За прошлый год элита Армении сдала Западу всё
Обстановку в Ереване, причины протестов прокомментировал председатель Ереванского геополитического клуба Арман Бошян 17 апреля в разговоре с корреспондентом ИА Красная Весна.
Вряд ли наберется критическая масса людей, необходимая для «бархатной революции», но ситуация может выйти из-под контроля
Оппозиция объявила о «бархатной революции», но пока критической массы людей не набралось.
Как будут развиваться события дальше, прогнозировать сложно, поэтому я воздержусь от однозначного прогноза, ситуация может выйти из-под контроля.
Пока протесты проходят по книжке идеолога цветных революций Джина Шарпа: круглосуточно работающая пресса, провокаторы, задирающие полицию, цветочки. К ним уже присоединилось огромное количество зевак, студентов, подростков, готовых бунтовать, поэтому сейчас масса относительно разрослась.
В целом ситуация в городе непредсказуемая. Ряд зданий заблокирован, но чтобы их разблокировать, нужен лишь приказ полиции. Посмотрим, удастся ли оппозиции раскачать ситуацию, но если полиция применит всё, что ей даровано в рамках закона, то она купирует ситуацию, и парализованный город вернется к нормальной жизни. Если же полиция будет проявлять бездействие — это будет означать, что наши элиты готовятся все сдать и смотаться, потому что всё, что нужно сейчас — действовать в рамках закона. Оппозиция имеет право протестовать, но не имеет права блокировать здания. Впрочем, последняя информация обнадеживает — полиция начала предпринимать соответствующие действия. И, как мне кажется, оппозиция с самого начала понимала, что до критической ситуации волнения не дойдут. Дело в том, что в Армении отсутствует раскол элит, а это один из важнейших атрибутов бархатной революции.
Власть не решает социальных вопросов, оппозиция тоже не предлагает решений, народ не верит ни власти, ни оппозиции
За последние годы было несколько попыток провести бархатную революцию, однако власти Армении так и не пошли навстречу социальным запросам населения, огромная часть которого живет за чертой бедности. Именно на эмоциях и на социальных проблемах играет главный революционер Никол Пашинян (лидер оппозиционного движения, депутат национального собрания Армении — прим. ИА Красная Весна). Но у меня, как и у любого гражданина, возникает вопрос — а что вы, оппозиция, предлагаете взамен?
Что касается самого Сержа Саргсяна (протестующие выступают против назначения экс-президента Армении Сержа Саргсяна премьер-министром страны — прим. ИА Красная Весна), он обещал не выдвигать свою кандидатуру на основные посты в стране, а потом передумал. Эта ситуация откровенно раздражает рядового избирателя. И вообще, недовольство людей властью абсолютно справедливо. Оппозиция никаких решений не предлагает, но играет на этом недовольстве.
И еще один важный фактор. Дело в том, что сегодня оппозиция выступает против результатов парламентских выборов, прошедших в апреле 2017 г. Тогда большинство голосов получила правящая Республиканская партия Армении. Но год назад оппозиция итоги выборов признала. Если бы тогда оппозиция парламентские выборы не признала, тогда было бы понятно, на основании чего она протестует. Но оппозиция их признала и согласилась участвовать в общепарламентской площадке для продвижения своих идей.
Нет противостояния прозападной оппозиции и пророссийской власти. В Армении и власть, и оппозиция — прозападные
Рассматривать протесты в Ереване в ключе противостояния пророссийской власти и прозападной оппозиции неверно, потому что та власть, которая сформировалась в 2017 г. — это власть настолько прозападна... более прозападную власть в истории Армении сложно себе представить. Тут уже приняты такие законы, продвигаются такие западные «ценности», которые в христианской Армении нельзя было и в страшном сне представить. Армения заключила с ЕС соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве, по которому необходимо закрыть атомную электростанцию, что фактически лишит Армению энергетической независимости. Все эти процессы инициировала именно наша власть.
То есть наша власть пошла на такие уступки Западу, на какие не всякая оппозиция пойдет. Но и оппозиция у нас тоже прозападная! Необходимо учитывать, что армянское политическое поле контролируется из-за рубежа, с Запада. По данным доклада Института общественной безопасности, четверть (18,4%) управляющей армянской элиты — выпускники Школы права и дипломатии им. Флетчера (Fletcher Law and Diplomacy School), а другие выпускники, — в подавляющем большинстве, — выпускники других западных учебных заведений.
Поэтому, на мой взгляд, протесты организовываются для привлечения внимания к оппозиционным партиям, которым народ не доверяет так же, как и власти, а с другой стороны — для давления на правительство Сержа Саргсяна, чтобы, не дай бог, не подумало свернуть с прозападного курса.
Комплиментарность к России
Власти Армении говорят о комплиментарной политике по отношению к России, однако они сдали столько позиций Западу, что вряд ли ее можно назвать «комплиментарной» по отношению к России. Кроме того, когда идет глобальная война, политика «и нашим, и вашим» не работает. Прозападный курс, взятый правительством, губителен, договора с Евросоюзом, подписанные во время президентства Саргсяна — не во благо Армении, поэтому давление, оказываемое оппозицией, будет только усиливаться. Так будет продолжаться, пока не появится адекватная политическая сила, которая должна предложить национализацию экономики и начать построение независимой страны с внятной внешней политикой.