Когда топливный кризис взорвет Ливан?
Ливан находится в состоянии беспрецедентного топливного, финансового и политического кризиса. Из-за нехватки топлива в стране закрываются больницы, остановлено производство некоторых продуктов питания, закрываются магазины и предприятия.
Ни больниц, ни школ, ни армии, ни полиции…
31 августа ассоциация ливанских мукомолов заявила, что нехватка топлива в стране угрожает производству хлеба. За десять дней до этого ЮНИСЕФ отметила, что более 4 миллионов человек в Ливане могут столкнуться с критической нехваткой воды или быть полностью отрезаны от нее в ближайшие дни. Один из медицинских центров Ливана в Бейруте заявил, что ему угрожали принудительным отключением электричества, а значит, отключением всех больных от аппаратуры, которая сохраняет им жизнь.
Цены на продукты сильно выросли. Местная валюта потеряла 90% своей стоимости по отношению к доллару. Более половины населения находится за чертой бедности. Это значит, что этим людям нечего есть.
В Ливане было довольно сильное частное образование, которым пользовалось большинство ливанцев. Частные школы составляли 70% образовательного сектора, насчитывающего более 1500 учебных заведений. Из-за падения местной валюты у родителей не осталось денег, чтобы платить за обучение, а у школ — чтобы платить зарплату учителям.
Преподаватели вынуждены увольняться, многие уехали работать в другие страны. «Большинство учителей постепенно ушли, и именно это сделало невозможным проведение экзаменов в средней школе», — рассказала директор министерства Хильда Хури еще 8 июля в интервью Reuters. Учитывая проблемы с электроэнергией гарантировать, что дети смогут учиться в школе, стало уже невозможно.
В полиции и армии похожие проблемы. Правительству в стране уже никто не доверяет, и армия Ливана — это единственная сила, которая держит страну от хаоса. Однако при отсутствии денег на обеспечение жизни семей сложно сказать, сколько военные смогут продержаться сами. Ситуация дошла до того, что Катар помогает армии Ливана продуктами, пересылая ежемесячно по 70 тонн продовольствия.
В судебной системе тоже кризис. Одна из самых огромных трагедий Ливана — это взрыв в порту Бейрута, который произошел 4 августа 2020 года. Самый мощный неядерный взрыв в истории унес жизни более 200 человек, около 6 тысяч человек получили ранения, примерно 300 тысяч жителей остались без жилья, несколько кварталов города были разрушены. Виновных во взрыве в порту Бейрута до сих пор не установили. Судья даже не может допросить ответственных чиновников. Прошлого судью отправили в отставку за то, что тот слишком яро пытался это сделать.
Реакция власти
Власти Ливана не берут на себя ответственность за происходящее и не готовы защищать своих граждан. Можно даже сказать, что власти в Ливане уже нет. Как отметил в интервью 14 августа глава Центрального банка Ливана Риад Салмех, который, кстати, тоже находится под следствием по делу о коррупции, Ливаном сейчас не управляет никто.
Последнее правительство ушло в отставку после взрыва в Бейруте, потому что этого требовал вышедший на улицы народ. С тех пор премьер-министр и президент страны не могут договориться о кандидатурах в новое правительство. С тех пор был поставлен уже третий премьер-министр. Но это не помогло, и правительства до сих пор нет.
При отсутствии правительства невозможно принять необходимые стране законы. Это мешает получению зарубежной помощи. Ситуация с формированием кабинета министров кажется уже настолько абсурдной, что даже папа Римский призвал власти Ливана одуматься. Папа 1 июля даже собирал саммит по кризису в Ливане. Жители Ливана потеряли «даже иллюзию жизни», заявил Франциск в годовщину взрыва в порту Бейрута 4 августа.
Для Ливана международная помощь всегда имела очень важное значение.
Развернувшийся топливный кризис, который способен остановить цивилизованную жизнь, возник именно по причине того, что власти несостоятельны и не способны даже договориться с Центральным банком.
Кризис серьезно усугубило то, что 11 августа ЦБ Ливана прекратил спонсировать покупку топлива. Раньше он выдавал валюту для импорта топлива по курсу намного ниже, чем реальный курс, — спонсируя приобретение топлива за счет своих валютных резервов. Но эти резервы кончились. Так называемый «неприкосновенный запас» ЦБ тратить отказался, пока власти не выпустят закон, позволяющий банку это делать.
Власти раскритиковали действия ЦБ, но закон, о котором просил банк, не стали подписывать. Топливо на заправках перестали продавать, ожидая решения о новых ценах. Неделю страна находилась в подвешенном состоянии. Бандиты угоняли бензовозы, из-за топлива вспыхивали драки. В результате одной из них 15 августа загорелась и взорвалась автоцистерна с топливом. Жертвами взрыва стали как минимум 28 человек, порядка 80 получили ранения и ожоги. Армию Ливана сейчас регулярно направляют успокаивать жителей в сельских районах, где уже происходят настоящие сражения из-за топлива.
Через неделю власть нашла компромиссный вариант — отложить решение проблемы. В результате ЦБ продолжит обеспечивать валютой импорт топлива по льготному курсу, но этот курс будет скорректирован в сторону реального. То есть льготы на покупку топлива снизятся, но будут еще действовать в течение сентября. В соответствии с новым льготным курсом цены на бензин выросли на 70%.
Альтернативное предложение
Когда только начали расти очереди на заправках, а правительство молчало, проиранская ливанская группировка «Хезболла» предложила обратиться за помощью к Ирану и купить у него топливо не за валюту, а за свои национальные деньги. Причем было получено согласие на это от властей Ирана.
