России еще не поздно преодолеть разрыв истории — ученый о 150-летии Ленина
Сотрудник Центра теоретической физики Рудольфа Пайерлса в Оксфорде Андрей Старинец от раза к разу обращается к трудам Ленина в своих лекциях.
ИА Красная Весна: Если бы Вы были президентом России, то что бы Вы считали правильным сделать в день 150-летия В. И. Ленина для себя лично и для страны в целом?
— Руководитель государства, я думаю, сильно ограничен в том, что можно сделать при данном на сегодняшний день состоянии общества. Торжественные мероприятия, аналогичные проводившимся в честь 100-летия В. И. Ленина в 1970 году, выглядели бы, согласитесь, несколько странно (Президент РФ выступает в Большом Кремлевском Дворце с торжественным докладом, в президиуме с благостными лицами ему внимают Матвиенко, Кудрин, Набиуллина, Чубайс, Дерипаска, Вексельберг, Усманов, во втором ряду крепко спит усталый Д. А. Медведев, где-то сзади в костюме инвалида примостился Греф…).
Но Ленин — основатель государства, правопреемником которого объявила себя Российская Федерация, не забыв ловко приватизировать все великие достижения своего предшественника и при этом умудряясь практически ежедневно поливать его гнуснейшими помоями. Такая ситуация — разрыв истории, она страшно разрушительна для России, и изменить ее вполне по силам высшему политическому руководству страны, даже не меняя общественно-политического строя, ибо исторические особенности страны (пресловутая вертикаль) позволяют это сделать даже на уровне символических жестов — например, указом восстановить Пост номер 1 у Мавзолея, возложить венки, призвать к глубокому научному изучению деятельности Ленина на основе подлинных документов эпохи, очистить общественно-политическое пространство от мерзкого перестроечного кривляния и глумления. При этом совсем не нужно возвращаться к дежурному и уже тогда опасно-полупустому славословию 1970-х. Повторю, даже нынешнее «молодое государство» РФ не только может, но и обязано, если оно хочет уважения к себе, относиться к В. И. Ленину, как минимум, со сдержанным уважением.
ИА Красная Весна: Есть ли какой-то эпизод в Вашей жизни, какое-то событие, которое было бы как-то связано с Лениным — его делами, трудами, мыслями? Расскажите о нем, пожалуйста.
— Таких эпизодов великое множество, я ведь прожил четверть века в СССР, где образом Ленина было пронизано очень многое. Именно образом, мне и сейчас кажется, что реального Ульянова-человека мое поколение знает не очень-то хорошо. Какие-то черты схвачены в очерке Горького, в отрывках хроники, в отдельных мемуарах, но все-таки это образ-символ, причем образ сугубо положительный и сыгравший, на мой взгляд, большую положительную роль в воспитании. Например, совсем маленьким ребенком я узнал о том, что Володя Ульянов отлично учился в гимназии и окончил ее с золотой медалью, о его тяге к познанию. Помню, что это произвело на меня сильное впечатление. Аналогичный эпизод чуть позже — на первом уроке античной (!) истории в 5-м классе наша учительница, Лина Вениаминовна, продиктовала нам ленинскую фразу, мы ее старательно записали в тетрадки: «Коммунистом можно стать только тогда, когда обогатишь свою память знанием всех богатств, накопленных человечеством». Меня поразила простота, емкость и точность этой фразы-программы.
ИА Красная Весна: Имеет ли фигура В. И. Ленина какое-то значение для Вас лично?
— Да, конечно. Ленин — часть моей жизни, и присутствует он в ней необычайно широким спектром. Для иллюстрации приведу две точки этого спектра: своим оксфордским студентам я обязательно рассказываю о книге Ленина (да, стилистически не самой удачной) «Материализм и эмпириокритицизм» (в рамках обсуждения концепций пределов человеческого познания). А вот вторая точка — когда я был помоложе, то всегда назначал свидания девушкам у памятника Ленину в Днепропетровске (он был мне дорог — я был совсем маленьким ребенком, когда его сооружали под большим балдахином и папа таинственным шепотом рассказывал мне, что знает, кто там внутри; потом этот памятник снесли несчастные индивидуумы, притворяющиеся украинскими нацистами).
ИА Красная Весна: Как, по вашему мнению, выглядит В. И. Ленин в сравнении с другими правителями России: дореволюционными, советскими и постсоветскими?
— Ленин — фигура планетарного масштаба, поэтому сравнивать его с другими руководителями России несколько некорректно. Чисто в прагматическом плане его заслуги перед Россией громадны — он спас нашу цивилизацию от почти неизбежной гибели и предложил путь развития страны как зародыша новой фазы будущего человечества. В практическом плане, И. В. Сталин, я думаю, сделал больше, но все же Сталин был прежде всего учеником Ленина, о чем неоднократно заявлял сам.
