Путь  «от удачи к удаче вплоть до окончательного провала»?

Чего ждать Испании от правительства Педро Санчеса?

Изображение: Сергей Кайсин © ИА Красная весна
Выбор Испании
Выбор Испании
Выбор Испании

2 июня 2018 года король Испании Филипп VI подписал декрет о назначении Педро Санчеса новым председателем правительства и об освобождении прежнего кабинета, которому конгресс выразил вотум недоверия.

Санчес официально стал седьмым председателем правительства Испании при демократии. Теперь остается узнать, как будут распределены портфели в новом правительстве и какой будет программа нового лидера Королевства Испании.

Впервые в истории председатель правительства принес присягу без присутствия на столе Библии и распятия, лишь с текстом Конституции, и, как и полагается, в присутствии короля Филиппа VI, председателя конгресса Анны Пастор, верховного нотариуса королевства Рафаэля Катала и своего предшественника, теперь уже бывшего председателя правительства, Мариано Рахоя. Санчес сам решил, что на церемонии не будет религиозных символов. Все предыдущие председатели при вступлении в должность приносили присягу, имея на столе, помимо текста Конституции, Библию и распятие.

По традиции Библия и распятие сопровождают копию Конституции, в которой Испания определяется как неконфессиональное государство. Один из предыдущих председателей правительства, представитель социалистов Хосе Луис Родригес Сапатеро приносил присягу еще в присутствии этих религиозных символов. Но недавно депутаты от «Объединенных левых» (IU) и «Инициативы для Каталонии — Зелёных» (ICV) представили в конгресс инициативу, согласно которой просят удалить религиозные символы с церемоний принесения присяги при вступлении на государственные должности председателя правительства и министров. Санчес, готовый к диалогу, похоже уже согласился и самостоятельно ввел это новшество.

Но вернемся немного назад. 1 июня в 11:33 утра по местному времени председатель конгресса депутатов Ана Пастор Хулиан официально объявила результаты голосования по представленному лидером «Социалистической рабочей партии Испании» Педро Санчесом вотума недоверия действующему председателю правительства Мариано Рахою (лидеру «Народной партии»). Санчес, выдвинувший на пост главы кабинета министров свою кандидатуру, на том же заседании был объявлен новым председателем правительства Испании. Вотум, предложенный Санчесом, был принят большинством голосов. Из 350 депутатов нижней палаты в пользу вотума недоверия высказалось 180 депутатов, против проголосовало 169 депутатов и 1 воздержался.

После дебатов в Конгрессе 31 мая уже было понятно, что большинство партий поддержат инициативу Санчеса.

Лидеру социалистов для этого пришлось договариваться с коалицией «Унидос-Подемос» (Unidos Podemos), образовавшейся после того, как «Объединенные левые» и партия «Подемос» решили пойти на последние выборы вместе. Также Санчесу пришлось пойти на уступки и баскским и каталонским националистам.

В частности, чтобы заручиться необходимыми голосами «Баскской националистической партии» (PNV), Санчес пообещал не пересматривать бюджет, принятый буквально несколько дней назад правительством Мариано Рахоя, так как в этом бюджете было заложено 540 миллионов евро инвестиций в страну Басков в обмен на поддержку PNV при голосовании за проект бюджета «Народной партии».

Также Санчес получил поддержку каталонских националистов, пообещав начать диалог между центральным правительством Испании и недавно сформированным правительством Каталонии, которое «Народная партия» не утвердила, продлив срок действия 155-й статьи Конституции, позволяющей центральному правительству принимать принудительные меры для выполнения руководством автономного Сообщества конституционных обязательств для общегосударственных интересов.

Правительству Санчеса придется признать новое каталонское правительство практически в том же составе, что и до провозглашения независимости в октябре 2017 года. Напомним, что часть членов прежнего каталонского правительства сейчас находится в предварительном заключении или в бегах за границей.

Партия «Граждане», идеологически более близкая к «Народной партии», хотя и резко критикующая последнюю за коррупцию, не поддержала вотум недоверия и проголосовала против, предложив провести новые выборы. Несмотря на это, у «Народной парии» и партии «Граждане» совместно не хватило голосов, чтобы блокировать вотум недоверия.

