13
июл
2021
  1. Политическая война
  2. Украина и Крым
Интервью ИА Красная Весна /
Вероятность, что «украинская спайка» способна продать Севастополь и Крым через своих украинских коллег нашим «не партнерам», существует!

Как идти на выборы? Экс-сенатор о пандемии и украинских реваншистах

Лука Джордано. Поцелуй Иуды (фрагмент). 1655-60
Лука Джордано. Поцелуй Иуды (фрагмент). 1655-60
Лука Джордано. Поцелуй Иуды (фрагмент). 1655-60

В сентябре пройдут выборы в Государственную думу РФ. Политические партии формируют списки кандидатов, проводят внутрипартийные праймериз по кандидатам в регионах. Однако, ввиду сложной эпидемиологической ситуации и введенных в связи с этим ограничительных мер, так называемые самовыдвиженцы оказались в затруднительном положении.

Сбор живых подписей в свою поддержку в таких условиях чреват нарушением правил эпидемиологической безопасности. При личном общении и сам кандидат, и те, с кем он контактирует, убеждая поставить подпись в свою поддержку, подвергаются дополнительному риску заражения. Ольга Тимофеева, экс-сенатор от Севастополя (2014 — 2019 гг.) уверена, что в условиях эпидемии такой подход со сбором подписей вживую неприемлем.

ИА Красная Весна: Ольга Леонидовна, в условиях пандемии власть и врачи рекомендуют и даже заставляют граждан минимизировать контакты с окружающими, чтобы избежать заражения коронавирусом. Но сбор собственноручных подписей просто по определению подразумевает множественные контакты сборщика с огромным количеством людей. Получается, кандидат-самовыдвиженец сознательно подвергает их и себя риску заболеть?

Ольга Тимофеева: В период пандемии использование подписных листов, на мой взгляд, преступление по отношению к гражданам. Ручной сбор подписей — это сознательно увеличивать количество контактов между людьми, увеличивать риски для их здоровья и жизни, становиться разносчиками инфекции.

ИА Красная Весна: Как избежать негативных последствий в этом случае? Требовать у каждого потенциального подписанта сертификат о вакцинации или результат ПЦР-теста? Это наверняка, лишь отпугнет людей.

Тимофеева: Вы правы, более того, кандидат не вправе требовать у граждан сертификат о прохождении вакцинации или что-то еще. Но выход есть. Во время недавней «Прямой линии» с президентом России Владимиром Путиным я обратилась к нему с предложением решить эту проблему. В обращении я предложила рассмотреть вопрос об организации сбора подписей в электронном варианте. На мой взгляд, в условиях пандемии — это единственная возможность соблюсти конституционные права людей без рисков для них.

ИА Красная Весна: До выборов осталось совсем мало времени — чуть более двух месяцев, что будет если Ваше предложение не успеют рассмотреть и скорректировать законодательство? Откажетесь от участия в выборах?

Тимофеева: В последний день по выдвижению кандидатов самовыдвиженцев я отнесла документы на выдвижение в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы в окружную избирательную комиссию города Севастополя. Но я абсолютно убеждена, что ручной сбор подписей я проводить не буду. Не считаю себя вправе рисковать здоровьем тех людей, которые мне доверяют.

Повторюсь, что с учетом ограничений по ковиду считаю, что разрешить ситуацию по кандидатам самовыдвиженцам возможно: либо ЦИК примет решение об электронном сборе подписей в поддержку кандидата (всего требуемого сертифицированного объема), либо, если технически организовать электронный сбор подписей невозможно, то допустить к участию в избирательной кампании всех зарегистрировавшихся кандидатов, предоставив гражданам право выбора на этапе голосования. Мне можно возразить, что подобные решения — это нарушение действующего законодательства. Да, но полтора года жизни страны и мира в ковид-реальности уже внесли изменения во все сферы нашей жизни.

ИА Красная Весна: В начале июля на информационно-аналитическом сайте «А4 Новости» появилась Ваша статья «Украинские „хвосты связей“ как врастание в федеральную власть агентов влияния».

