Возможно, мы наблюдаем процесс передачи контроля над SpaceX какой-то другой группе, например — «Большой тройке»: BlackRock, Vanguard, State Street?

SpaceX за $1,5 трлн: от тайного финансирования из Китая к спешному IPO

Диего Мария Ривера. Замороженные активы. Фрагмент. 1931 год.
Диего Мария Ривера. Замороженные активы. Фрагмент. 1931 год.

Компания SpaceX внезапно изменила свою стратегию развития. Весь предыдущий период, начиная с создания фирмы в 2002 году, топ-менеджмент заявлял, что компания не будет выводиться на биржу (проводить IPO). Объяснялось это тем, что краткосрочные ожидания прибыли от инвесторов не позволят реализовывать стратегические проекты SpaceX. И вдруг пару недель назад было объявлено, что через несколько месяцев будет проведено IPO.

Внутри топ-менеджмента существовали противоречия по поводу выхода на биржу. Но ранее даже наиболее радикальные сторонники IPO предлагали всего лишь выделить проект Starlink, сделать его отдельной компанией и вывести ее на биржу. Согласно сообщениям СМИ, Илон Маск лично блокировал реализацию этих планов последние пять лет.

Сейчас же SpaceX предполагается выводить на биржу целиком, причем сделать это очень быстро — уже к середине 2026 года. Оценить компанию планируется в $1,5 трлн (120 трлн руб.), а продать акций (не более 2,5% акций) на сумму $30–$40 млрд (2,4 трлн руб.–3,2 трлн руб.). Если все удастся реализовать, то это IPO станет крупнейшим в истории. Предыдущий рекорд принадлежал Saudi Aramco — $29 млрд (2,3 трлн руб.) привлеченных средств в 2019 году.

Мало того, в корне меняются и декларируемые цели существования SpaceX. Согласно сообщениям ряда СМИ, полученные средства будут потрачены на создание космических ИИ-дата-центров. Эту версию подтвердил финансовый директор SpaceX Брет Джонсен в обращении к сотрудникам. По его словам, IPO предоставит SpaceX «значительный капитал, который позволит нам увеличить количество полетов Starship до невероятного уровня, развернуть в космосе центры обработки данных с искусственным интеллектом». Эрик Бергер, авторитетный журналист и старший редактор издания Ars Technica, комментируя такой резкий поворот курса SpaceX, отметил: «Если ИИ окажется чем-то вроде мыльного пузыря, то через 10 лет SpaceX может оказаться владельцем спутников в космосе стоимостью в сотни миллиардов долларов, от которых будет мало пользы. Но, возможно, акционеры предпочтут, чтобы SpaceX сделала их мультимиллионерами, а не обеспечила межпланетные перелеты».

Тема космических ИИ-дата-центров выпрыгнула как чертик из табакерки в начале октября, и за прошедшие пару месяцев стала хайпом. Ее упоминание топ-менеджментом может быть как подстегиванием этого хайпа для получения большей оценки стоимости акций, так и свидетельством того, что в SpaceX что-то сломалось.

Весь предыдущий период нельзя было отрицать, что одна из реальных целей существования SpaceX — освоение космоса и что компания быстро движется по этому пути. Джон Холст, авторитетный американский аналитик космонавтики, имеющий военный бэкграунд, в 2020 году в своей статье «Blue Origin: старая одежда в новом космосе» так определял разницу между SpaceX и другими компаниями «частной космонавтики»: «Ранее я задавался вопросом, не является ли медленный темп Blue Origin результатом очевидного отношения Безоса к космическому бизнесу как к хобби. <…> Сейчас я уверен, что Безос рассматривает Blue Origin как бизнес, созданный для привлечения государственных заказчиков своим методичным продвижением, и не более того. <…> Blue Origin не изменит индустрию. <…> Я и другие сейчас наблюдаем за SpaceX, потому что это единственная компания, которая фундаментально меняет индустрию. SpaceX соревнуется сама с собой. <…> Деятельность компании и ее темпы развития являются пугающими». Теперь же слишком многое указывает на то, что SpaceX собирается стать «нормальной» коммерческой компанией и начать заниматься тем, ради чего и существуют такие организации — получением коммерческой прибыли.

