры НСДАП. В музее действует постоянная экспозиция, которую периодически дополняют различными временными выставками. Строительство центра финансировалось федеральным правительством Германии, региональным правительством Баварии и муниципалитетом Мюнхена. Центр ежедневно посещают сотни человек.
Основная экспозиция центра представлена большой подборкой документов, фотографий и поясняющих материалов, которые охватывают длительный исторический промежуток.
Согласно материалам выставки, национал-социализм как общественно-политическое явление берет свое начало в 1919 году, когда все правые и антисоветские силы впервые объединились для того, чтобы уничтожить недавно провозглашенную в Мюнхене Баварскую Советскую Республику. Уровень жестокости, проявленный армией и правыми добровольческими военизированными отрядами (фрайкорами), при взятии города был по тем временам беспрецедентным. Тысячи безоружных людей были расстреляны на улицах Мюнхена за первые несколько дней мая 1919 года. В городе был организован террор.
После физического уничтожения политических противников лидеры ультраправых организаций впервые получают государственные посты. Бавария переживает консервативную контрреволюцию и превращается в оплот всех правых и шовинистических сил Германии.
На волне правых и шовинистических настроений Гитлер становится во главе национал-социалистической партии и в 1923 году устраивает «пивной путч».
Дальнейший рост популярности нацизма, согласно материалам выставки, связан с великой депрессией 1929 года, мировым экономическим кризисом, который сильно ударил по Германии. Массы немецкого народа, ввергнутые в нищету, стали хорошей почвой для умелой пропаганды демагогов-экстремистов.
Интересно отметить: в поясняющих текстах экспозиции говорится, что нельзя утверждать, что Гитлер пришел к власти демократическим путем. Представленные организаторами выставки факты показывают, что решающую в этом роль сыграла поддержка правительства Гинденбурга и стоящих за ним элит, представляющих крупный капитал.
Действительно, несмотря на поддержку нацистов значительной частью немецкого общества, большинства в парламенте у них не было. И именно чрезвычайные законы Гинденбурга привели Гитлера на вершину власти в Германии.
Отдельная часть экспозиции посвящена немецким героям, которые с самого начала появления фашизма боролись против этой античеловеческой идеологии.
Так, на одном из стендов приведена история социал-демократки Тони Пфюльф. Она работала учительницей в Мюнхене. В 1920 году была избрана депутатом местного Рейхстага. Она отстаивала права женщин, освещала проблемы молодежи, выступала против смертной казни. В начале 1930-х годов она публично призвала к сопротивлению идеологии нацизма. После прихода НСДАП к власти в 1933 году, она была арестована и провела некоторое время в заключении. В скором времени после освобождения, покончила с собой.
На другом стенде приведена история Франца Штенцера. Он был железнодорожным рабочим. Вступил в коммунистическую партию в 1920 году. В 1930 году стал главным редактором мюнхенской газеты «Нойе Цайтунг». В мае 1933 года был арестован и отправлен в концлагерь Дахау. Там Франц был подвергнут физическим истязаниям со стороны сотрудников СС и впоследствии казнен.
Еще один стенд рассказывает историю молодой девушки Доры Хесл — «Красной Доры», как ее впоследствии стали называть. В 1920-х годах она работала на табачной фабрике, где вступила в местный профсоюз. В 1932 году была избрана в местные органы самоуправления от коммунистической партии. В 1933 году была арестована и провела в тюрьмах и концлагерях несколько лет. После освобождения находилась под наблюдением полиции. В 1942 году ее снова арестовали. Она пробыла в заключении еще три года до конца войны.
И еще один стенд, еще одна трагическая судьба. Фриц Герлих, журналист консервативно-католических убеждений. В 1920-х годах выступал против марксизма и большевизма. Однако после «пивного путча» стал убежденным противником нацистской партии. В 1932 году опубликовал ряд статей, освещающих преступления, совершаемые членами нацистской элиты. В марте 1933 года был подвергнут физическому насилию со стороны нацистских штурмовиков. В 1934 году был казнен в концлагере Дахау.
Выставка также рассказывает о героях подпольной группы Сопротивления «Белая Роза», которую организовали студенты Мюнхенского университета. Группа оказывала сопротивление нацистам в годы Второй мировой войны. После раскрытия члены группы были казнены.
