Трудовое воспитание: советские традиции и современность. Часть 7
Несколько предыдущих статей мы посвятили изучению опыта трудового воспитания в Советском Союзе. Теперь предлагаю узнать, как обстоит дело в современной России. Может показаться, что никакого трудового воспитания в нашей стране после «перестройки» уже не ведется. К счастью, это не так. Трудовое воспитание сохранилось в сельской местности. Школы, которые этим занимаются, не очень стремятся это афишировать. Неудивительно, ведь организовать труд школьника при нынешнем российском законодательстве непросто. Приходится оформлять этот труд как программу дополнительного образования или как летний оздоровительный отдых школьников с элементами труда.
История разных сельских школ нередко повторяется. В советское время был колхоз, и была работавшая в колхозе ученическая производственная бригада. После «перестройки» колхоз развалился, село начало приходить в упадок. Что делать школе? Как-то надо выживать. Договариваются об аренде земли, своими силами начинают выращивать овощи для школьной столовой.
Практика ученической производственной бригады (УБП) сохранилась во многих сельских школах. Как это ни странно, но есть регионы, где подобная практика встречает активную поддержку со стороны региональной власти. В качестве примера можно привести Ставропольский край, где в 2013 году принят закон «Об образовании», в котором прописано:
«Образовательные организации Ставропольского края, расположенные в сельской местности, могут осуществлять учебно-производственную деятельность путем создания учебных, учебно-опытных, учебно-производственных подразделений, ученических производственных бригад, иметь подсобное и учебное хозяйство с земельным участком, сельскохозяйственной техникой, поголовьем животных».
Законом предусмотрена возможность выделения сельской школе земельного участка для осуществления учебно-производственной деятельности (до 30 гектар). Губернатор Ставропольского края Владимиров лично принимает участие в открытии и закрытии краевых слетов УБП.
Ставропольский край — не единственный пример. Алтайский краевой детский экологический центр рассказывает о краевом смотре-конкурсе среди муниципальных органов управления образованием и общеобразовательных организаций на лучшую организацию трудового воспитания и лучшую ученическую производственную бригаду:
«Анализ материалов смотра-конкурса показал, что в 2014 году в 44 районах края была организована работа 617 трудовых объединений школьников. Производственным трудом охвачено 16270 школьников. Представленные на конкурс материалы о трудовой деятельности школьников показали высокую результативность, хорошую профессиональную подготовку сельских школьников, продуктивную занятость. В настоящее время ученические производственные бригады имеют 1604,78 га пахотной земли. Полевыми культурами занято 971,03 га, картофелем — 296,31 га, овощами — 337,44 га. В 9 районах края ученические производственные бригады и звенья занимались выращиванием зерновых культур, в 39 — овощей, в 41 — картофеля».
Кстати, именно депутаты Алтайского края стали в 2015 году инициаторами рассмотрения в Государственной думе законопроекта о трудовом воспитании.
Многие регионы России проводят региональные слеты ученических производственных бригад. Но поддержка осуществляется не только на региональном уровне, но и на федеральном тоже. Министерство образования и науки совместно с Министерством сельского хозяйства регулярно проводят Всероссийский слет ученических производственных бригад. Всероссийские слеты начали проводиться с 2003 года, а в 2017 году этот слет проводился в девятый раз.
Таким образом, пока российские парламентарии обсуждают закон о трудовом воспитании, фактически оно уже действует. Правда, с двумя важными оговорками: во-первых, оно действует не везде, во-вторых, оно существенно отличается от советского. В СССР труд ученических бригад делал акцент на воспитании достойного гражданина. В современной России акцент переместился на бизнес (школьный агробизнес) и профориентацию учащихся.
Активную поддержку сельских ученических производственных бригад оказывают региональные экологические и эколого-биологические центры, а также центры дополнительного образования. Например, Алтайский краевой детский экологический центр внедряет в регионе программу дополнительного образования «Молодые хозяева земли». Программа разработана при содействии Алтайского государственного аграрного университета, НИИ садоводства Сибири имени М.А. Лисавенко и Западно-Сибирской овощной опытной станции. Школьники получают возможность еще до окончания школы освоить дополнительные специальности. Для ученических производственных бригад организуются слеты-соревнования и олимпиады с ценными призами. Кроме того, активных участников производственных бригад охотно берут на обучение в аграрный университет.
Хорошо, что часть наследия советской эпохи уцелела в каком-то виде и оказалась востребована. Однако, вопрос о трудовом воспитании не сводится только лишь к сельским школам, и даже в сельских школах он не везде решается удовлетворительно.