Распределение мест в нижней палате конгресса по результатам последних выборов 26 июня 2016 года следующее. Большинство мест — 137 (33,03 %) у «Народной партии», но этого недостаточно для того, чтобы править самостоятельно, так как простое большинство составляет 176 из 350 депутатов. 85 (22,66 %) мест в конгрессе принадлежит «Социалистической рабочей партии Испании», 71 (21,10 %) мест занимает коалиция «Унидос-Подемос» («Объединенные можем»), 32 (13,05 %) места принадлежит партии «Граждане» (Ciudadanos), 9 мест (2,63 %) у партии «Левые республиканцы Каталонии» (ERC, лидером которой является экс-заместитель председателя Женералитата Каталонии Ориол Жункерас, с ноября 2017 года находящийся в испанской тюрьме в связи с решением Национального суда Испании в отношении восьми бывших членов каталонского правительства), 8 (2,01 %) мест у партии «Демократическая конвергенция Каталонии» (CDC), 5 (1,20 %) мест у «Баскской националистической партии» (PNV-EAJ) и 2 (0,77 %) места у «EH Bildu» — политической баскской коалиции радикально националистической и левой идеологии. Одно место занимает депутат от «Канарской коалиции».

Таким образом, против суммированных 169 голосов «Народной партии» и партии «Граждане» для принятия любого решения новому правительству понадобятся голоса «Объединенных левых — Подемос» и националистических партий автономных Сообществ Каталонии и страны Басков. Результатом такого правления может стать некое среднее арифметическое между центробежными региональными и личными интересами, и непонятно, как это отразится на принятии долгосрочных стратегических решений, затрагивающих общегосударственные интересы.

Хотя большинство партий, поддержавших инициативу Санчеса, являются партиями левой идеологии, вопрос состоит в том, что значит быть левым сегодня в Европе.

«Социалистическую рабочую партию Испании» с «Подемос» и большинством националистических партий левой направленности, таких как «Левые республиканцы Каталонии» и «EH Bildu», объединяет, например, борьба «за гендерное равенство» — ЛГБТ, феминизм, а также критическое отношение к католической церкви и монархии.

Речами о сохранении институтов государства всеобщего благосостояния и борьбой с прекаризацией рабочих мест зачастую прикрывается принятие законов о социальном обслуживании, так щедро питаемом из европейских фондов и из бюджета, которые выливаются в создание ювенальной юстиции и гендерных судов.

Напомним, что именно правительство социалистов во главе с Хосе Луисом Родригесом Сапатеро приняло все «самые передовые и прогрессивные» гендерные законы, закон о семейном и гендерном насилии, узаконило гомосексуальные браки, создало Министерство равенства и ввело в школы предмет «Гражданское воспитание», содержащий секспросвет и пропаганду нетрадиционных семей среди детей.

Что же касается самого Педро Санчеса, то прежде он отказывался договариваться с «Подемос» и идти на уступки каталонским сепаратистам. Во время каталонского кризиса Санчес поддержал позицию «Народной парии» и заявил: «нет ни одного флага левых в рядах сепаратистов, есть только эгоизм, разрыв и односторонность».

После выборов в декабре 2015 года Санчес тоже выдвигал свою кандидатуру на пост председателя правительства, но не был поддержан в конгрессе, так как тогда он отказался договариваться с «Подемос» и отдал предпочтение партии «Граждане». Об этом и о «мятеже» внутри Социалистической партии, который позволил Мариано Рахою остаться еще на один срок во главе правительства, мы писали в статье «Опасные игры в демократию — 2».

Теперь немного об аргументах представителей разных партий, поддержавших вотум недоверия Рахою.

На дебатах в конгрессе 31 мая лидер партии «Подемос» Пабло Иглесиас Туррион, объявляя свою поддержку кандидатуре Санчеса, заявил, что: «Главная цель — выкинуть всех коррупционеров из государственного аппарата — единственная альтернатива модели «Народной партии»–«Граждане» (то есть двум общеиспанским национальноориентированным буржуазным партиям — В.Р.) — это большой пакт между прогрессистскими партиями, которые способны к диалогу с баскскими и каталонскими националистами. Мы говорим об этом уже долгое время, и долгое время нам говорили, что это невозможно… сегодня это станет реальностью».

Второй главной проблемой страны Иглесиас видит в разрушении институтов всеобщего благосостояния, деградации государственных услуг, в прекаризации, заставляющей миллионы сограждан испытывать сложности, чтобы дотянуть до конца месяца.

Третьей проблемой Иглесиас назвал введение особого положения в стране в связи с проблемами с автономными Сообществами, имея в виду введение в действие 155-й статьи Конституции после каталонского кризиса.