Существенная часть экспозиции рассказывает о послевоенной истории правых и ультраправых движений в ФРГ. Так, в материалах выставки говорится, что в 1945 году нацистская партия была запрещена, однако ее деятельность не прекратилась: устраивались террористические акты (например, в Нюрнберге в 1947 году), распространялись анонимные листовки с пропагандой нацистских идей.
Несмотря на запрет нацисткой партии после войны, в ФРГ было основано множество новых неонацистских партий, таких как «Немецкая консервативная партия — Немецкая правая партия», «Социалистическая немецкая партия», «Немецкая партия свободы». И хотя власти Германии рано или поздно запрещали их деятельность, однако долгая бюрократическая волокита, предшествующая окончательному решению Конституционного суда, позволяла каждой из этих неонацистских партий открыто существовать и вести пропаганду в течение нескольких лет.
Также в послевоенные годы в Мюнхене живет и ведет политическую деятельность один из лидеров левого крыла национал-социализма Отто Штрассер.
Со временем неонацистские партии стали более осторожными в высказывании своих взглядов. Это позволило им обходить проблемы с законом ФРГ.
Первой из подобных «умеренных» националистических партий стала «Немецкая имперская партия» существовавшая с 1950 по 1964 годы. Своим идеалом она провозгласила не Третий, а Второй рейх, и призывала к восстановлению границ Германии 1937 года, якобы мирным путем. В 1964 году эта партия вливается в более крупную, только что основанную «Национал-демократическую партию Германии». Последняя, между прочим, существует и действует в Германии до сих пор.
Одной из тем, которую неонацисты ввели в публичное обсуждение в послевоенной Германии, стала судьба Рудольфа Гесса (заместителя фюрера по партии), отбывавшего заключение в тюрьме Шпандау в британском секторе Берлина.
Этот высокопоставленный нацистский преступник, так и не раскаявшийся до конца своей жизни, был представлен немецкой общественности, как жертва, не заслужившая столь суровое наказание. Кампания по его освобождению собрала в итоге более 350 тысяч подписей по всему миру.
После смерти Гесса в 1987 году в ФРГ прокатилась волна нацистских выступлений.
Однако действия неонацистов получали отпор. На выставке присутствуют фотографии и документы, свидетельствующие о широком общественном протесте против правых и ультраправых экстремистов. Это говорит о том, что значительная часть общества послевоенной Германии была настроена решительно против возрождения нацизма.
Подводя итог посещения выставки можно сказать, что она достаточно подробно раскрывает многие важные детали становления нацизма в Германии. Одновременно с этим необходимо отметить, что экспозиция в Центре истории национал-социализма в Мюнхене не дает ответа на все вопросы новейшей истории Германии. У посетителей выставки может создаться представление, что явление неонацизма сегодня сводится исключительно к деятельности праворадикальных уличных молодчиков, что, очевидно, вовсе не так.
Организаторы выставки также обошли стороной важную тему процесса денацификации в ФРГ. Ни слова не сказано о том, как же так случилось, что крупные нацистские преступники после войны получили высокие посты в политической элите ФРГ или, как минимум, спокойно провели остаток жизни, занимаясь написанием мемуаров (как, например, создатель войск СС Пауль Хауссер). Подробнее о процессе денацификации в ФРГ можно прочитать в статье из нашей газеты.
Также на выставке не отражена борьба с фашизмом в ГДР, где была проведена действительно антифашистская денацификация. В Восточной Германии, в отличие от ФРГ, одновременно с борьбой с нацизмом не уничтожалась немецкая культура, а к власти в стране пришли настоящие антифашисты, которых не надо было отмывать от связей с нацистскими преступниками.
Тем не менее, посещение выставки можно рекомендовать с целью ознакомления с основными этапами становления нацизма в Германии. В частности, думается, что, если бы российские школьники из Уренгоя посетили музей национал-социализма в Мюнхене перед своим выступлением в Бундестаге, они могли бы понять, чем невинно погибшие немцы, оказавшие сопротивление нацистам и не желавшие воевать с другими странами, отличаются от фашистских захватчиков.