SpaceX дважды в год проводит вторичное размещение акций инсайдеров — сотрудников компании и ранних акционеров. Также в начале декабря 2025 года было объявлено, что цена акций на ближайшем таком размещении, в начале 2026-го, будет рассчитана, исходя из оценки стоимости компании в $800 млрд (63,5 трлн руб.). Это добавляет вопросов к ситуации. Зачем кому-то продавать акции сейчас дешево, если через полгода можно будет продать их дорого?

Напомним историю оценки стоимости SpaceX. В 2010 году, после первого запуска ракеты Falcon 9, компания оценивалась в $1 млрд (79,5 млрд руб.). В 2015 году Google и Fidelity инвестировали $1 млрд (79,5 млрд руб.) за примерно 10% SpaceX, то есть стоимость компании составляла $10 млрд (795 млрд руб.). При этом стоимость определялась покупателем, сообщающим цену, за которую он готов купить долю компании.

В последующий период топ-менеджмент SpaceX сам директивно назначал цену акций, которую покупатели принимали. В рамках регулярных вторичных продаж акций назначалась следующая цена. Осенью 2021 года — $100 млрд (7,95 трлн руб.), при этом был продан пакет из 0,7% акций. Летом 2024 года — $210 млрд (16,5 трлн руб.).

Осенью 2024 года Трамп, заключивший политический союз с Маском, выиграл президентские выборы в США. Сразу после этой победы, в декабре 2024-го, оценка выросла до $350 млрд (28 трлн руб.). Летом 2025 года во время конфликта Трампа и Маска стоимость компании составляла $400 млрд (32 трлн руб.). Сейчас, когда Маск помирился с Трампом, а SpaceX получила небольшие символические контракты в рамках программы противоракетной обороны «Золотой купол», стоимость компании оценена в $800 млрд (63,5 трлн руб.). (Небольшие — по сравнению со всей программой «Золотой купол» и оценкой SpaceX — «всего лишь» $2 млрд (160 млрд руб.) на разработку группировки спутников радиолокационного наблюдения с синтезированной апертурой (SAR). Отметим, что стоимость финско-польской компании ICEYE, одного из мировых лидеров в области создания SAR-спутников, в настоящее время развертывающей европейскую систему военной космической разведки, оценивается в $2,8 млрд (220 млрд руб.).)

Фан-клуб Маска объясняет такой рост стоимости SpaceX тем, что компания создала уникальный набор технологий, которые открывают невероятные коммерческие перспективы. Летом 2024 года при оценке в $210 млрд (16,5 трлн руб.) в это с натяжкой можно было поверить. Поверим и в то, что дружбу Маска с Трампом можно было оценить год назад в дополнительные $150 млрд (12 трлн руб.) стоимости SpaceX. Но за прошедший год всем стало понятно, что любое перемирие с Трампом может в произвольный момент времени закончиться. Кроме того, буквально только что, этой осенью, компания Amazon Leo другого американского мультимиллиардера, Джеффа Безоса, продемонстрировала, что она способна создать альтернативу системе Starlink — Amazon Kuiper. Причем запустить эти спутники Безос сможет с помощью ракет New Glenn, которые создала другая его космическая компания — Blue Origin.

Отметим, что летом 2025 года компания ARK Invest Кэтрин Вуд опубликовала прогноз-отчет под заголовком «Ожидаемая стоимость ARK для SpaceX в 2030 году: $2,5 триллиона (200 трлн руб.)». ARK — это один из ключевых игроков в «группе поддержки» Илона Маска на финансовом и медийном поле. При этом даже ARK подчеркивала, что для такой оценки должны быть выполнены следующие условия. 1) Безукоризненный успех проекта сверхтяжелой ракеты Starship. Это ключевое условие финансовой состоятельности SpaceX. И до сих пор этого не произошло. 2) Проект Starlink вышел на операционную прибыль. Планируется, что это произойдет в 2030 году. 3) SpaceX создала автономную колонию ИИ-роботов Optimus на Марсе. Полгода назад об этом грезили фанаты Илона Маска. Сейчас эта история уже забыта.