ИА Красная Весна: Каков, по Вашему мнению, главный вклад Ленина в историю России и, может быть, всего мира?
— Ленин — и реальный человек, и его образ — навсегда вошел в мировую историю как один из величайших ее творцов. Феномен Ленина многомерен, и почти каждое из этих измерений грандиозно. Есть практическое измерение конкретных, очень тяжелых исторических обстоятельств, когда Ленин бесстрашно принял вызов Истории и ценой совершенно нечеловеческого напряжения не только спас историческую Россию, замершую у обрыва небытия, но и создал качественно новый тип государства, воплотившего в себе — несмотря на все трагические издержки — глубочайшие чаяния человечества о справедливости.
ИА Красная Весна: Как Вы оцениваете известные мифы о Ленине: будто бы он был немецким шпионом, будто бы он был кровавый палач и пр.?
— Люди, которые взахлеб обсуждают эти истории, на мой взгляд, просто не в состоянии оценить и адекватно сравнить масштабы явлений. При этом они бессознательно применяют в качестве эталона масштаб собственной личности, не всегда столь великий, как им кажется. Есть, между прочим, еще одна категория граждан, которая любит уточнять, что «настоящая» фамилия Ленина — Бланк. Все это было бы несерьезно, если бы на мельницу подобных воззрений не лил бы воду современный антисоветский агитпроп. Нужно прекратить это идиотское мифотворчество, опубликовать в формате серьезных научных публикаций все имеющиеся факты в их историческом контексте и предоставить людям разбираться в них.
Приведу еще цитату из очерка Горького о Ленине:
«Много писали и говорили о жестокости Ленина. Разумеется, я не могу позволить себе смешную бестактность защиты его от лжи и клеветы. Я знаю, что клевета и ложь — узаконенный метод политики мещан, обычный прием борьбы против врага. Среди великих людей мира сего едва ли найдётся хоть один, которого не пытались бы измазать грязью. Это — всем известно. Кроме этого, у всех людей есть стремление не только принизить выдающегося человека до уровня понимания своего, но и попытаться свалить его под ноги себе, в ту липкую, ядовитую грязь, которую они, сотворив, наименовали „обыденной жизнью“».
ИА Красная Весна: Прокомментируйте, пожалуйста, высказывания Путина об атомной бомбе, которую Ленин, по мнению президента, заложил под Россию, о коммунизме как красивой, но вредной сказке и тому подобные.
— Я не сомневаюсь в искренности В. В. Путина, но думаю, что это тот случай, когда молчание — золото. Или грубее: промолчишь — сойдешь за умного. Понятно, что эти высказывания крайне поверхностны и свидетельствуют о не слишком глубоком понимании отечественной истории. Если бы это было только его личным мнением, это полбеды, но в России высказывания первого лица во многом — руководство к действию.
ИА Красная Весна: Как Вы относитесь к тому, что на 9 мая драпируют Мавзолей Ленина?
— Это преступная глупость и оскорбление памяти народной. Гитлеровские штандарты на параде Победы 24 июня 1945 года были брошены именно к подножию Мавзолея, и в этом был глубочайший смысл. На мой взгляд, этот момент — вообще высшая точка русской (в широком смысле — вместе с половцами и печенегами!) истории с древнейших времен. Нивелировка, принижение подобных смыслов — это убийство истории. Легкомысленно относиться к подобным вещам — преступно. По-моему, Путин просто не понимает этого.
ИА Красная Весна: Как, по-вашему, соотносятся Маркс и Ленин?
— Величие Маркса — в попытке, достаточно удачной, создания первой всеобъемлющей картины социальных явлений на основе научного подхода, с использованием доступного в то время знания (а не умозрительной философии). Ленин не был догматиком, мне кажется, что он воспринимал марксизм как динамическое явление. Но мое понимание этого крайне интересного вопроса, увы, поверхностное, хорошо бы послушать специалиста.
ИА Красная Весна: Продолжил ли Сталин дело Ленина или повел страну другим курсом?
— И. В. Сталин, на мой взгляд, сохранил фундамент ленинских принципов и достаточно виртуозно совместил их с принципом «построения социализма в одной стране».
ИА Красная Весна: Как Вы считаете, в 21 веке имя Ленина будут постепенно забывать или оно будет становиться все более популярным по мере того, как человечество заходит в глобальный тупик?
— Имя Ленина бессмертно и для России, и для всего мира, потому что идеи, ради которых и которыми он жил, бессмертны. Конечно, теоретически можно представить себе сценарий, при котором человечество забудет и имя Ленина, и имя Христа, но можно ли при этом будет говорить о нем как о человечестве? Я оптимист, и верю в счастливое будущее, в грядущее начало настоящей истории человечества, каким, смею надеяться, представлял его В. И. Ленин.