Вы подробно описываете как внутри партии власти в преддверии выборов идет настоящая борьба между бывшими украинскими депутатами от «Партии регионов» и теми, кто организовывал «Русскую весну» в Севастополе и Крыму. Ольга Леонидовна, что побудило Вас написать этот острый материал?

От «Единой России» лидерами по предварительному голосованию на выборы в Государственную Думу стали два бывших представителя украинской власти: Дмитрий Белик стал лидером по списку, и Татьяна Лобач стала лидером по одномандатному округу.

Я выдвигала свою кандидатуру на внутрипартийное рейтинговое голосование по одномандатному округу, чтобы понять, как процедура внутрипартийного голосования выглядит изнутри. А также считая, что партия власти не только декларирует, но серьезно намерена реализовывать базовую установку президента России в вопросе ответственности качественного формирования будущего состава Государственной Думы.

Мной был направлен ряд жалоб в полпредство ЮФО по выявленным спорным моментам, нарушениям, непонятным преференциям к некоторым кандидатам, которые еще на этапе представления кандидатов были, по сути, «назначены» лидерами. У меня сформировалось однозначное ощущение, что вся процедурная и рекламная кампания по выборам в Госдуму предназначались для легитимации заранее «избранных» лиц. По последней жалобе в полпредство с изложением вопросов, связанных с оценкой предъявленных результатов, получила ответ, что мою жалобу переправили секретарю генсовета «Единой России» А. А. Турчаку. Ответа из Единой России по этому поводу я до сих пор не получила, хотя срок предоставления ответа уже прошел.

На первоначальном этапе формируя региональное отделение ВПП «Единая Россия» в Севастополе, мы ставили задачу максимально отсечь вступление в партию бывших украинских чиновников, представителей власти, групп влияния. Но на определенном этапе у нашей группы управление партийной структурой было перехвачено. Постепенно в руководство партии, на партийные должности, в партийные структуры «возвращаются» бывшие украинские чиновники и депутаты. Встраивание «бывших» в региональную вертикаль власти уже произошло. На протяжении последних пяти лет севастопольское отделение партии «Единая Россия» фактически трансформируется в «Партию регионов».

Почему меня это беспокоит? Многие разрушительные процессы на Украине были запущены именно «Партией регионов» Виктора Януковича. Избирательная риторика базировалась на ценностях русского мира, защите прав русскоязычного населения страны, а на практике по Юго-востоку страны закрывали русские школы, сворачивали совместные с российскими общественными организациями гуманитарные программы и проекты.

Можно сказать, что западничество насаждалось как оранжевой властью президента Виктора Ющенко, так и партией юго-востока Украины. Электоральный обман на Украине стал нормой. При этом нужно отметить общие тенденции упадка: разрушение социальной сферы, разрыв производственных цепочек, обеднение народа Украины.

Таким образом, при подобном хищническом отношении к народу, процесс разрушения Украины, как государства, был предопределен заранее. А проводимая властью прозападная политика для жителей юго-востока Украины являлась дополнительным раздражителем, и особой болью эта политика отзывалась в Севастополе и в Крыму.

Сейчас севастопольское отделение партии «Единая Россия» выдвигает в Государственную думу России, по сути, бывших украинских чиновников и депутатов, которые еще до майданных событий на региональном уровне проводили политику украинского государства. В ситуации, которую мы на данном этапе имеем на наших рубежах, разрешить встраивание бывших украинских функционеров в федеральную власть недопустимо.

Это не есть хорошо, как минимум, с двух позиций: во-первых, мы заводим наверх во власть людей, которые будут тянуть за собой все свои клановые связи и группировки, которые они представляют. А, во-вторых, мы фактически даем сигнал севастопольцам, что ровно те же люди, которые разрушали Украину, проводили в Севастополе деструктивную политику, подчас выступая против «Русского мира», — они-то и становятся представителями власти уже в Российской Федерации. И укрепляясь в высших эшелонах российской власти, превращаются чуть ли не в главных поборников «Русского мира».