Откуда такой рост оценки компании за несколько месяцев? Кто и почему будет ее покупать по такой цене? Представляется, что ответ на эти вопросы позволит лучше понять устройство компании SpaceX, природу отношений Илона Маска с американским «глубинным государством», устройство мировой финансовой и экономической системы, а также выдвинуть предположения о том, что с этой системой будет происходить.

Так в чем же интерес покупателей? Почему они готовы платить очень высокую цену за акции? Сейчас можно предположить, что покупателей привлекает впервые данное обещание вывести SpaceX на публичный рынок, где они смогут найти еще большего дурака, чтобы перепродать свои акции дороже. Но почему акции покупали десять лет до этого? И главное — кто именно их покупал?

Ответить на эти вопросы можно с помощью концепции финансового империализма

Ее начали разрабатывать в начале XX века. Предложено несколько вариантов концепции для различных исторических условий. Последний вариант был разработан в первой половине 2010-х и озвучен рядом авторов, связанных с лондонским Сити (например, Тони Норфилд), Школой восточных и африканских исследований Университета Лондона (Костас Лапавитсас) — SOAS, создана в 1916 году для подготовки кадров для управления колониальными владениями Великобритании — и другими британскими имперскими институтами. Такой бэкграунд авторов концепции можно объяснить тем, что, как сами они утверждают, ключевые страны в мировой финансовой системе — это США и Великобритания. Они не могут друг без друга и одновременно яростно противостоят друг другу. В рамках этого противостояния американцы, например, засвечивают «Панамский архив», а британцы выдвигают и популяризуют выгодные им концептуальные модели реальности.

Суть концепции финансового империализма состоит в том, что современный глобальный капитализм функционирует как жесткая иерархическая структура, в которой финансовая система является центральным механизмом управления. Финансовая система позволяет доминирующим странам, прежде всего США и Великобритании, управлять мировой экономикой с помощью «структурного принуждения», а не прямого насилия.

Это «структурное принуждение» работает, как «невидимая паутина», встроенная в повседневные международные экономические операции. Так, для участия в международной торговле необходимо использовать инфраструктуру (SWIFT, корсчета, страхование), контролируемую ядром системы.

Триумфом этой системы принуждения стал Азиатский финансовый кризис 1997–1998 годов. Экономики «азиатских тигров» (Таиланд, Индонезия, Южная Корея) были разрушены резким разворотом финансовых потоков. Изменение оценки рисков западными инвесторами привело к мгновенному оттоку капитала, обрушению валют и принудительной перестройке экономик этих стран под диктовку МВФ. Кроме того, у ядра системы существуют эксклюзивные возможности получения прибыли путем произвольного изменения ставки кредитования, включения печатного станка и так далее.

Несущей конструкцией финансового империализма являются оффшорные финансовые центры (Каймановы острова, Бермуды, Британские Виргинские острова, Джерси и так далее). Ключевым игроком на этом поле является Великобритания. Офшоры создают юридическую серую зону, необходимую для функционирования системы. Финансовые потоки из периферии системы (Россия, Ближний Восток, Латинская Америка, Африка и т. д.) не инвестируются внутри своих регионов. Вместо этого они выводятся через британскую оффшорную сеть, консолидируются в банках Сити Лондона, а затем перенаправляются на рынки США для покупки казначейских облигаций или акций корпораций S&P 500. В итоге периферия системы финансирует дефицит бюджета и рост капитализации стран ядра системы. Юридически это выглядит как серия независимых транзакций, но экономически это — систематическое изъятие ресурсов.

