Памятник Дзержинскому вернется на свое место?
Памятник Феликсу Эдмундовичу Дзержинскому был открыт в 1958 году. Он был создан по проекту скульптора не просто известного, а великого скульптора Евгения Вучетича, автора монументов «Воин-освободитель» в Берлине и «Родина-мать зовет» в Волгограде, и установлен напротив нынешнего здания ФСБ на Лубянке.
В 1991 году, во время крушения СССР, памятник был спешно и незаконно перенесен в другое место. О незаконности действий Моссовета, спешно принявшего решение о переносе памятника, заговорили уже осенью того же года. Согласно законодательству, подобные решения мог принимать Совет Министров СССР, но тогдашний мэр Москвы Гавриил Попов, подписав решение о демонтаже памятника, превысил служебные полномочия.
В этих событиях активно участвовал в том числе Сергей Станкевич, в то время народный депутат СССР и одновременно — депутат и заместитель председателя Моссовета. Станкевич обратился к людям, собравшимся «демонтировать» памятник, по его инициативе Моссовет срочно принял постановление об удалении монумента, после чего скульптура была снята с постамента при помощи строительного крана и вывезена на пустырь неподалеку от нового здания Третьяковской галереи.
Перед тем, как начался «демонтаж» памятника, на площадь прибыл Юрий Лужков, бывший тогда вице-мэром у Гавриила Попова, именно он дал отмашку этому действию. Впоследствии памятник был перенесен в парк «Музеон». После «демонтажа» скульптуры на пьедестале памятника некоторое время находились флаги России, Армении и Партии конституционных демократов — партии народной свободы Михаила Астафьева. Сразу после этих событий на митинге известный музыкант и сторонник реформ Мстислав Ростропович предложил установить на Лубянской площади памятник диссиденту Александру Солженицыну.
Но на этом события не закончились, так как оставались правовые проблемы с переносом памятника. 5 мая 1997 года указом президента РФ Бориса Ельцина памятник Дзержинскому был исключен из числа памятников истории и культуры федерального значения и рекомендован к отнесению к категории памятников местного значения. 11 ноября 1997 года постановлением правительства Москвы ему был присвоен статус памятника истории местного значения. 23 января 2007 года — статус памятника культурного наследия регионального значения.
В течении долгого времени партия КПРФ безуспешно боролась за то, чтобы памятник был установлен на историческое место. Летом 2015 года вопрос проведения референдума по поводу установки на историческое место памятника Дзержинскому вызвал в Мосгоризбиркоме бурную дискуссию. Член комиссии Рима Кузнецова настаивала на невозможности регистрации инициативной группы. Некоторые члены комиссии высказывались против возвращения памятника на Лубянку, но признавали, что это их частное мнение и юридически оснований для отказа КПРФ нет.
20 декабря 2020 года глава Фонда защиты национальных ценностей, журналист Александр Малькевич заявил о том, что памятник революционеру Феликсу Дзержинскому необходимо восстановить в 2021 году в Москве на Лубянке.
«Причем все сходятся во мнении, что он был снесен, как говорится, без суда и следствия — в худших традициях Украины или американских протестов, когда государство фактически капитулирует перед натиском агрессивной толпы», — заявил Малькевич.
На следующий день общественная организация «Офицеры России», объединяющая в своих рядах около 200 тыс. представителей офицерского состава армии и флота, спецслужб и правоохранительных органов, обратилась к генеральному прокурору страны Игорю Краснову с просьбой провести проверку законности сноса в августе 1991 года памятника Ф. Э. Дзержинскому в Москве. При этом первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Николай Арефьев заявил журналистам о том, что памятник необходимо вернуть на свое место.
«Я был в органах ФСБ, в полиции — там везде висят портреты Дзержинского, человека, умеющего наводить порядок. Даже силовые структуры, которые работают, казалось бы, вдалеке от того времени, исповедуют порядок, который ввел Дзержинский, причем ввел в короткий срок. Памятник ему, безусловно, нужно вернуть», — сказал Арефьев.
Немного позже, 8 февраля, обращение о возвращении памятника подписали Захар Прилепин, Игорь Молотов, Александр Проханов, Дмитрий Лекух, Владимир Селиванов, Михаил Розанов, Леся Рябцева, Екатерина Рейферт, Анна Погонина. По словам авторов письма, стране необходимо национальное примирение, невозможно, когда история трактуется как реванш одной из сторон.