ИА Красная Весна: Вы могли поподробнее рассказать о тех персоналиях, кого «Единая Россия» выдвинула от Севастополя на выборы в Госдуму.

Тимофеева: По одномандатному округу на выборах в Государственную думу ВПП «Единая Россия» будет представлена Лобач Татьяной Георгиевной. В официальной биографии Татьяны Георгиевны можно отметить определенные моменты, которые умалчиваются. Например, когда она появилась в Севастополе, откуда именно, кто ее продвигал, с какими политическими структурами и группами она была связана.

Свое второе высшее образование получила в 2006 году, закончив Тернопольский государственный экономический университет по специальности «менеджмент организаций», а с августа 2010 г. назначена на должность заместителя председателя Балаклавской районной государственной администрации по вопросам экономики. Через год возглавила Балаклавский совет. С 2014 г. она — депутат Законодательного собрания Севастополя.

Первый созыв заксобрания формировался представителями нескольких групп, и поэтому было необходимо соблюсти баланс интересов. Была определенная неразбериха, в т. ч. из-за отсутствия опыта партийных интриг у тех людей, которые тогда формировали новую власть в городе.

Отмечу, что когда человек ранее работал на украинскую власть, а потом стал работать в структурах российской власти (в рамках региона или местного самоуправления), то я не вижу в этом ничего страшного, поскольку на местном уровне те или иные риски всегда можно компенсировать. А вот когда такого человека выводят наверх, когда он получает возможность продвигать людей из своей когорты в интересах своей же группы влияния более интенсивно и бесконтрольно, тогда да, это опасно.

Татьяна Лобач идет в связке с Дмитрием Анатольевичем Беликом. Сейчас он является депутатом Госдумы от «Единой России». При этом до 2014 года он был активным членом украинской «Партии регионов»: с 2006 г. по 2011 г возглавлял земельную комиссию Городского Совета Севастополя, а в 2010 г. баллотировался в Городской Совет от партии «Русский блок».

На Украине вопросы выделения и перераспределения земли решались Городским Советом. Когда в 2012 г. Дмитрий Белик баллотировался в Верховную Раду Украины от Севастополя, то депутатом Верховной Рады он не стал, зато занял пост замглавы городской администрации Севастополя. А в 2014 г стал одним из учредителей севастопольского отделения партии «Единая Россия».

ИА Красная Весна: В своей статье Вы отмечаете, что «Единая Россия» в 2015 году стала перерождаться в «Партию регионов», как именно это происходило?

Тимофеева: Когда в 2014 году мы начали формировать органы власти, не имея еще никакого опыта, мы Дмитрия Анатольевича [Белика] приняли в нашу команду. Это было решение Алексея Михайловича Чалого. Дмитрий Белик провел по своей квоте, и встроил в региональный совет, то есть включил в основную обойму «Единой России» представителей своей группы.

Затем перед выборами в законодательное собрание, при проведении предварительного голосования «Единой Россией» по выдвижению кандидатов в депутаты первого созыва он попытался сфальсифицировать результат голосования выведя представителей своей группы на первые позиции рейтинга, формально был отстранен от руководства, но организационных мер принимать не стали.

ИА Красная Весна: То есть люди, которых продвигал Белик, это бывшие украинские чиновники?

Тимофеева: Да, совершенно верно. И многие из них выступали и яро пропагандировали евроинтеграцию, когда Крым принадлежал Украине.

После выборов в Законодательное собрание члены регионального политсовета, ставшие депутатами первого созыва, погрузились в активную работу. Нужно было формировать законодательную базу города федерального значения Севастополя. И получилось так, что доступ к партийному ресурсу оказался бесконтрольным, чем и воспользовался Дмитрий Белик. Он начал вести консультации с Москвой чтобы увеличить численность политсовета, менять людей в том же региональном совете.

Уже в конце 2015 года из регионального политсовета были выведены два действующих депутата Законодательного собрания Севастополя и действующий член Совета Федерации. Таким образом, Дмитрий Белик начал готовить себе площадку под выборы в Государственную Думу 2016 года.