В этой системе контроль осуществляется рынком. Институциональные инвесторы (Big Three: BlackRock, Vanguard, State Street), а также глобальные банковские конгломераты (HSBC, Rothschild, JPMorgan) не отдают приказов, а перераспределяют капитал туда, где условия наиболее выгодны.

Следует отметить, что если до 2010-х годов концепцию финансового империализма развивали в основном ученые-представители марксистской традиции, то после публикации «Панамского архива» ее обсуждение стало повсеместным. Так, например, в 2017 году авторитетный американский научный журнал Scientific Reports (издательство Nature) опубликовал статью нидерландских исследователей из университета Амстердама под названием «Раскрытие информации об офшорных финансовых центрах: каналы и „черные дыры“ в глобальной сети корпоративной собственности». В статье на научном уровне строгости доказано, что структура системы офшоров иерархична. Финансовые потоки идут от «сборщиков» в развивающихся странах через «каналы», например Великобританию, после чего оседают в финансовых центрах.

Процитируем часть статьи. «Небольшая группа из пяти стран — Нидерландов, Великобритании, Ирландии, Сингапура и Швейцарии — переводит большую часть корпоративных оффшорных инвестиций в качестве офшорных каналов. Каждая юрисдикция, предоставляющая услуги по переводу средств, специализируется на определенной географической области, и существует значительная специализация в зависимости от отрасли промышленности. <…> Нидерланды являются связующим звеном между европейскими компаниями и Люксембургом. Великобритания является связующим звеном между европейскими странами и бывшими членами Британской империи, такими как Гонконг, Джерси, Гернси или Бермуды. Гонконг и Люксембург, сами являясь офшорными зонами, также служат основными странами на пути к типичным налоговым гаваням (Британские Виргинские острова, Каймановы острова и Бермуды). Специализация проявляется не только на географическом, но и на отраслевом уровне. Например, Нидерланды специализируются на холдинговых компаниях, Великобритания — на головных офисах и управлении фондами, Ирландия — на финансовом лизинге и головных офисах, Люксембург — на вспомогательной деятельности, а Гонконг и Швейцария — на торговле сырьевыми товарами, в финансовом посредничестве и на торговле деривативами. <…> В рамках будущей работы можно было бы изучить устойчивость сети, чтобы определить, какие действия следует предпринять законодателям для борьбы с этой системой».

Описываемая концепция не является секретным знанием. Массовая западная культура в последнее десятилетие занимается романтизацией образа «финансового империалиста». Важно вехой в этой популяризации стал американский сериал «Миллиарды» (2016–2023). В его создании участвовал знаменитый американский финансовый журналист Эндрю Росс Соркин, он отвечал за реалистичность нарисованных образов. В явном виде проговариваемое и романтизируемое в сериале самовосприятие титанов финансового мира: «Мы — носители хаоса, стая волков, которая, если соберется, может задрать сколь угодно крупного зверя, вплоть до целых отраслей, стран и континентов». Причем сделать всё это они могут легким шевелением пальцев, не вставая со стула. Отметим также, что антагонист в сериале, миллиардер Майкл Принс, против которого в итоге объединяются все герои, в своих взглядах и действиях выходит за рамки финансового империализма на территорию того, что, в первом приближении, можно назвать технофеодализмом. То есть создатели сериала констатируют наличие тенденции перерождения финансового империализма во что-то новое.

Компания Tesla Илона Маска

Для иллюстрации концепции финансового империализма рассмотрим компанию Tesla.

С точки зрения классического производства, компания является «мутантом»: она лишь сохраняет видимость производственной компании, но ее внутренняя механика полностью подчинена логике финансового извлечения стоимости.

Главный продукт Tesla — это не электромобили, а акции. Рыночная капитализация Tesla, превышающая $1,5 трлн (120 трлн руб.), совершенно оторвана от реальности (P/E — отношение «цена/прибыль» — для Tesla близко к 300; а, например, у нефтяных компаний P/E близко к 10). Цена акций Tesla основана не на производственной деятельности и продажах, а на ожиданиях и вере инвесторов. При этом физически большая часть производства сосредоточена за пределами США — завод в Шанхае производит половину автомобилей, батареи производят поставщики из Азии и т. д. Но через механизмы трансфертного ценообразования, лицензирования и интеллектуальной собственности большая часть прибыли оседает в США.

