Почитание Ленина формировало дух народа, связь с которым утеряна — интервью
Чем чреват отказ России от Ленина и его идей? Своим мнением об этом в беседе с корреспондентом ИА Красная Весна поделился петербургский композитор, художественный руководитель фестиваля русского искусства «Петербургская осень», директор Музыкально-просветительского колледжа имени Б. И. Тищенко Михаил Журавлев.
ИА Красная Весна: Михаил Георгиевич, здравствуйте! В этом году 22 апреля исполняется 150 лет со дня рождения В. И. Ленина. Как, с Вашей точки зрения, необходимо освещать эту дату? Какое значение имеет фигура Ленина для истории нашей страны и мира?
— Освещать любую значимую дату — в обычаях человека. Мы остаемся собственно людьми ровно до тех пор, пока мы вписаны в историю, осознаем причинно-следственные связи и храним традиции. Когда то или иное событие, та или иная личность по своему масштабу являются ключевыми, общезначимыми для мировых процессов, важно сделать освещение даты, связанной с этим событием или личностью, общемировым.
В ряду исторических фигур, ставших ключевыми, лично переломивших ход истории, Владимир Ильич Ленин, фигурально выражаясь, звезда первой звездной величины. Равных по масштабу личностей, чья всемирно-историческая значимость сопоставима с Лениным, в мировой истории — единицы. Выскажу предположение, что к таким личностям можно отнести Аристотеля, Сократа, исторического Будду, исторического Христа, исторического Мухаммеда, Леонардо да Винчи, Данте Алигьери, Мартина Лютера, Петра Великого, Иоганна Себастьяна Баха, Карла Маркса, Иосифа Сталина и Махатму Ганди.
Если же говорить о векторе изменений, которые произошли в человеческом сообществе благодаря вкладу этих личностей, то для меня очевидной является следующая преемственность: Сократ — Христос — Маркс — Ленин — Сталин. Допускаю, что мой ответ может показаться экстравагантным и ненаучным. Но это, в любом случае, мое частное мнение.
ИА Красная Весна: Каков, по Вашему мнению, главный вклад Ленина в историю России и мира?
— Главный вклад Ленина состоит в том, что он соединил практику с теорией. Я, пожалуй, не вспомню в политической истории второго примера соединения такого уровня. Разве что Сталин. Как правило, политики, даже очень успешные, в основном эмпирики. А если кто-то из правителей или политических деятелей начинает проводить в жизнь теоретические установки и программы, то либо это оказывается умозрительным и ведет вовсе не к тем результатам, на которые он рассчитывал изначально, либо по мере проведения теории в жизнь она претерпевает такие кардинальные изменения, что от нее мало что остается.
Чаще же между теоретической базой и практикой просто пропасть. А теория коммунизма благодаря Ленину стала живой практикой. И нам следует учиться у него и у Сталина соединению одного с другим.
ИА Красная Весна: Как Вы оцениваете известные мифы о Ленине: будто бы он был немецким шпионом, будто бы он был кровавый палач и пр.? Кому нужно их культивировать в народе?
— Мифы о немецком шпионе имеют под собой лишь то основание, что в определенный момент Ленин действительно воспользовался услугами Парвуса для пересечения Германии в пломбированном вагоне вместе с группой революционеров, которая объективно была заинтересована в выведении России из войны.
Но это как раз тот случай, когда совпадение частных интересов порождает странные, с общеполитической точки зрения, и очень недолговременные союзы, а Ленин был очень политически гибок в тактике и абсолютно тверд в стратегии. Этому тоже не мешало бы у него учиться.
Могу сказать о себе, что это ленинское качество я всегда держу как пример, решая самые разные вопросы с людьми, многие из которых мне глубоко несимпатичны, и со взглядами которых я решительно не согласен. Но задачи текущего момента часто вынуждают вступать в кратковременные отношения и с такими людьми.
ИА Красная Весна: Прокомментируйте, пожалуйста, высказывания Путина об «атомной бомбе», которую Ленин, по мнению президента, якобы заложил под Россию и о коммунизме как красивой, но вредной сказке и тому подобные.
— Слова Путина комментировать занятие пустое. Вот уж у кого виртуозная тактика напрочь не сочетается с отсутствием стратегии как таковой. Какая может быть стратегия у человека, который четверть века настаивает на необходимости отсутствия государственной идеологии и не может ответить, какое общество он строит?
ИА Красная Весна: Как Вы относитесь к тому, что на 9 мая драпируют Мавзолей Ленина? С какой целью это делается?
— Страх перед символами — признак отсутствия воли. У правящего в России класса воров (а всякий быстрый капитал имеет в своем основании исключительно воровство в особо крупных размерах, иначе просто технически не бывает) воля парализована, вместо нее одна единственная страсть — к бесконечному обогащению и один-единственный страх возмездия.
ИА Красная Весна: Как, по-Вашему, соотносятся Маркс и Ленин?
— Маркс был в первую очередь философом, гениальным теоретиком. Сталин все же в первую очередь практик. У Ленина эти две ипостаси были в неразрывном единстве и гармоничном балансе.
ИА Красная Весна: Как Вы оцениваете утверждение некоторых публицистов о том, что партия предала Ленина в конце его жизни?
— Вся партия Ленина не предавала. Часть партийной номенклатуры всегда тяготела к предательству в силу своей сущности. Это же было и в конце жизни Сталина, и в конце правления Хрущева, и всё время при Брежневе, и при Андропове.
ИА Красная Весна: Если говорить о современных СМИ, скажите, какие высказывания о Ленине Вас более всего впечатлили или поразили в хорошем или плохом смысле?