При проведении предварительного голосования в 2016 году также был отмечен ряд сомнительных моментов. И опять же, было принято решение, что не надо никаких действий предпринимать. Посчитали, что он уйдет на повышение и проблема будет снята. Но численный баланс представительства в региональном политсовете уже был нарушен.

Энергия воли и ответственности за свой город, рожденная в Севастополе процессами «Русской весны» стала непонятной для определенных управленческих структур в Москве. А противостояние законодательной и исполнительной ветви власти стало трактоваться, как нежелательное явление, которое должно быть купировано. Хотя процесс управления со стороны исполнительной власти был разбалансирован.

С 2014 г. до настоящего момента в городе сменилось три губернатора. Огромные бюджеты, которое выделяло государство на развитие инфраструктуры региона не осваивались, необходимые для города проекты не выполнялись и, по сути, к 2019 г. основные возможности для реализации поставленных задач оказались упущены. Плюс кадровая чехарда в системе управления, разнообразные попытки со стороны исполнительной власти города бесконтрольно распоряжаться городской собственностью, выстраивая странную, а зачастую и просто вредительскую социальную политику.

Подобные подходы и действия отторгались жителями города. Мы, как представители законодательной ветви власти, — люди, которые давали обещания и гарантии севастопольцам, болезненно воспринимали происходящие процессы.

ИА Красная Весна: А какой-нибудь пример непопулярных мер можете привести?

Тимофеева: Например, один из характерных конфликтов города и исполнительной власти в тот период, когда город возглавлял Сергей Иванович Меняйло. Он своим решением передал территорию у горы Гасфорта (267 га) с резервным водохранилищем — затопленным карьером — мотоклубу «Ночные волки» в аренду на 10 лет по стоимости 537 руб. за 1 кв. м, по ставке 0,1% от стоимости участка.

Данное решение возмутило жителей города, так как параллельно не решался вопрос с выделением земельных участков для социальных групп. Вдобавок началось изъятие земельных паев у граждан по надуманным основаниям. В довершение на это наложилась неразбериха переходного периода, вплоть до прямого саботажа отдельными представителями среднего звена бывшей украинской власти.

При губернаторе Дмитрии Овсянникове тенденции предыдущего периода продолжились. Только команда технократов действовала более жестко и цинично.

В период губернаторства Овсянникова сроки строительства нескольких важных объектов социальной инфраструктуры были сорваны. Это, например, больница скорой медицинской помощи, корпус онкологического диспансера, средства на которые были заложены в финансовый план еще в 2014 году. Потом выяснилось, что объем финансирования был рассчитан неверно, и в 2016 г бюджет был увеличен и переутвержден заново. Но стройка больницы началась только в 2020 году.

Другой пример. Из собственности города вывели детский лагерь им. Комарова — комплекс Береговое (лагерь, место для расположения которого было определено Севастопольскому морскому заводу им. Орджоникидзе решением Сталина в 1952 г., лагерь, который город строил всем «миром», который, как и другая собственность Севморзавода в украинский период был распродан, который вернулся в Севастополь по итогам Русской весны), в одном пакете под приватизацию готовились оставшиеся объекты социальной сферы (в т. ч. детский лагерь Ласпи) и градообразующие предприятия.

На федеральном уровне партия «Единая Россия» дала Свою оценку деятельности Овсянникова, исключив его из партии.

ИА Красная Весна: Какие центры силы представляют бывшие украинские чиновники, которые сейчас занимают посты в партийном руководстве города?

Тимофеева: Это чиновники, у которых сохранились связи и контакты с украинским истеблишментом. Это экономические связи, какие-то общие интересы и т. д. А также бывшие представители депутатского корпуса Украины от «Партии регионов», других украинских партий. Я называю это «украинской спайкой» или «украинским реваншем».

В 2014 году, когда мы формировали партию, у всех групп была определенная квота. Была квота у Дмитрия Анатольевича Белика. Он по ней заводил своих людей. Была квота у Алексея Михайловича Чалого. Наша группа, вошедшая в команду Алексея Чалого, ставила перед собой цель отработать так, чтобы в руководство «Единой России» не попали те, кто ранее был в украинских политструктурах или органах власти.