Власти Ливана данное предложение «Хезболлы» проигнорировали, боясь, что дело кончится санкциями, под которыми находится иранская нефть, и станет еще хуже. На иранскую нефть действует эмбарго, введенное в ноябре 2018 года бывшим президентом США Дональдом Трампом.
По мнению «Хезболлы», экономические проблемы Ливана связаны с санкциями США, наложенными на Сирию — законом Цезаря — эти санкции нанесли ущерб экономике Ливана. В свою очередь, противники движения считают, что военные действия «Хезболлы» против Израиля привели к тому, что страна стала получать меньше экономической помощи от богатых арабских монархий.
19 августа, однако, глава «Хезболлы» Саид Хасан Насралла заявил, что в Ливан направляется судно с топливом из Ирана. Топливо оплатили шиитские бизнесмены из Ливана.
27 августа Насралла сообщил об отправке уже третьего судна с топливом из Ирана. «Мы договорились начать погрузку третьего судна», — сказал лидер «Хезболлы». Он отметил, что осталось несколько дней и первое судно с иранским топливом прибудет в Ливан.
Вопрос о том, сможет ли судно вообще войти в порт Ливана, так и остался не решенным. Так, по мнению Насраллы, много желающих не допустить этого. 19 августа он выступил с заявлением к США и Израилю с требованием не атаковать судно с топливом. «Мы не хотим… ни с кем ссориться. Мы хотим помочь нашим людям», — сказал он в телеобращении. 31 августа с речью схожего содержания выступил и официальный представитель министерства иностранных дел Исламской Республики Саид Хатибзаде: «США не в состоянии блокировать законную торговлю. Мы очень серьезно относимся к осуществлению нашего суверенитета, и каждый должен знать, что законная торговля в этой сфере является одним из основных принципов международного права».
Внутри Ливана часть власти тоже против прибытия судна. Вероятность наложения санкций из-за использования иранской санкционной нефти пугает власть еще больше, чем закрытие больниц, школ и магазинов. Посол США в Ливане Дороти Ши заявила, что Ливану не нужны иранские танкеры, и отметила, что множество судов с топливом у побережья ожидают разгрузки.
Альтернативное предложение № 2
США выступают против любого сотрудничества Ливана с Ираном. Для спасения Ливана от топливного кризиса Вашингтон предлагает иную схему обеспечения Ливана топливом. Иордания должна будет получить дополнительный египетский природный газ для выработки электроэнергии. Полученная электроэнергия будет поставлена Ливану через Сирию.
Схема полностью поддерживается королем Иордании Абдаллой II, который как раз недавно аж на три недели приезжал в Штаты и встречался с Байденом.
Настораживает только срок исполнения данного проекта и необходимость поставки через территорию совсем неспокойной Сирии, которая, кроме прочего, также находится под санкциями США. Поэтому США параллельно предложили и более быстрый план — поставку топлива непосредственно из Египта по морю.
Насралла отклонил планы США на египетском направлении, назвав их «навязыванием ливанцам иллюзий» и отметив, что процесс согласования доставки топлива из крупнейшей арабской республики может занять год.
Но для США нет ничего невозможного. Во-первых, сами санкции наложили — сами их сняли. Стоит только захотеть. 3 сентября появилась информация, что сенаторы США обсуждают возможность такого плана, несмотря на санкции.
Во-вторых, судно с иранской нефтью подстегнуло решительность реализации плана. 4 сентября делегация высокопоставленных чиновников Ливана (чего не было за последние лет десять) прибыла в Сирию обсуждать американский план поставки топлива. Сирия с радостью согласилась.
Чего ждать?
2 сентября появилась информация, что иранское топливо прибудет не в ливанский, а в сирийский порт, а затем будет отправлено на грузовиках в Ливан, причем первоочередной задачей будет доставка мазута в больницы для выработки электроэнергии.
Временный министр энергетики Ливана заявил, что его правительство не получало никаких запросов на получение разрешений на импорт иранского топлива.
С одной стороны, «Хезболла» предлагает выход из положения, но с другой — негативное отношение властей Ливана и США и возрастающая вероятность введения санкций уже против Ливана могут просто взорвать ситуацию в стране.
Сейчас возможны несколько вариантов развития ситуации. Первый вариант: власти Ливана отвергают иранскую нефть и оперативно (до конца сентября) принимают сами или вместе с западными союзниками меры по преодолению топливного кризиса. В этом случае можно будет считать, что поступок «Хезболлы» стал катализатором такого решения, но проблему решили не они. Именно этот вариант власти Ливана пытаются реализовать — он для них пока единственный спасительный.
Второй вариант — власти не успевают в срок предпринять реальные меры по ослаблению топливного кризиса, а «Хезболла» завозит топливо в Ливан. В этом случае «Хезболла» «помогает» власти потянуть немного время и попытаться договорится об альтернативном варианте. В этом случае «Хезболла» зарабатывает дополнительные политические очки. Но остается вопрос к западным партнерам, которые такого сценария не хотят. В этом случае Запад, введя санкции против Ливана, может списать на нет все достижения «Хезболлы» и усугубить ситуацию в стране. В этом случае высоковероятен социальный взрыв. Недовольное население вполне может и правительство, и офисы «Хезболлы» начать крушить.
Третий вариант — власти не находят способа обеспечения страны топливом и не дают «Хезболле» осуществлять поставки из Ирана. В этом случае также гарантированы новые протесты ливанцев, которых, возможно, уже некому будет сдерживать.
А пока внимание приковано к тому, куда и как пойдет топливный груз из Ирана и как быстро ливанские власти сумеют договориться с Египтом и наладить поставки топлива.