Вся эта конструкция функционирует, потому что работает «финансовый пылесос», выкачивающий деньги со всего мира. Есть много каналов получения денег. Например, акции Tesla покупают суверенные фонды ряда стран — Норвегии, Китая, Саудовской Аравии и т. д. Акции Tesla торгуются на биржах Франкфурта, Милана, Вены, Варшавы, Мехико, Сан-Паулу, Казахстана и так далее. Так, например, в 2020 году миллионы частных инвесторов из Южной Кореи стали одной из крупнейших групп держателей акций Tesla. Акции Tesla включены в большое количество индексных фондов, которые покупают пенсионные фонды всего мира. Кроме того, Tesla регулярно проводит дополнительную эмиссию акций — «печатает фантики», которые потом продает по всему миру.

Реальная власть над Tesla находится в руках «Большой тройки» (Big Three: BlackRock, Vanguard, State Street), которая владеет примерно 17% акций (у Маска — около 13%). Именно «Большая тройка» определяет, например, величину выплат, которые получает Илон Маск. По сути, Маск является управляющим, наемным «надувателем пузыря» (рассказчиком таких несбывшихся историй, как «автомобили Tesla будут подрабатывать автономными такси и приносить доход в то время, когда владелец ими не пользуется»), работающим на «Большую тройку».

Как писал О. Генри, «настоящий трест можно разбить только изнутри». Противоречие между управляющим и владельцем финансового капитала может привести и зачастую приводит к разрушению таких систем. Ярким примером является конфликт между Адамом Нойманом и компанией Softbank, одним из следствий которого стало банкротство конкурента Starlink — компании OneWeb в 2020 году.

Читайте также: Игра вокруг OneWeb. Большие деньги и большая политика

В рамках именно такого конфликта в январе 2024 года суд штата Делавэр аннулировал выплаты Илону Маску от компании Tesla в размере $56 млрд (4,45 трлн руб.), назвав их размер «непостижимым» и постановив, что совет директоров Tesla был подконтролен Маску и не защищал интересы акционеров. Однако в июне 2024 года компания провела повторное голосование акционеров, на котором Маск получил выплаты назад. В этом голосовании ключевым стало решение Vanguard, ранее голосовавшего против Маска, изменить позицию. Вслед за Vanguard позицию изменили BlackRock и State Street. Какие именно встречные шаги сделал Маск, остается неизвестным.

По сути, Tesla является гигантским финансовым пузырем, к которому «прицеплено» небольшое реальное производство. Именно это позволяет компании практически бесплатно и безвозвратно привлекать деньги на строительство заводов (путем эмиссии новых акций), а также демпинговать при продаже автомобилей, уничтожая конкурентов.

SpaceX как финансовый империалист

Архитектура компании SpaceX вплоть до настоящего момента сильно отличалась от Tesla. Что будет дальше — отдельный вопрос, но и SpaceX ярко проявляет черты финансового империализма. Выражаются они в том, что спонсирование разработки новых изделий компанией SpaceX осуществляют инвесторы со всего мира. Ключевую роль при этом играют офшорные финансовые центры.

В марте 2025 года издание Financial Times опубликовало статью под заголовком «Китайские инвесторы приобретают доли в компаниях Илона Маска». В ней сообщалось, что с момента основания в 2002 году SpaceX привлекла более $10 млрд (795 млрд руб.) от инвесторов со всего мира. Акцент в статье сделан на том, что значительная часть этих денег имеет китайское происхождение. Китайские инвесторы тайно переводят деньги в компании, контролируемые Илоном Маском, используя офшорную финансовую схему.

