Банк России опубликовал целый доклад, где говорилось о том, что не получится в 2019 году сдержать инфляцию на уровне 5%, если налог будет поднят. То есть, когда Медведев говорил о достижениях в области сдерживания инфляции, он не учитывал доклад жрецов либеральной экономики?

Повышение НДС в 2019 году. «За» высказалось только правительство

Изображение: Скопина Ольга © ИА Красная Весна
Повышение НДС
Повышение НДС
Повышение НДС

С 1 января 2019 года все граждане России столкнутся с повышением налога на добавленную стоимость, очередным крайне непопулярным решением правительства. Оно подразумевает увеличение НДС с 18% до 20%. Чем же нам это решение обернется?

Для начала напомним, что 3 августа президент РФ Владимир Путин подписал закон о повышении НДС. Это произошло почти сразу после того, как законопроект прошел третье чтение в Госдуме 24 июля. Само же предложение о повышении этого налога было внесено правительством 16 июня.

Давайте разберемся, какие аргументы «за» были высказаны инициаторами повышения налогов, то есть правительством и другими государствеными структурами.

Pro, аргументация правительства

Собственно, сам Путин заявил о том, что главная цель повышения налога — сокращение нефтегазового дефицита бюджета и привлечение средств к реализации национальных проектов. Поясним, что нефтегазовый дефицит — это разность доходов бюджета без учета доходов от торговли нефтью и газом и управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и общим объемом расходов федерального бюджета.

По словам Путина, в 2019 году этот дефицит составит 6%. Другими словами, президент намеревается исполнить либеральную мечту о спрыгивании с «нефтяной иглы» за счет ужесточения фискальной политики. Он же пообещал, что неизбежный рост цен окажется разовым, а инфляция в 2019 году всё-таки будет снижаться. Последнее утверждение, как минимум, спорное. И, как мы увидим ниже, спорят с ним даже в Центробанке.

Но сейчас посмотрим, что по этому поводу говорит правительство. Итак, представитель нашего «финансового блока» министр финансов Антон Силуанов 15 июня (то есть за сутки до выдвижения законопроекта правительством) сообщил, что провел встречи с представителями Российского союза промышленников и предпринимателей, которые «с пониманием» отнеслись к предложению правительства о повышении ставки. Таким образом, Силуанов как бы заручился поддержкой от представителей профессионального сообщества. Даже если обойтись без придирок к тому, что РСПП — совсем провластная структура, очевидно, что НДС всегда ложится на конечного потребителя. Но вернемся к Силуанову.

Читайте также: Силуанов: повышение ставки НДС бизнес воспринял правильно

Чтобы успокоить граждан и, быть может, тех представителей бизнеса, которые не отнеслись к повышению НДС с пониманием, министр финансов заявил 4 октября, что повышение НДС — это еще самое безобидное из возможных решений правительства. В этом же выступлении Силуанов признал, что правительство увеличивает именно НДС потому, что это — самый легко собираемый налог.

Читайте также: Министр финансов РФ назвал повышение НДС самым «безобидным» решением

Позже этот тезис Силуанова, в несколько более мягкой форме, выразил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. 6 декабря глава правительства заявил, что были и другие варианты, но от них отказались по гуманистическим соображениям. «Вот ко мне приходили и говорили: „Давайте введем налог с продаж — от 3 до 5%“. Мы посчитали, что это ударит по людям, потому что это спровоцирует инфляцию, причем довольно существенно. Это нивелирует все наши достижения последней поры. Реальные доходы населения просто уменьшатся. Не пошли на это», — заявил премьер.

Идею не повышать НДС, но отказаться от льгот он тоже забраковал, так как «пострадают беднейшие люди, беднейшие слои населения». Однако и глава правительства признал, что цель повышения налога — это сбор 8 трлн рублей.

Отметим, что это как раз та сумма, которую называли первые лица государства как необходимый минимум для реализации майских указов Путина. То есть и первое, и второе лица в государстве увязывают увеличение налоговой нагрузки на население с реализацией майских указов. Во имя выполнения их же вводилась и пенсионная реформа. Иными словами, сами власти дают понять, что оба важнейших непопулярных закона принимаются пакетом и в единой рамке представлений о будущем. Едва ли такая откровенность придется по вкусу большинству граждан.

Читайте также: Медведев: ставку НДС в 20% не планируется пересматривать в ближайшие годы

И чтобы никто из потенциальных избирателей вдруг не понадеялся на так называемый социальный блок правительства, вице-премьер РФ Татьяна Голикова 17 июня сразу же поддержала коллегу и заявила, что налог повысили только на 2%, а не на 4 лишь потому, что не хотели еще больше раскручивать неизбежный рост инфляции.

Читайте также: Голикова: НДС 20%, а не 22%, чтобы не превышать порог чувствительности

Кстати об избирателях. Народные избранники в Госдуме позитивно отнеслись к повышению НДС, причем еще до внесения правительством своих предложений. Продвижением этой инициативы в ГД занялся председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. Его же комитет рекомендовал принять законопроект в первом чтении.

Читайте также: В Госдуме прокомментировали возможное повышение НДС

Хотя в нашем Федеральном собрании нашлось два смельчака, выступивших против повышения налога. Так, глава комитета Госдумы по экономической политике Сергей Жигарев (ЛДПР) выступил с предложением к государству изыскивать средства, перенаправляя дополнительные доходы от экспорта нефти и газа, а также полученные от экспорта зерновых.

Первый заместитель главы экономического комитета Совета Федерации Сергей Калашников заявил, что повышать НДС нельзя «никоим образом». Оба парламентария выступили 28 мая, буквально на следующий день после того как «Ведомости» опубликовали информацию об обсуждениях правительством повышения НДС.

Как ни парадоксально, но о негативных последствиях повышения НДС заявили и в Центробанке. Впрочем, у ЦБ РФ есть мотив. Дело в том, что повышение налога подстегнет инфляцию — единственный показатель, за который структура Эльвиры Набиуллиной отвечает.

Читайте также: ЦБ: повышение НДС может повлиять на рост цен уже в 2018 году

Действительно, повышение налоговой нагрузки в 2019 году вполне сказалось на ценах уже в 2018 году. А рост цен на товары — это предвестник инфляции. Чуть позже Центробанк опубликовал целый доклад, где говорилось о том, что главный банк не сдержит инфляцию на уровне 5% в 2019 году, если налог на добавленную стоимость будет поднят. То есть, когда Медведев говорил о достижениях в области сдерживания инфляции, он не учитывал доклад жрецов либеральной экономики?

Читайте также: ЦБ не сможет сдержать инфляцию на уровне 5%

Действительно, растут цены на услуги транспортных компаний, различные товары и услуги. О повышении тарифов на сотовую связь уже заявила «большая тройка» операторов: Мегафон, МТС и Билайн.

О том, как на повышение НДС отреагировало экспертное сообщество, мы расскажем в следующем материале.