Саудовская Аравия пригрозила G7 продажей европейских обязательств
9 июля американское агентство Bloomberg сообщило, что Эр-Рияд пригрозил «Большой семерке» (G7) продажей части европейских долговых бумаг в случае конфискации замороженных на Западе активов России. Позже министерство финансов Саудовской Аравии опровергло эту информацию.
Новость Bloomberg вызвала активное обсуждение темы, почему королевство и впрямь может ставить подобные ультиматумы.
В конце февраля 2022 года западные страны в ответ на начало Россией специальной военной операции на Украине ввели санкции, которые затронули банки и физических лиц, кроме того, привели к заморозке резервов Центробанка РФ, находящихся в банках стран G7 (речь идет о половине резервов ЦБ). Сумма замороженных российских активов составила около $300 млрд (26,5 трлн руб.).
Спустя несколько месяцев дискуссий о том, как можно использовать прибыль, получаемую от замороженных российских суверенных активов, была предложена идея выдавать Украине кредиты, которые будут погашены за счет этой прибыли.
20 мая газета Financial Times со ссылкой на источники сообщила, что США убеждают страны G7 выделить Украине кредит под залог доходов от активов России. В случае их одобрения Киев может получить $50 млрд (4,4 трлн руб.). 12 июня Agence France-Presse со ссылкой на Елисейский дворец сообщило, что лидеры стран Группы семи достигли соглашения о выделении Украине $50 млрд до конца 2024 года за счет прибыли от замороженных российских активов.
По словам собеседников газеты, не все участники G7 были готовы пойти на это. В частности, против выступали Германия, Италия, Франция и Япония. Однако их мнение изменилось под давлением Вашингтона, который хотел согласовать план на саммите G7 в июне в Италии и включить положение об использовании доходов от активов РФ в совместное заявление по итогам встречи.
На фоне этих событий и появилось сообщение сначала от Bloomberg о том, что Саудовская Аравия «пригрозила G7 продажей части европейских долговых бумаг в случае, если объединение примет решение о конфискации замороженных суверенных активов РФ», а потом от министерства финансов Саудовской Аравии, в котором говорилось, что «таких угроз не поступало».
«Наши отношения с „Большой семеркой“ и другими странами основаны на взаимном уважении, и мы продолжаем обсуждать все вопросы, которые способствуют глобальному росту и повышению устойчивости международной финансовой системы», — отметили в заявлении саудовского министерства финансов.
Хотя саудовский минфин и опроверг заявление Bloomberg, поразмыслим: был ли хоть какой-то повод у Эр-Рияда выдвигать G7 подобные угрозы? По всей видимости, поводов было достаточно.
Во-первых, в 2017 году группа американских страховых компаний подала иск в суд против банков Саудовской Аравии и других организаций в связи с терактом 11 сентября 2001 года. США потребовали погасить ущерб от теракта. Тогда саудиты ответили на эти требования угрозами распродать американские активы на общую сумму $750 млрд (66 трлн руб.). После этого Вашингтон довольно быстро опубликовал документ о непричастности Саудовской Аравии к теракту. Мотив в данной ситуации был иной, но схожие угрозы от Эр-Рияда уже поступали.
Bloomberg, кстати, отмечает, что один из собеседников пояснил, что Саудовская Аравия, возможно, и не выступала с прямыми угрозами, но обрисовала членам G7 неприятные последствия любых подобных изъятий. Подчеркивается, что конфискация российских активов создаст прецедент, который может быть использован против других стран в будущем, в том числе и против Саудовской Аравии.
Во-вторых, в последнее время, помимо США, Саудовская Аравия укрепляет экономические и политические отношения с другими странами. Об этом свидетельствует и присоединение Саудовской Аравии к mBridge — трансграничному проекту с цифровыми валютами центральных банков, и отказ от продления нефтедолларового пакта с США, и недавний визит наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бен Салмана в Китай, где были подписаны соглашения в экономической и военной сферах.
Поиск новых партнеров Эр-Риядом обусловлен не только желанием подстраховаться на случай ослабления экономики и геополитического влияния США, но и отсутствием весомых гарантий безопасности со стороны США.
Уже несколько месяцев в западных СМИ пишут, что Америка предложила Саудовской Аравии заключить новое соглашение, по которому Вашингтон обязуется поставлять королевству продвинутое вооружение, направлять военных в случае необходимости и помогать в развитии ядерной программы. Условием такого соглашения было, помимо прочего, налаживание отношении Саудовской Аравии с Израилем.
В результате стороны столкнулись с большим количеством сложностей, одной из которых стало крайне жесткое поведение Израиля в секторе Газа. В итоге подписание соглашения не состоялось. 11 июля агентство Times of Israel сообщило, что в конгрессе США заявили о закрытии данного «проекта».
У Эр-Рияда появляется всё больше поводов задуматься о развитии своей программы вооружения и программы мирного атома при поддержке менее принципиальных партнеров — например, Китая. Причем желание заняться разработкой собственной ядерной программы США сами активно провоцируют у Саудовской Аравии, постоянно заявляя, что Иран вот-вот получит ядерное оружие.
В-третьих, известно, что у наследного принца плохие отношения с действующим президентом США Джо Байденом и хорошие с экс-президентом Дональдом Трампом. Поэтому реальный глава королевства мог себе позволить негативно отнестись к идеям действующей администрации Белого дома.
Можно найти еще и другие причины. Наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман сегодня двигает очень амбициозный проект развития страны «Видение 2030». Для его реализации принцу нужны не только деньги, но и определенная стабильность в регионе. По этой причине королевство даже хочет выступить в качестве посредника в урегулировании конфликта между Россией и Украиной. Так, 10 июля РИА Новости со ссылкой на свой дипломатический источник в Турции сообщило, что Саудовская Аравия может стать местом проведения очередной конференции по Украине.
Эр-Рияду, чтобы выполнять функции миротворца, нужно поддерживать хорошие отношения с обеими сторонами конфликта.
У Саудовской Аравии, с одной стороны, множество причин ставить G7 ультиматумы по поводу несогласия с изъятием российских активов, но с другой — она очень сильно зависит и от США, и от Запада, на который ориентируется по множеству вопросов. Поэтому даже если заявления со стороны королевства и были, то у Запада пока еще есть большой потенциал уладить возникшие противоречия. Поэтому России сегодня ждать поддержки на этом направлении не стоит.