— Я не вижу большого смысла в анализе высказываний современных СМИ. Во-первых, в силу их проституированной природы. Журналистика в наши дни практически на 100% превратилась в инструмент манипуляции общественным мнением в интересах владельца того или иного органа СМИ.
Сама структура взаимоотношений в журналистском сообществе, называющаяся нормами журналистской этики (которые, тем не менее, постоянно нарушаются самими журналистами), исключает возможность формирования фундаментальной системы взглядов, именуемой мировоззрением. Даже самые умные и образованные журналисты, особенно с большим журналистским опытом, по мере накопления оного шаг за шагом теряют остатки мировоззрения. Оно становится мозаичным, расплывчатым, представляя собой постмодернистскую взвесь автономных ризом, никак не связанных друг с другом.
Это влечет за собой утрату способностей к логике, проблемы с риторикой (отсюда большинство современных журналистов поразительно косноязычны). Когда кто-то из них берется высказываться относительно таких выдающихся личностей истории, как Ленин, это равносильно тому, что я бы, например, начал как музыкант и историк искусства излагать свою точку зрения на молекулярную биологию. Смешно!
ИА Красная Весна: Расскажите о Вашем отношении к тому, как тему Ленина преподают в наши дни в школах и вузах?
— В обществе, добровольно отказавшемся от идеологии, утратившем инструмент целеполагания, лишенном образа будущего, не может адекватно преподаваться никакая фундаментальная дисциплина. В этой части положение марксизма-ленинизма ничуть не лучше положения учения Гоббса, положения философии политики Макиавелли или доктрины национал-социализма.
Некритичное, поверхностное и не дающее системного взгляда преподавание общественных дисциплин ведет общество к катастрофе, которая на наших глазах разворачивается в связи с нагнетаемой пандемической паникой. Единицы понимают, что за грандиозный эксперимент над человечеством проводят манипуляторы, и ничего не могут поделать. Общество глухо к их голосам.
ИА Красная Весна: Каким способом можно отнестись к фигуре Ленина, чтобы достичь национального единства?
— Нужно для начала вернуть в школьный курс предметы Логика, Обществоведение, а в вузы — Диалектический материализм, Исторический материализм, расширить, а не сократить курсы Истории философских учений и вернуть в общественную жизнь практику общественных ликбезов по социальным дисциплинам, одновременно нейтрализовав влияние церкви в образовательных учреждениях.
Подчеркну: я пишу это как верующий православный человек и, одновременно, коммунист. Активное навязывание православия в образовательной системе самому православию вредит много больше, чем запреты и гонения на церковь. Здесь, что по церковным канонам, что по общественным законам, свобода воли и свобода выбора человека являются приоритетными.
ИА Красная Весна: Какие художественные произведения о Ленине, на Ваш взгляд, актуальны?
— Трудно сказать. Неплохо бы иногда показывать старые фильмы «Человек с ружьем», «Депутат Балтики», сделать доступной читателям «Лениниану» М. Шагинян. Но важнее даже не столько литература о самом Ленине, сколько огромный пласт советской литературы, которая по глупости (если не по злому умыслу) системы образования изъята из школьных курсов: А. Макаренко «Флаги на башнях», Н. Островский «Как закалялась сталь», А. Фурманов «Чапаев», Н. Серафимович «Разгром», М. Горький «Мать», В. Маяковский «Хорошо», «Ленин».
В свою очередь, я бы изъял из школьной программы творчество М. Булгакова, в силу своей гениальной яркости слишком мощное для подрастающего поколения, но в силу своей гностической природы — весьма небезопасное для неокрепших душ молодежи. Пусть остается в самостоятельном чтении.
ИА Красная Весна: Есть ли какой-то эпизод в Вашей жизни, какое-то событие, которое было бы как-то связано с Лениным — его делами, трудами, мыслями? Расскажите о нем, пожалуйста.
— Для меня таким эпизодом был короткий разговор с малообразованным бойцом царандоя (народной милиции Демократической Республики Афганистан), случившийся на блок-посту в годы моей армейской службы в Афганистане. Этот паренек мало что понимал, мало что знал, но у него было свое, во многом мифологизированное представление о Ленине, который стоял для него если не в одном ряду с пророком Мухаммедом, то уж с исламскими мудрецами точно.
Основная часть нашей дружеской беседы состояла из вопросов о Ленине. Он почему-то думал, что все шурави (советские) имеют при себе какой-нибудь священный оберег с частицей чего-то имеющего к Ленину отношение или хотя бы с изображением Владимира Ильича.
Впрочем, комсомольский билет, на самом-то деле, вполне подходил под такое определение и отношение этого деревенского парня. На прощание он очень просил, чтобы я ему достал какой-нибудь значок или открытку с Лениным. Это было трогательно. Тогда я внутренне улыбался этой наивности, но по прошествии лет все чаще думаю о том, что за этой наивностью стоит нечто гораздо более значимое. Это то, что называется народной мифологией, а именно она в определяющей степени формирует дух народа.
ИА Красная Весна: Как Вы считаете, в XXI веке имя Ленина будут постепенно забывать, или оно будет становиться все более популярным по мере того, как человечество заходит в глобальный тупик?
— Если человечество будет заходить в глобальный тупик, все имена будут истираться из его памяти. И наоборот, сохранение значимых имен существенно поможет человечеству не попасть в глобальный тупик. И имя Ленина в ряду значимых стоит одним из первых, о чем я уже говорил в самом начале интервью. С грядущим 150-летием вождя мирового пролетариата! И до встречи в СССР!