Комментируя эту информацию, старший научный сотрудник Американского института предпринимательства Дерек Сиссорс заявил: «Как человек в положении Маска может иметь столько связей с Китаем и при этом быть активным участником реформирования правительства США? Приток китайских денег в бизнес-империю Маска подтверждает, что он больше заинтересован в своей репутации и бренде в Китае, чем в американских интересах».

В марте, а затем в октябре 2025 года американское издание ProPublica опубликовало материалы, в которых сообщило ряд важных подробностей того, как именно китайские деньги спонсируют развитие SpaceX. Официальные судебные протоколы доказывают, что SpaceX позволяет инвесторам из Китая покупать доли в компании при условии, что средства будут проходить через Каймановы острова или другие офшорные центры, обеспечивающие конфиденциальность. Ключевым оператором, обеспечивающим поддержание этого потока, является американский инвестор-миллиардер сикхского происхождения Икбалджит Кахлон.

Кахлон начал работать в венчурном фонде Foundations Fund Питера Тиля сразу после его открытия. Там же в то же самое время работал ныне действующий вице-президент США Джей Ди Вэнс. В 2007 Кахлон начал работать с компанией SpaceX, в которую вложился Foundations Fund. Примерно в 2015 году Кахлон убедил Питера Тиля продать ему часть своих акций SpaceX. Это была критически важная сделка, которая позволила Кахлону получить прямой доступ к акциям SpaceX и установить прямые отношения с руководством компании. В 2016 году Кахлон основал инвестиционную фирму Tomales Bay Capital (TBC). Через TBC Кахлон создает и управляет инвестиционными фондами, которые служат специальными целевыми финансовыми структурами для покупки акций технологических компаний, в основном, частных. Основной деятельностью Кахлона стало создание фондов для приобретения акций SpaceX. Согласно его показаниям в суде, Кахлон владеет миллиардами долларов в акциях SpaceX.

Кахлон монетизировал свой доступ к SpaceX с помощью комиссионных:

— для основного фонда (Tomales Bay Capital Anduril III) Кахлон взимает с большинства партнеров 2% годовой комиссии управления;

— плюс 20% carry interest (получение доли прибыли) от любого прироста стоимости акций.

Кахлон выполняет роль «швейцара на задней двери» SpaceX, предназначенной для входа иностранных инвесторов. Роль эта суперважная, и человек, ее выполняющий, должен быть супердоверенным, из ближайшего круга. Комментируя роль Кахлона в компании, главный финансовый директор SpaceX Брет Джонсон, который проработал в компании 14 лет, заявил во время судебного заседания: «...он в той или иной форме работал в компании дольше, чем я».

Кахлон продавал акции SpaceX инвесторам из Китая, Катара (фонду королевской семьи), Индии, России, Малайзии, Чили и многих других стран. Из сообщений СМИ известно, что российский миллиардер Сулейман Керимов через трастовый фонд Heritage Trust, базирующийся в Делавэре, в 2017 году приобрел 1% акций SpaceX.

Почему иностранцы вкладывают деньги в SpaceX по каким-то мутным и рискованным схемам, да еще и платят за это гигантские комиссионные Кахлону? Потому что каждые полгода топ-менеджмент SpaceX назначает новую цену акций компании, которая заметно больше предыдущей. И, подождав несколько лет, можно кратно увеличить вложения, перепродав свой пакет акций кому-то другому (и отдав при этом 20% прибыли Кахлону).

ProPublica сообщает, что на китайской стороне этой финансовой инфраструктуры минимальная цена билет на вход на это «поле чудес» составляет $0,2 млн (16 млн руб.). То есть вполне реальной является история о том, как часть денег, которые абстрактный китаец потратил на обед в столовой или стрижку в парикмахерской, в итоге, через хозяина заведения, идут на спонсирование развития американской космонавтики ($0,2 млн (16 млн руб.) — ценник как раз для владельцев сети подобных заведений).

