У казачьих формирований есть место в современности, но ключевым вопросом становится их идентичность и идеология

Любо, братцы, Чайка. Зачем России понадобились «казачьи батальоны»?

Рубо Франц. Казаки у горной речки 1892
Рубо Франц. Казаки у горной речки 1892

Бывший генпрокурор России, полпред президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Юрий Чайка заявил, что президент России Владимир Путин поддержал его идею создания «казачьих полков, батальонов» в составе Росгвардии.

Судя по отклику, Чайка затронул болезненную тему. Одни тут же заявили, что реализация инициативы приведет к росту общественного раздражения, другие испугались «нагаечников» с огнестрелом, третьи увидели тайный намек на карьерные перспективы экс-генпрокурора, четвертые поспешили заявить о попытке ведомства Виктора Золотова поглотить жирный кусок рынка охранных услуг, на котором прочно закрепились казачьи ЧОПы.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков поспешил успокоить общественность, заявив, что «никаких отдельных подразделений казачьих не будет, будет все в составе Росгвардии», и что поступившие в соответствующие подразделения казаки «перестанут быть казаками» и «де-юре будут служащими Росгвардии со всеми вытекающими правами и обязанностями».

Читайте также: В Кремле прокомментировали вопрос об отдельных подразделениях казачества

Более конкретно замысел властей прокомментировал замначальника управления президента РФ по вопросам госслужбы и кадров, ответственный секретарь Совета при президенте РФ по вопросам казачества Александр Орехов.

По его словам, «речь идет о создании подразделений Росгвардии, комплектуемых исключительно казаками» на контрактной основе. Каких-либо «казачьих» признаков у этих подразделений не будет, а принятие всех решений «будет полностью регулироваться войсковыми уставами и законами Росгвардии». При этом в подразделениях будет особый «казачий дух», считает Орехов.

Создание таких подразделений уже давно не новость. Еще в апреле 2017 года глава Росгвардии Виктор Золотов, губернатор Кубани Вениамин Кондратьев и тогдашний атаман Кубанского войска Николай Долуда достигли договоренности о формировании «казачьего батальона» в составе Росгвардии в Краснодарском крае. Указанный батальон дислоцируется в Лабинске и уже четыре года сотрудничает с Кубанским казачьим войском.

Вместе с тем заявление Чайки стало еще одним поводом задуматься о феномене возрожденного российского казачества и о его эволюции. Ведь все начиналось с созданных энтузиастами казачьих исторических клубов, а превратилось в тысячи казачьих классов, казачьи школы и детские сады, батальоны Росгвардии и воинские части в Вооруженных силах, а также в целое Всероссийское казачье войско. Что дальше?

Исторически казачество формировалось в России в качестве пограничных военных поселений, ставших надежным инструментом защиты рубежей российского государства и жителей соответствующих областей от набегов горцев и кочевников. Затем, когда граница империи шагнула дальше, казачество главным образом стало источником легкой и эффективной конницы для русской армии.

Советская власть упразднила сословия, в том числе и казачество. И в ходе государственного строительства, индустриализации, урбанизации и большой миграции населения внутри СССР бывшие казаки «растворились» в остальном населении. Тем не менее казачьи части воевали с нацизмом в годы Великой Отечественной войны.

Изображение:
Казаки на параде Победы
Казаки на параде Победы

Сегодня, что бы ни говорил атаман Всероссийского казачьего общества Николай Долуда о возрождении «казачьего уклада жизни», казачество по объективным причинам не может быть востребовано в своей традиционной роли, которая и формировала этот самый «уклад». Ведь массовые конные формирования в армии давно ушли в прошлое, и в пограничных военизированных поселениях тоже уже нет никакой нужды.

Традиционный «казачий уклад» не может сложиться и по другой причине. Основным контингентом казачества сегодня являются ветераны Советской армии и вооруженных сил РФ, многие из которых росли и воспитывались в городах, и о каком-либо «казачьем укладе», культуре и традициях в лучшем случае слышали в детстве от старших родственников. А часто и не слышали вообще, поскольку предков из числа казаков у них нет.

Тем не менее у казачества, как мне кажется, есть место в современности. Аналогичные институты можно найти в других странах.

Например, иранское ополчение «Басидж» — полувоенные иррегулярные формирования, входящие в Корпус стражей Исламской революции и выполняющие различные, в том числе и невоенные функции, в числе которых патриотическое воспитание, охрана государственных учреждений, военная подготовка населения, гражданская оборона и многое другое.

Другой пример — это Национальные силы обороны Сирии: сформированные правительством страны отряды ополченцев-добровольцев, ставшие важным подспорьем для борьбы с терроризмом в республике в годы войны.

В качестве еще одного примера, как это ни странно, можно привести Национальную гвардию США, которая также набирается из добровольцев и представляет собой резерв американской армии. При этом нацгвардейцы проходят службу, не увольняясь с основного места работы, их мобилизуют в случае чрезвычайных ситуаций и войн по решению руководства страны.

Фредерик Ремингтон. Национальная гвардия Иллинойса на заставе в Чикаго. 1894
Фредерик Ремингтон. Национальная гвардия Иллинойса на заставе в Чикаго. 1894

В этом контексте и российское казачество, которое по сути является состоящим из добровольцев иррегулярным военизированным формированием, ничем не хуже и может стать важным подспорьем для укрепления стабильности и повышения обороноспособности России, готовности населения к военным конфликтам. И в этом смысле стремление чиновников сделать часть казаков «государевыми людьми» также вполне понятно и объяснимо.

Читайте также: Казакам предложили стать резервом Вооруженных сил Росссии

Вопросы вызывает другое, а именно идеология казачества

Те же «Басидж», входящие в КСИР, являются сторонниками аятоллы Хомейни и придерживаются соответствующих идей, лежащих в основе государственности современной Исламской Республики Иран. Нацгвардия США, со всеми поправками на современность, пронизана идеологией американского патриотизма и представлением о мессианском предназначении Соединенных Штатов, так называемом «Граде на холме».

Нынешнее казачество же пытаются наполнить православием вперемешку с идеологией казачьего национализма, навязываемой казачьему реестру его руководством. Сегодня почему-то считается, что вступившие в казачьи общества русские, украинцы и представители других национальностей вовсе таковыми не являются, а являются невесть откуда взявшимся «казачьим народом». То же самое и с русскими детьми, поступающими в казачьи классы.

Владимиров Иван Алексеевич (1869-1947) Казаки
Владимиров Иван Алексеевич (1869-1947) Казаки

В таком контексте достаточно двусмысленно звучит и текст казачьей присяги, который используется в «передовом» Кубанском казачьем войске: новоиспеченный казак клянется служить на пользу «казачеству» и не щадить жизни ради «Отечества».

В тексте клятвы при посвящении школьников в казачата все еще ярче. В ней школьники обещают «свято, оберегать и защищать интересы Кубанского казачества».

А что если интересы казачества вступят в противоречие с интересами Отечества? Ведь такое уже было в истории не раз. Достаточно вспомнить 1917 год, когда на Юге России при непосредственной инициативе верхушки казачества буйным цветом расцвел казачий сепаратизм, направленный на отделение от России огромных территорий. Неужели история никого не учит?