Аналитики призывают к новому проекту, в котором содержание либерализма сможет продолжить жизнь в новом мире

Неотвратим ли закат Запада? Новый либеральный проект требует победы над внутренним врагом

Изображение: Сергей Анашкин © ИА Красная Весна
Запад или анти-Запад?
Запад или анти-Запад?

Западный проект подвергается нападкам изнутри, защитить его можно только с помощью новых партнеров, пишет 16 февраля в газете Tagesspiegel Тобиас Бунде, докладчик на 56-й Мюнхенской конференции по безопасности.

Действительно ли неотвратим закат Запада? В последнее время дебаты такого рода опять в моде. И это не только выражение того, что мир становится менее западным, но и отражение факта, что сам Запад становится всё менее западным. Запад никогда не был бесспорным понятием, а лишь сплавом из различных традиций, относительное значение которых постоянно смещалось с ходом времени. Но в последние десятилетия было достигнуто единство в понимании, что Запад в первую очередь сообщество либеральных демократий, приверженных правам человека, верховенству закона, рыночной экономике и сотрудничеству в рамках международных организаций.

Такой Запад как нормативный проект был принципиально открыт для всех, кто разделяет эти ценности, даже будучи не связан с ним регионально или культурно. Однако открытая и либеральная интерпретация Запада встретила могущественного антипода. Как Средние века узнали антипап, претендующих на право самим говорить от лица католической церкви, так мы сегодня видим анти-Запад, также убежденный в том, что он может представлять Запад истинный.

Для сторонников такого анти-Запада он в первую очередь удерживается воедино не совместными ценностями, а основан на этнических, культурных или религиозных критериях. Правда, как и его предшественники, президент США Дональд Трамп в своей речи в Варшаве 2017 года признал значение Запада. Но он дал ему другое определение.

Трамп призвал Запад вооружиться против тех сил, что хотят разрушить «узы культуры, веры и традиции, делающие нас теми, кто мы есть». Приверженцы анти-Запада, начиная от движений вроде «Патриотические европейцы против исламизации Европы» (ПЕГИДА) и заканчивая ведущими политиками западных государств, видят угрозу Западу в иммиграции, влиянии чуждой культуры, смене общественных ценностей и даже в «гендерном мейнстриме».

Ненавидимые ими «либеральные элиты» несут ответственность, по словам венгерского премьер-министра Виктора Орбана, за то что на Западе еще есть либерализм, но уже нет никакой демократии. Вместо воли народа господствуют технократы и политическая корректность.

Именно этот анти-Запад представляет для представителей либерального Запада наивысшую угрозу.

Конечно, их обеспокоенность по поводу эрозии демократических принципов и верховенства закона во многих западных странах обоснована. Но пока, кажется, инициатива за антилиберальными импульсами.

«Сделаем Америку снова великой» или «Вернем себе контроль» — это мощные послания, адресующие к эмоциям отнюдь не малозначительной части населения, в отличие от инициатив, трезво призывающих к защите либерального мирового порядка или мультилатерализма (организация международных внешнеэкономических отношений, основанных на механизмах, позволяющих каждой стране пользоваться привилегиями в отношениях со всеми партнерами — прим. пер.).

По данным опроса фонда Кёрбера, 67% немцев не знают значения термина «мультилатерализм», а 42% признались, что никогда о нем не слышали. Но подъем анти-Запада несет не только прямые последствия для обществ Запада, но и за их пределы. Во-первых, растущая поляризация западных обществ содержит угрозу, что западные устои либерального порядка уже не в состоянии выполнять внешнеполитические стратегии, рассчитанные на несколько периодов нахождения у власти. Мы уже наблюдаем это в США. Кто еще захочет в будущем заключать договоры с Штатами, если велика вероятность, что их опять отменит следующее правительство?

Во-вторых, эти разногласия усиливаются на международном уровне. В конечном итоге представители анти-Запада ставят под сомнение существенные элементы сотрудничества между западными государствами. Для Европейского Союза, как правового сообщества, подрыв принципа правового государства и разделения властей в некоторых своих членах представляет экзистенциальную угрозу. От нелиберальных членов страдает и блок НАТО.

И в-третьих, похоже, что и сам Запад утратил волю к формированию внешней политики. Если мы сами уже не знаем, что нас держит сообща, то как мы можем договориться об общей повестке политики в мире? Иным будущее Запада кажется заключающимся в том, чтобы занять свою позицию в новой эре конкуренции великих держав.

Эта парадигма давно заменила в США «войну против терроризма» в качестве модели политики безопасности. Видные представители правительства Трампа вроде госсекретаря Майка Помпео в последние годы постоянно призывают Запад к отстаиванию своих прав перед лицом автократических держав Китая и России.

Но попытки Помпео «собрать воедино настоящие нации мира, чтобы создать новый либеральный порядок», действовали бы убедительнее, если бы при этом одновременно США не брали в прицел собственных союзников. По данным опроса общественного мнения, проведенного Европейским советом по международным отношениям, подавляющее большинство европейцев выступают за свой нейтралитет в случае конфликта между Китаем и США.

Такое развитие взглядов тем более трагично, что необходима общая стратегия либеральных демократий перед лицом агрессивных нелиберальных сил. Сегодня это в меньшей степени означает вдыхание новой жизни в классическое трансатлантическое партнерство для противостояния общему врагу, но скорее новое основание Запада в духе сообщества либеральных демократий, что хотели бы сохранять общие ценности без ограничений рамками государств и обществ классического Запада.

Инициированный Германией и Францией «Альянс за мультилатерализм» мог бы придать этому важный импульс. Но скептикам все еще неясно, должен ли он стать действительно группировкой государств-единомышленников, активно защищающих либеральное видение международного порядка, или скорее форумом мультилатерального сотрудничества государств с различными формами правления и ценностями.