В письме предлагается оставить на площади и Соловецкий камень, и памятник Дзержинскому. Соловецкий камень был установлен силами группы «Мемориал» (НКО, выполняющее функции иностранного агента). В 2008 году Соловецкий камень получил статус объекта культурного наследия России. Впервые Соловецкий камень в качестве памятного знака жертвам политических репрессий был установлен в 1989 году в поселке Соловецкий, расположенном на западном побережье Большого Соловецкого острова. Он был заложен бывшими заключенными Соловецкого лагеря, представителями «Мемориала» (НКО, выполняющее функции иностранного агента) и священником Георгием Чистяковым.
Глава комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям Евгений Герасимов 8 февраля заявил о том, что рассмотрение предложения о возврате памятника Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве будет проведено серьезно, объективно и с учетом мнения москвичей. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил журналистам, что этот вопрос должен решаться властями Москвы.
Анатолий Вассерман отметил и другие заслуги Дзержинского перед Россией. Вассерман сказал, он был успешным хозяйственником. В частности, Дзержинский руководил долгое время Народным комиссариатом путей сообщения. Руководил так успешно, что, в конце концов, его направили руководить Высшим советом народного хозяйства — т. е. всей экономикой страны. Он считает, что истерика «либероидов» показывает, что возвращение Дзержинского будет сильнейшим психологическим ударом по их нынешнему идейному господству в стране.
«Когда памятник вернется (заметьте, не если, а когда), это будет означать, что мы перечеркнули эпоху тоталитарного либерализма и начинаем руководствоваться не его догматами, а здравым смыслом. И грамотными экономическими и политическими теориями», — заметил Вассерман.
Военкор Дмитрий Стешин отмечает, если общество хочет закрыть этот счет из 90-х годов, нужно исправить, казалось бы, неисправимое. Необходимо показать этим символическим актом кому надо, что реванша не будет.
Вместо того, чтобы признать незаконность переноса памятника, представители лагеря противников установки памятника на его историческое место опубликовали новые предложения, для того чтобы сместить акценты и исправить их незавидное положение.
15 февраля 2021 года Аркадий Малер, преподаватель философии (Государственный академический университет гуманитарных наук), глава клуба «Катехон» призвал к восстановлению памятника Ивану III на месте памятника Дзержинскому. При этом 7 февраля 2021 года жена Аркадия Малера Алена Малер, организатор Лектория храма Троицы и МГУ и общества «Южный Крест», поминала 101-ю годовщину расстрела военного преступника Колчака, который, согласно судебному решению, реабилитации не подлежит. Руководитель Всемирного союза староверов Леонид Севастьянов поддержал идею установки памятника Ивану III на месте памятника Дзержинскому.
Днем позже на заседании профильной комиссии Общественной палаты Москвы специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой заявил, что установка монумента на Лубянской площади столицы требует обсуждения с жителями Москвы. Он отметил, что целью является выбор фигуры, которая, с одной стороны, устроит государство, а с другой, будет «понятна и объединяюща для всего общества». Спецпредставитель президента назвал несколько вариантов монументов, среди которых памятники Дзержинскому, Владимиру Ленину, Александру Островскому, Андропову.
«Но почему не Андропову, например, который сыграл в жизни этого места большую роль, чем Дзержинский?» — спросил Швыдкой.
Заместитель председателя Общественной палаты Москвы Алексей Венедиктов сказал, что вопрос о том, какой именно исторической личности необходимо установить памятник на Лубянской площади в Москве, должны принимать жители столицы. Он высказал мнение, что для его решения можно использовать столичную электронную платформу «Активный гражданин».
Председатель Мосгордумы Алексей Шапошников 16 февраля 2021 года сказал, что этот вопрос должно решить все общество на референдуме. На заседании, посвященном памятнику Феликсу Дзержинскому, главный архитектор столицы Сергей Кузнецов отметил, что Лубянской площади в Москве необходима архитектурная доминанта, но что будет ею являться — вопрос дискуссионный.
«Безусловно, сказать, что архитектурная доминанта там неуместна и клумба была бы лучше — странно», — сказал Кузнецов.
В тот же день главный архитектор, заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля Андрей Баталов заявил, что архитектурной доминантой Лубянской площади мог бы стать памятник исторической личности, способствующей объединению общества, например, Александру Невскому или Дмитрию Донскому.
Журналист Владимир Познер надеется, что власти Москвы не поддержат предложение организации «Офицеры России», профессор ВШЭ Дмитрий Евстафьев отметил, что этот вопрос стал хорошим «лакмусом», который проявил истинные интересы разных политических групп.
17 февраля 2021 года зам. управделами Московской патриархии епископ Савва (Тутунов) сказал о том, что идея о возвращении памятника Феликсу Дзержинскому на Лубянку является «показателем исторической амнезии». Священник признался, что он предпочел бы увековечить шефа царских жандармов Александра Бенкендорфа.