Турция уже выходит за рамки тюркского проекта и двигается вдоль всей южной границы бывшего СССР вплоть до Китая

Турецкая военная экспансия в Средней Азии вышла за пределы тюркского союза

Жан Батист Ванмур. Шествие султана в Стамбуле (фрагмент). 1737
Жан Батист Ванмур. Шествие султана в Стамбуле (фрагмент). 1737
Жан Батист Ванмур. Шествие султана в Стамбуле (фрагмент). 1737

29 июля турецкое издание Yeni Safak сообщило, что между казахстанским судостроительным заводом «Зенит» в Уральске и турецким Управлением военных заводов и верфей (ASFAT) заключено соглашение, в котором предусмотрено совместное «проектирование и строительство множества платформ, начиная с морских транспортных средств и коммерческих судов, заканчивая основными боевыми кораблями для ВМФ Казахстана». Отмечается, что договор предусматривает увеличение экспорта из Турции в Казахстан, то есть идет речь об использовании производственных возможностей завода для сборки турецких изделий и последующей продаже Казахстану.

Надо отметить, что большинство турецких проектов на пространстве СНГ имеют несколько характерных особенностей. Во-первых, они ориентированы на малобюджетного покупателя. Турция является крупным производителем военной техники, вписывающейся в стандарты НАТО. Турецкая техника значительно уступает по своему качеству европейской и американской, но она и дешевле, и ее можно купить, в отличие от западной техники, поставки которой искусственно ограничиваются западными странами.

Также Турция старается сдвигаться в сторону сотрудничества не столько военно-технического, сколько военно-образовательного и спецслужбистского. Обычно это обучение военных специалистов, офицеров, работа в сфере кибербезопасности, а в последнее время активно продвигаются проекты БПЛА.

Изображение: Пресс-служба министерства обороны Турции
Министр обороны Таджикистана Шерали Мирзо и Турции Яшар Гюлер
Министр обороны Таджикистана Шерали Мирзо и Турции Яшар Гюлер
ГюлерЯшарТурциииМирзоШералиТаджикистанаобороныМинистр

Надо сказать, что Турция активно пытается втянуть среднеазиатские страны в пантюркский проект «Великий Туран», зачастую не чураясь провокаций. Так, во время азербайджано-армянского конфликта 2020 года генеральный секретарь Организации Тюркских Государств (тогда еще Тюркского совета), активно продвигаемой Турцией, Багдад Амреев призвал среднеазиатские республики поддержать в этой войне Азербайджан. После этого внешнеполитические службы республик, одна за другой, призвали к мирному решению конфликта, заняв нейтральную позицию. При этом демарш Амреева, который поддержал Азербайджан от имени всех тюркских республик — членов ОТГ, вызвал волну раздражения и возмущения.

Тем не менее, нельзя не отметить, что Турция постепенно наращивает военное сотрудничество в среднеазиатском регионе, играя на противоречиях республик. Именно на такой основе продвигается сотрудничество с Киргизией, — кстати, членом ОДКБ. Вплоть до 2022 года на границе Киргизии и Таджикистана периодически вспыхивали вооруженные конфликты с большим количеством жертв как среди военного, так и среди гражданского населения.

С 2021 года Турция начала поставлять в Киргизию беспилотники «Байрактар», получившие мировую славу, кстати, во время Второй Карабахской войны. Также Турция уже давно проводит в Киргизии обучение военных специалистов в военно-медицинской области, а в последнее время и в области кибербезопасности.

С Казахстаном военное сотрудничество Турция ведет аж с 1993 года, периодически подписывая новые соглашения в области военного образования. Напомним, в Казахстане действует образовательный центр НАТО, прошедшие в нем обучение офицеры активно продвигаются по карьерной лестнице. Регулярно проводятся совместные с НАТО военные учения.

В 2023 году, при подписании очередного военного соглашения, министр обороны Казахстана посетил Центр сил специальных операций ВС Турции.

Казахстан давно ведет сотрудничество с Турцией по разработке вооружения для бронемашин и проведении их испытаний, в частности на территории Казахстана проводятся испытания бронемашины ARMA 8×8. Не так давно в сети разгорелся скандал, что Казахстан отказался от платформы «Барыс» в пользу турецкой бронемашины ARMA 6×6 и собрался потратить на закупку почти 800 машин около $4,5 млрд (410 млрд руб.). И хотя потом это было опровергнуто министерством обороны Казахстана, осадочек, что называется, остался.

Казахстан начал сотрудничество с Турцией и в области беспилотных систем. В частности, турецкая компания METEKSAN будет поставлять систему защиты от беспилотников нового поколения FELIX.

С Узбекистаном Турция подписала соглашение о военном сотрудничестве в марте 2022 года. Эрдоган на совместной конференции отметил, что Турция готова делиться военными технологиями, ведь «достижения Турции в этой области уже очевидны», отметил он.

Уже в ноябре 2022 года министр обороны Узбекистана посетил Турцию, где было подписано очередное межправительственное соглашение о военном сотрудничестве. В этот раз было уточнено, что будет уделено «особое внимание текущему состоянию и перспективам дальнейшего двустороннего сотрудничества в военной сфере, вопросам развития боевой подготовки, военного образования, а также оборонной промышленности».

И вот 26 июля 2023 года уже и Таджикистан втягивается в орбиту военного сотрудничества с Турцией. Казалось бы, Таджикистан не тюркская страна, имеются и разногласия в религиозной сфере, в республике есть российская военная база, но… На полях международной военной выставки IDEF в Стамбуле было подписано военное соглашение с Турцией. Традиционно идет речь о военно-образовательном сотрудничестве.

Таким образом, можно отметить, что Турция в своей паравоенной экспансии уже выходит за рамки тюркского проекта и двигается вдоль всей южной границы бывшего СССР, вплоть до Китая. На первом этапе создаются образовательные и военные проекты, которые в дальнейшем перерастают в военно-техническое сотрудничество. А на примере Азербайджана, фактически заключившего военный союз с Турцией, можно видеть конечную цель такой турецкой экспансии.