Депутат ГД: трудовое воспитание нельзя считать насилием над ребенком
Человек не может развиваться без трудовой деятельности в процессе образования, заявила депутат Госдумы РФ Любовь Духанина, 1 апреля выступая на открытии «Макаренковского форума — 2018», сообщает корреспондент ИА Красная Весна.
Как отметила Любовь Духанина, «человек не может развиваться, если он не действует, если он не трудится, если он не нарабатывает определенных навыков в деятельности. И это точно нельзя считать насилием над ребенком».
Задачей трудового воспитания, по ее мнению, является вывод России в мировые лидеры. «У нас не будет профессиональных кадров, мы будем растить группу, которую необходимо социально постоянно поддерживать, а производить будет некому. Всё меньше и меньше людей будет создавать», — заявила она.
Она обратила внимание собравшихся на то, что «эта тема периодически встречается в СМИ как негативное явление в российском образовании. Я такую точку зрения не поддерживаю».
Поэтому депутат заявила о необходимости искать правильные формулировки для законодательства: «Например, одна из таких формулировок: разрешить все виды деятельности школьнику, кроме тех, которые определены должностными инструкциями работников образовательной организации. Потому что пресса всё время начинает говорить о том, что детей будут заставлять мыть полы вместо уборщиц или еще что-то».
В то же время, как отметила Духанина, «в Японии дети спокойно моют полы, моют туалеты. И вообще трудовое воспитание является частью культуры страны, общей культуры».
Напомним, что 1 апреля открылся «Макаренковский форум — 2018», в рамках которого планируется обсудить проблемы организации обучения детей труду в рамках образовательного процесса, юридических и педагогических проблем, связанных с трудовым воспитанием. Кроме того, на форуме обсудят проблемы формирования самостоятельного и ответственного человека в рамках школы и особенностей воспитательного процесса для выполнения данной задачи.
Проблема трудового воспитания в школах России имеет большое значение для экспертов и родителей. Они давно уже бьют тревогу по поводу того, что дети не умеют трудиться.
Согласно законодательным нормам РФ, принуждение детей к труду в рамках образовательного процесса является противозаконным и считается эксплуатацией ребенка. Однако всё чаще родители сами запрещают включать детей в традиционные формы трудового воспитания в школе: работу на приусадебных участках, поддержание порядка в школе и пришкольной территории, считая, что школа должна давать только знания.
Причиной тому стала навязанная в 90-х годах идея о том, что школа должна только лишь учить. А воспитание в школе — это пережиток советского образования. Но вот сегодня мы видим, как советский опыт трудового воспитания активно используется в Японии, США, Финляндии.