Как изменился туризм в России летом 2021 года? Обзор исследований
Лето 2021 года, так же как и предыдущее, прошло под постоянной угрозой распространения коронавируса. Туристический сектор начал меняться под натиском новых волн эпидемии и ограничивающих мер. При этом специалисты отмечают как положительные, так и отрицательные стороны этого процесса.
Но не только работники турбизнеса стали подстраиваться под новую ситуацию. Сами туристы тоже выработали новую стратегию организации отпусков.
Исследователи фонда «Общественное мнение» в июле 2021 года опросили 1,5 тыс. человек. Они выясняли, как люди в этот летний сезон предпочли провести свой отпуск.
Согласно исследованию 20% граждан России в этом году уже были в отпуске. При этом каждый четвертый — 26% от опрошенных — еще не брал отпуск, но планирует взять в оставшуюся часть года. И наконец, доля тех, чей 2021 год пройдет вовсе без отпуска, составляет 15%.
Также опрос показывает куда жители России чаще всего отправлялись отдыхать. Из тех людей, кто уже был в отпуске, каждый четвёртый предпочел отправится в путешествие по городам России. Каждый седьмой принял решение отдыхать на своей даче. И только каждый десятый ездил в дальнее зарубежье.
Не менее интересны результаты опроса тех людей, которые отметили, что еще собираются брать отпуск до окончания этого года. Среди этих 26% почти половина (12%) собираются провести свой будущий отпуск дома, 4% — на даче, 2% — в других городах России. Только 1% поедет в страны ближнего и дальнего зарубежья.
Исследование банка «Русский Стандарт» показало, какие именно регионы России пользуются наибольшей популярностью у отдыхающих. Самый большой наплыв людей этим летом был на Черноморском побережье. Лидирующую позицию среди курортно-пляжных центров отдыха занимает город Сочи.
Однако нашлись в России и любители туризма, ориентированного на посещение культурно-исторических достопримечательностей. И доля людей этой группы даже увеличилась по сравнению с предыдущими годами. Таким образом городской туризм в Санкт-Петербурге этим летом приобрел небывалую популярность. С небольшим отставанием от него идет Калининград.
Исполнительный директор Общенационального союза индустрии гостеприимства Алексей Волков заявил, что для отечественного туризма прошедший летний сезон выдался удачным. Он уточнил, что в этом году в таких регионах как Калининградская область, Бурятия и Хакасия был «бум туристический», который даже привел к перегрузке индустрии. Он считает, что в среднем по всей России рост в туристической отрасли составляет 30%, а в некоторых регионах 100%.
«Сегодня внутренний туризм — лидер, такие факторы, как открытие границ, на него не влияют и не влияли в это межсезонье», — заключил Волков.
В Ассоциации туроператоров России (АТОР) в августе дали свою оценку летнего туристического сезона в 2021 году. По их мнению, общий прирост показателей внутреннего туризма не дотягивает до уровня 2019 года около 10%.
«Допандемийные показатели во внутреннем турпотоке могли бы быть достигнуты, если бы не ограничения в Краснодарском крае, которые „уронили“ бронирования высокого сезона в самом популярном у туристов регионе Юга России», — сообщают эксперты АТОР.
Во время пресс-конференции 4 августа исполнительный директор Ассоциации туроператоров (АТОР) Майя Ломидзе указала на состояние выживания, в котором все еще находится отечественная туристическая отрасль. Поэтому она от лица АТОР предлагает не дожидаясь окончания пандемии, начать восстановление сектора туризма в России. Например, выработать единый подход к правилам въезда переболевших и невакцинированных туристов, а также взаимно признать все имеющиеся вакцины, не обращая внимание на их страну-производитель.
Пока же в АТОР отмечают три главные туристических тенденции этого лета.
Во-первых, люди перестали бронировать туры заранее. Согласно прогнозу аналитиков АТОР, люди будут продолжать предпочитать бронирование на 2-4 недели вплоть до начала следующего года. Причина тому — желание избежать проблем с внезапным закрытием границ или изменениями правил на въезд.
Во-вторых, когда у массового туриста на фоне пандемии стало меньше денег, а возможность сэкономить купив «горячий тур» исчезла, часть хорошо обеспеченного населения «более свободно сейчас распоряжаются своими деньгами». Это послужило росту сегмента дорогого и премиального отдыха.
В-третьих, туристы как никогда раньше активно стали пользоваться услугами страхования. Так они пытаются оградить себя от финансовых потерь при возможном ужесточении ограничительных мер.
В целом турбизнес, как и любой другой, всегда пытается приспособиться и перестроиться для получения еще большей прибыли. Об этом и говорят чрезмерно оптимистичная оценка ситуации от Волкова и предложения Ломидзе по увеличению туристического потока без проведения глубокого анализа предлагаемых средств.
Специалисты турбизнеса признают, что о возвращении к привычному укладу жизни можно забыть еще не на один год. С другой стороны, сами граждане показывают завидную пластичность, когда дело доходит до необходимости подстраиваться под «антиковидные» маневры властей и бизнесменов.
Таким образом, остается непонятным, куда этот процесс заведет туризм в России. То ли ограничения на заграничные поездки станут неким трамплином для развития отечественного туризма. То ли гонка турфирм за наибольшей прибылью превратит привычный для среднестатистического человека отпуск в привилегию для наиболее богатых слоев населения.