Лидер «Подемос» призвал к диалогу сторонников независимости Страны Басков и Каталонии и сказал, что Испания — это не только «Народная партия», «Граждане» или «СРПИ», но существует еще и новая, прогрессистская Испания, не верящая в королей и предлагающая им (националистам) диалог для строительства Испании, в которой есть место каталонской и баскской нациям. «Мы готовы строить такую Испанию вместе с вами», — сказал Иглесиас.

Представитель «Левых республиканцев Каталонии» Жоан Тардá высказался с критикой монархического конституционного режима 1978 года, констатировав, что он потерпел полный провал, и напомнил, что главными аргументами лидера «Народной партии» Хосе Марии Аснара против правительства социалистов Фелипе Гонсалеса в 1994 году были тоже обвинения в коррупции и нелегальном финансировании. «Этот режим родился под знаком безнаказанности. Если самые ужасные преступления франкистского режима остались безнаказанными, если сам Верховный главнокомандующий король Хуан Карлос I никогда не попросил прощения и не дал каких либо объяснений о своем бизнесе, то почему с политическими партиями должно было что-то случиться, если они создадут коррупционные схемы? Это дало основание для создания коррумпированной олигархии, кстати, владеющей инструментами для увековечивания самих себя, и таким образом они дожили до сегодняшнего дня... Впервые судом был вынесен приговор не отдельным политикам, а целой политической организации. Поэтому, если мы сегодня на это не отреагируем, а этот вотум недоверия безусловно является одной из форм такой реакции, то ничего уже не восстановит доверия граждан».

Депутат от «Баскской националистической партии», объявляя свое решение поддержать вотум недоверия Рахою, сказал: «Если мы примем одно решение, нас обвинят, несправедливо, в покрытии коррупции. Если примем другое решение, нас обвинят, опять же несправедливо, в безответственности и создании нестабильности в стране. Не просто тут принять решение, но надо это сделать. Приговор, вынесенный в прошлый четверг обозначил некое «до» и «после» в обществе. Кто этого не понимает, не понимает ситуации и не знает, что именно происходит в обществе. Не поддержать вотум недоверия не прибавит обществу стабильности, так как вотумы станут постоянными и приговоры трибуналов тоже...»

Немного о приговоре испанского суда, который и стал причиной вотума недоверия правительству «Народной партии». Коррупционная сеть зародилась внутри «Народной партии» в то время, когда премьер-министром был Хосе Мария Аснар, и распространилась на автономное Сообщество Валенсии уже во время правления Рахоя. Так называемое дело «Гюртель» было начато в 2007 году судьей Бальтазаром Гарсоном и в 2009 году стало публичным. Антикоррупционная прокуратура Испании все эти годы вела расследование политической коррупционной сети, связанной с правящей «Народной партией». Обнаружилось, что с 1990 по 2008 годы «Народная партия» через сеть подставных компаний вела двойную бухгалтерию, высшее руководство партии получало «черный нал», взятки от строительных компаний и т. д. На прошлой неделе суд признал виновными десятки лиц, связанных с «Народной партией», виновными в мошенничестве, уклонении от уплаты налогов, отмывании денежных средств и нелегальном финансировании. 29 из 37 обвиняемых получили приговоры в общей сложности на 351 год лишения свободы, а Национальное отделение «Народной партии» как юридическое лицо было приговорено судом как бенефициар «системы институциональной коррупции». Именно после этого приговора Национального суда социалисты направили в конгресс предложение о вынесении вотума недоверия правительству Рахоя.

В своем последнем выступлении в конгрессе Мариано Рахой признал свое поражение и заявил: «принимая во внимание всё происходящее, я уже могу предположить, что вотум недоверия будет принят и сеньор Санчес станет новым председателем правительства. Я хочу первым поздравить его. Эта палата должна принять решение, и всем нам предстоит подчиниться мандату народной власти, здесь представленной. Как демократ я приму результат голосования, но, как вы хорошо понимаете, не могу согласиться со сделанным».

Итак, вступление в должность Педро Санчеса сопровождалось серьезными конвульсиями, но своими действиями он ясно показывает, что готов рвать с традицией и делать ставку на «прогрессивные» силы.

Но на вопрос о том, куда заведет такой «прогресс» ясного ответа пока ни у кого нет. Нет его, похоже, и у самого Санчеса, так как никакой программы он так и не представил. Борьба за право «порулить» продолжается, в то время как продолжается и бессознательный дрейф страны неизвестно куда, зато с учетом интересов всех. Демократия «баш на баш», как гласит испанская пословица, ведет «от удачи к удаче вплоть до окончательного провала».