Владимир Путин и Си Цзиньпин подтвердили курс на сближение перед лицом исторического вызова

Лидеры России и Китая обменялись статьями в главных изданиях своих стран

Изображение: Кадр из видео kremlin.ru
Си Цзиньпин и Владимир Путин
Си Цзиньпин и Владимир Путин

Лидеры России и Китая обменялись статьями в главных официальных изданиях обеих стран. Председатель КНР Си Цзиньпин выступил в «Российской газете», а президент России Владимир Путин — в издании «Жэньминь Жибао».

Обе статьи созвучны по главным тезисам и подводят итог более чем десятилетнему развитию отношений между Россией и Китаем. Оба лидера считают результаты, достигнутые на этом пути, выдающимися, а уровень отношений между странами — самым высоким за всю историю.

«Прошло десятилетие, что по меркам истории наших стран, связанных узами многовековых традиций добрососедства и сотрудничества, — просто мгновение. За это время в мире многое менялось, и часто не в лучшую сторону, но неизменным осталось главное — прочная российско-китайская дружба, которая последовательно укрепляется на благо и в интересах наших стран и народов. Прогресс, достигнутый в двусторонних связях, впечатляет», — говорится в статье Владимира Путина.

По словам российского лидера, российско-китайские отношения вышли на наивысший за всю их историю уровень и продолжают крепнуть, по своему качеству они превосходят военно-политические союзы времен холодной войны, в них нет «ведущего и ведомого, нет каких-либо ограничителей или запретных тем».

Си Цзиньпин, в свою очередь, указал, что отношения двух стран формируются в правильном направлении, которое надо укреплять.

«За 70 с лишним лет китайско-российские отношения прошли весьма непростой путь. Оглядываясь на прошлое, мы глубоко осознаем, что сегодняшний уровень китайско-российских отношений дался нелегко, следует бережно сохранять неувядающую дружбу между Китаем и Россией. История и практика показывают, что в условиях глобальной турбулентности китайско-российские отношения выдержали испытания на прочность благодаря тому, что мы встали на верный путь налаживания межгосударственных связей», — заявляет Си Цзиньпин.

Оба лидера отмечают одним из источников развития двусторонних отношений большой объем работы, который каждый из них лично проделал. Си Цзиньпин пишет, что в течение 10 лет уже 8 раз прилетал в Москву, и что он не сомневается в результатах предстоящего общения с Владимиром Путиным, и что оно состоится к взаимному удовольствию.

Владимир Путин отдельно упоминает, что за прошедшее десятилетие на разных площадках встречался с Си Цзиньпином около 40 раз, и вспоминает высказывание Конфуция: «Разве это не радость, когда издалека приезжает далекий друг».

Оба лидера уделяют большое внимание достигнутым экономическим результатам. Китайский лидер отмечает рост товарооборота в 2,16 раза за десять лет. Президент России делает отельный упор на развитие сотрудничества в энергетической сфере, называет российско-китайский газопровод «Сила Сибири» «сделкой века».

В вопросах мировой безопасности Россия и Китай стоят за выполнение устава ООН и решения конфликтных ситуаций на основании международного права. Оба лидера отдельно подчеркивают, что в современном мире ни одна страна не может диктовать свою волю другим, считая, что решающее слово принадлежит ей одной. Ни одна страна не превосходит другие.

Китайский лидер прямо заявляет в статье, что «Не бывает универсальной модели государственного управления». Владимир Путин говорит о том же: «Совместно с единомышленниками наши страны последовательно выступают за формирование более справедливого многополярного мироустройства, основанного на международном праве, а не на неких „правилах“, обслуживающих потребности „золотого миллиарда“».

В целом можно отметить, что в статье Владимира Путина больше уделяется внимания аспектам противостояния Запада и России и тем последствиям, которые это несет остальному миру. Учитывая глубину и характер украинского кризиса, было бы странно ожидать, если бы это было не так.

Президент России отмечает, что цель Запада, во главе которого стоит США, — сохранить доминирование в однополярном мире. Для этого НАТО размещает базы по всему миру и угрожает не только России на Украине, но и Китаю в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Цель этих усилий состоит в том, чтобы разрушить общеевразийское пространство, создав на его месте «сеть военных блоков» и «эксклюзивных клубов».

Си Цзиньпин считает, что мир неумолимо движется и уже фактически пришел к экономической глобализации, многополярности и реализации международных отношений на базе демократичности. При этом он отмечает, что в мире нарастают традиционные и нетрадиционные вызовы мировой безопасности. Мировое сообщество испытывает сильную обеспокоенность по этому поводу и нуждается в путях выхода из кризиса.

Си Цзиньпин дает четкие критерии урегулирования украинского кризиса. Он должен решаться на основании принципов и целей устава ООН, «уважать резонные озабоченности всех государств в области безопасности… и обеспечивать стабильность глобальных цепочек производства и поставок».

Он отдельно настаивает, что позиция Китая, которая была опубликована накануне визита, «максимально отражает единство взглядов мирового сообщества на преодоление украинского кризиса».

Всем стоит обратить внимание на заключительные слова лидера Китая, в них он заявляет, что Россия и Китай «будут вносить больший вклад в дело прогресса человеческой цивилизации».

Не является ли это декларацией намерений Китая строить отличный от США мировой порядок? События последних лет говорят о том, что США и союзники делают ставку на мировой беспорядок. Заявление Китая говорит об обратном намерении. Китай в силу своих культурных особенностей всегда тяготел к внутреннему порядку и проистекающему из него развитию. Нельзя отрицать тот факт, что Китай добился лидерства в мировой экономической глобализации, о чем прямо упоминает Си Цзиньпин. Желание Китая управлять мировым порядком закономерно. Но, именно оно является ключевым противоречием между ним и США.

Последнее выступление президента России также было во многом посвящено тому, что та модель развития, которой следует Россия, является огромной ценностью, и что для достижения победы в украинском кризисе не требуется существенных изменений во внутренней и внешней политике России.