1. Социальная война
  2. Образование в России
Москва, / ИА Красная Весна

Воспитание, труд, коллективизм: открылись VII Макаренковские чтения

Цитата из х/ф «Педагогическая поэма». Реж. Алексей Маслюков, Мечислава Маевская. 1955. СССР
Цитата из х/ф «Педагогическая поэма». Реж. Алексей Маслюков, Мечислава Маевская. 1955. СССР

В Москве открылись VII Макаренковские чтения, 1 апреля передает корреспондент ИА Красная Весна. Роль и место труда в воспитании подрастающего поколения обсуждают исследователи и педагоги в ходе работы этой научной конференции.

Напомним, Федеральный Закон № 273-ФЗ (статья 34, пункт 4) запрещает привлекать обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой. Поэтому эксперты поднимают ряд вопросов из этой области:

Какой детский труд является эксплуатацией?

Можно ли «научиться приносить пользу не принося пользы»?

Как организовать «детский производственный труд, не нарушая действующее законодательство»?

Обладает ли производство воспитательным эффектом, почему «зрелость» исчезла из воспитательных ориентиров образования?

Зампред комитета по образованию и науке Госдумы РФ Любовь Духанина высказалась, что трудовое воспитание нельзя считать насилием над ребенком. «Человек не может развиваться, если он не действует, если он не трудится», — отметила она. По ее словам, задачей трудового воспитания является вывод России в мировые лидеры, ведь, например, в Японии «трудовое воспитание является частью культуры страны, общей культуры».

Наряду с вопросом о труде, депутат поставила острый полемический вопрос о том, что же такое образование. Она напомнила, что с 90-х годов в нашей стране образование рассматривалась власть придержащими как услуга. Однако новый министр образования Ольга Васильева изменила этот подход, заявив об образовании как о социальном благе. Это, по мнению Духаниной, должно быть закреплено законодательно.

О тревожной ситуации с детьми в России заявил первый заместитель председателя Комитета по образованию Государственной Думы РФ Олег Смолин. С одной стороны, он напомнил о высоких результатах российской начальной школы. С другой — сослался на данные психологов, указывающих на неблагополучие иного рода. «Даже в страшном 1992 году 58% подростков отличались альтруистической ориентацией. Были способны к сочувствию, способны помочь другим и так далее. По последним данным, которые я видел, оказалось около 15 %», — сказал Смолин.

Профессор РГПУ, доктор психологических наук Валерий Ситников считает, что идеи Макаренко сейчас «обрели вторую полноценную жизнь», отметив необходимость вернуться к идеям коллективизма.

Ведущий чтений, кандидат психологических наук Алексей Кушнир заявил, что «Макаренко четко понимал, что коллектив можно сформировать только на основе производства». Организатор Национального бизнес-инкубатора Сергей Конин, излагая идеи Маркса, отметил, что «сначала мы изнуряемся трудом, а потом, когда научились, мы наслаждаемся трудом».

ИА Красная Весна продолжает следить за ходом конференции.