ИА Красная Весна: Правильно ли будет сказать, что на лицо неявное противостояние между пророссийской и проукраинской группой внутри «Единой России»?

Тимофеева: Идет противостояние между «украинской спайкой» и людьми, которые на протяжении многих лет отрабатывали цели и задачи по возвращению города в состав России (это представители разных групп, подчас очень жестко выясняющие отношения друг с другом), которые организовывали и запускали процессы «Русской весны» 2014 года, в результате которой Крым перешел под российскую юрисдикцию.

В 2018 году после очередного витка противостояния с исполнительной властью города, группа депутатов законодательного собрания покинула политсовет «Единой России». К тому моменту, найдя понимание с украинскими реваншистами для обеспечения контроля над электоральным ресурсом Дмитрий Овсянников начал переформатировать политсовет «Единой России» под себя, введя на ключевые посты функционеров достаточно высокого уровня от крымского отделения «Партии регионов». Дмитрий Овсянников сумел выстроить взаимодействие и с Дмитрием Беликом, совместно с которым установил полный контроль в региональном политсовете «Единой России».

Мне крайне не нравится то, что уже произошло и продолжает происходить — а именно встраивание украинского истеблишмента в вертикаль российской власти, сначала на уровне полуострова, а затем и на федеральном уровне. Двигаясь вверх по вертикали, эти люди обзаводятся связями, в том числе, с российскими чиновников, встраивая их в свои структуры управления и влияния. Как поведут себя эти люди в случае внутриполитического и внешнеполитического обострения, если они как минимум однажды уже меняли направление своих устремлений (и меняли ли? И это тоже большой вопрос). Я не утверждаю, что так будет, но их встраивание в федеральную власть — это дополнительный фактор нестабильности и риска.

Меня беспокоит еще одно обстоятельство. Из Севастополя никуда не уехал и прекрасно управляет своей бизнес-империей, бывший министр обороны Украины в правительстве Виктора Януковича Павел Валентинович Лебедев. Он считается одним из основных держателей строительного бизнеса в Севастополе. У него есть цели и задачи, которые он реализует, проекты по развитию своего бизнеса. Он помогает бывшим украинских чиновникам встроиться в т. ч. в городское самоуправление, продвигая их наверх в меру своих финансов и полномочий.

На протяжении определенного периода «Партия регионов», раскачивая электоральные ожидания, получала поддержку Юго-востока Украины. Каким образом? Помимо электорального симулякра под названием «вопрос о защите русского языка» для мобилизации жителей Юго-востока, «Партия регионов» поддерживала и финансировала националистическую партию Олега Тягнибока «Свобода» (организация, деятельность которой запрещена в РФ).

Партия «Свобода» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) своими радикальными действиями способствовала тому, что жители юго-востока Украины мобилизовывались для поддержки «пророссийского» В. Ф. Януковича. А тот разменивал эту поддержку на благосклонность западных «партнеров», и проводил прозападную политику.

В определенный момент сам Виктор Федорович стал разменной монетой для своих западных кураторов. В 2013–2014 гг. основным двигателем майдана стала партия «Свобода» (организация, деятельность которой запрещена в РФ), приняв активное участие в отстранении Януковича от власти.

Подводя итог, остановлюсь на базовом положении: вероятность, что «украинская спайка» способна продать Севастополь и Крым через своих украинских коллег нашим «не партнерам» ненулевая! Учитывая, что связи украинского истеблишмента — это данность, то встраивание их в федеральную вертикаль власти может стать миной замедленного действия для российской государственности.

Украинским группам влияния необходим выход на федеральный уровень власти для продвижения и организации бизнес процессов; это дает большие возможности по трансформации среды под себя и для себя, возможности по встраиванию своих «людей» во все уровни власти и формированию агентов украинского влияния.

Нашли ошибку? Выделите ее,
нажмите СЮДА или CTRL+ENTER