Следует подчеркнуть, что успехи SpaceX в области космонавтики очевидны, несомненны и носят стратегический характер. Так, например, развернутая сеть Starlink спутников широкополосного низкоорбитального интернета во многом изменила правила игры на поле боя. В частности, именно с ее помощью украинские беспилотные катера атакуют наш Черноморский флот. В данной статье лишь утверждается, что эти успехи достигнуты в том числе и на фундаменте иностранных инвестиций в SpaceX.

Насколько велика роль этих инвестиций?

В апреле 2024 года портал TechCrunch сообщал, что на исследования и разработки в 2018 году SpaceX потратила $559 млн (44,5 млрд руб.), а в 2019 — $661 млн (52,5 млрд руб.). Эти расходы в основном связаны с программами Starlink и Starship. 2018 и 2019 годы стали ключевыми для компании: в феврале 2018 года впервые была запущена ракета Falcon Heavy, в марте следующего года проведены важнейшие летные испытания капсулы Dragon для пилотируемых полетов, в том же году SpaceX запустила свои первые 60 спутников Starlink.

Что касается сверхтяжелой ракеты Starship, в случае создания которой в корне изменятся правила игры в космосе, известны следующие цифры. К маю 2023 года SpaceX инвестировала в Starship и космодром для нее более $3 млрд (240 млрд руб.). В 2023 году, после первого неудачного пуска Starship, Маск заявил, что в 2023 году компания потратит на проект около $2 млрд (160 млрд руб.). Считается, что к настоящему времени на Starship потрачено более $7 млрд (555 млрд руб.).

Таким образом, вложения иностранных инвесторов в $10 млрд (795 млрд руб.) «живых» денег примерно соответствуют расходам SpaceX на исследования и разработки за все время существования компании.

Для сравнения, годовой бюджет Роскосмоса, выраженный в долларах, в настоящее время составляет около $3 млрд (240 млрд руб.).

Сравнение этих цифр заставляет усомниться в тезисе об эффективности SpaceX. В качестве демонстрации приведем следующий пример. В июле 2025 года премьер-министр России Михаил Мишустин встретился с главой Роскосмоса Дмитрием Бакановым. Сообщалось, что одной из тем обсуждения были работы по математическому моделированию при отработке двигателей на стенде, позволяющие сократить количество ракетных двигателей, «сжигаемых» при испытаниях. Цена вопроса — сокращение количества с пяти двигателей до двух (цифры очень условны и выбраны случайно). Такая мизерная на фоне деятельности Маска экономия обсуждается на высшем уровне. Одновременно с этим фанаты SpaceX восхищаются тем, что к настоящему моменту на испытаниях «сожжено» уже семь десятков двигателей «Раптор».

SpaceX имеет слишком теплые отношения с Китаем

Илона Маска в США часто и совсем не беспочвенно критикуют за тесные связи с Китаем. Пикантность ситуации придает тот факт, что другим организациям, работающим в США в сфере космонавтики, категорически запрещено иметь какие-либо связи с Китаем.

В США в 2011 году в рамках законопроекта об ассигнованиях для NASA была принята так называемая поправка Вулфа (Фрэнк Вулф, на тот момент член палаты представителей). Согласно поправке, НАСА и управление по вопросам политики в сфере национальной безопасности не имеют права использовать какие-либо средства для любого взаимодействия с Китаем.

Примечательно, что несколько месяцев назад после очередных упреков Маску за обширные связи с Китаем в США неожиданно начались обсуждения того, не пришло ли время отменить поправку Вульфа. В частности, в октябре 2025 года Институт космической политики университета Джорджа Вашингтона провел соответствующие дебаты представителей экспертного сообщества. А когда в ноябре из-за повреждения спускаемого аппарата китайские космонавты задержались на орбите, в США была развернута массированная информационная кампания с требованием отменить поправку Вульфа, чтобы Илон Маск смог прилететь на китайскую космическую станцию и спасти китайских космонавтов.

Мнение о необходимости отмены поправки Вульфа не нашло поддержки у представителей американской космонавтики, а бенефициар таких обсуждений получил публичное предупреждение от представителей «глубинного государства». Во время недавних слушаний в палате представителей США, посвященных развитию китайской космической программы, бывший глава NASA Майк Гриффин заявил, что проблема не в росте Китая, а в ошибочной американской архитектуре миссий. По его словам, опора на Starship для посадки Artemis III нежизнеспособна, в том числе из-за слишком большого числа требуемых дозаправок на орбите. Он призвал отменить Artemis III и «начать заново».

Напомним, Гриффин прошел путь от аэрокосмического инженера до главы NASA. В 1980-х занимался программой СОИ. В 1990-х возглавлял церэушный венчурный фонд In-Q-Tel. В 2005 году был выдвинут президентом Бушем на пост главы NASA. К присяге был приведен вице-президентом Чейни, что является большой редкостью. Именно Гриффин инициировал старт программы закупки коммерческих орбитальных транспортных услуг по доставке грузов на МКС, ставшей одной из катализаторов роста «частного космоса». В декабре 2017 года Гриффин был выдвинут президентом Дональдом Трампом на пост заместителя министра обороны.

Предупреждение было многими услышано. Услышал его и Джаред Айзекман, который по рекомендации Маска после возвращения Трампа на пост президента США был выдвинут в качестве кандидата на пост главы NASA. После ссоры Трампа и Маска это выдвижение было отменено, после примирения вновь утверждено. Айзекман, имеющий столь тесные связи с Маском, во время выступления в сенате две недели назад публично присягнул антикитайской повестке. В частности, он заявил о необходимости опередить Китай в лунной гонке для того, чтобы не подорвать «американскую исключительность».

Так зачем Илон Маск выводит SpaceX на биржу?

Точного ответа на этот вопрос у нас нет. Но можно выдвинуть следующие предположения.

Возможно, Маск ждет скорого обвала финансовых рынков. И пока обвал еще не произошел, пытается зафиксировать прибыль.

Может быть, проблема не в финансовой системе, а в SpaceX.

Например, оказалось, что со Starship дела совсем плохи, а ведь без этой сверхтяжелой ракеты экономика Starlink совсем не сходится. Срок службы спутников Starlink составляет около пяти лет. В настоящее время на орбите около 8 тысяч таких спутников, то есть вскоре каждый год нужно будет менять около 1 600 спутников. За 2024 год SpaceX совершила более 130 запусков ракет — это очень большой и рекордный показатель. Но спутников на орбиту было выведено лишь около 1 900 (это много, но не в контексте развертывания системы Starlink до группировки в несколько десятков тысяч космических аппаратов). Без Starship такое количество запусков придется совершать каждый год — только для того, чтобы поддерживать группировку Starlink. Но сейчас система Starlink не приносит столько прибыли, сколько тратится средств на производство и запуск спутников. Для выхода на прибыль необходимо резко увеличить число спутников Starlink для того, чтобы продавать интернет не только в малозаселенных территориях, но и в городах (в настоящее время для этого не хватает пропускной способности системы). А увеличить число спутников без ракеты Starship невозможно.

Также можно выдвинуть предположения, что для доработки Starship необходимо гигантское количество денег, сравнимое с теми $30–$40 млрд (2,4 трлн руб.–3,2 трлн руб.), которое планируется получить от выхода SpaceX на биржу.

Другой возможный вариант — серьезные проблемы начались у самого Илона Маска, и в сущности, мы наблюдаем процесс передачи контроля над SpaceX какой-то другой группе, например «Большой тройке». В пользу этой гипотезы говорит резкий разворот компании в сторону ИИ, а как сообщало Financial Times в январе 2024 года, заметная доля компании xAI Илона Маска принадлежит инвесторам из Гонконга. В ситуации «крестового похода» американской космонавтики против Китая в борьбе за американскую исключительность такое поведение Маска многие могут счесть неприемлемым. Если это так, то происходящее можно интерпретировать как попытку Маска выжать как можно больше из ситуации.