Снизить нельзя повысить. Пенсионная реформа во Франции
В декабре 2018 года на Общероссийском гражданском форуме, ежегодно собирающем в одном месте главных либералов и белоленточников страны, сквозной темой стал уровень счастья в Российской Федерации. Один из ведущих спикеров форума, глава Счетной палаты Алексей Кудрин в ходе мероприятия сообщил, что лично он счастлив. А на вопрос нашего корреспондента о гражданах России, передавших президенту больше миллиона подписей против сделавшей их глубоко несчастными пенсионной реформы, Кудрин ответил примером из Франции: «В Париже, когда проводилась эта реформа, миллион человек прошел через центр Парижа, но французский парламент все равно принял решение о пенсионной реформе».
Главный проводник пенсионного геноцида сказал правду. Но не всю, а лишь часть. Давайте посмотрим, как на самом деле проходил процесс изменения пенсионной системы во Франции, как общество отреагировало на эти изменения и какие общественные силы участвовали в процессе.
В начале XX века правительство радикала Жоржа Клемансо с помощью социалистов Аристида Бриана и Рене Вивиани провело через парламент закон о пенсионном обеспечении. В соответствии с ним промышленным рабочим, крестьянам, служащим и лицам свободных профессий с годовым доходом до 3000 франков пенсия полагалась по достижении возраста 65 лет.
Читайте также: «В борьбе обретешь ты право свое». О «чужеродной прививке» пенсионной системы в странах Запада
В мае 1981 года на президентских выборах победил первый президент-социалист Франции — Франсуа Миттеран. Чуть больше чем через месяц состоялся еще один триумф Социалистической партии Франции — на парламентских выборах она получила абсолютное большинство. Социалисты сформировали однопартийное правительство и за два года воплотили в жизнь сразу несколько реформ: снизили пенсионный возраст с 65 до 60 лет, установили 39-часовую рабочую неделю, увеличили отпуск с четырех до пяти недель и ввели прогрессивный налог на доходы сверхбогатых французов, крупных компаний и банков.
Естественно, капитал не собирался сдаваться без борьбы. Уже в 1987 году, с приходом правого правительства, в стране заговорили о повышении до 65 лет пенсионного возраста для мужчин. В 1995 году, реализовывая план «жесткой экономии» президента Жака Ширака, премьер-министр Ален Жюппе предлагал увеличить трудовой стаж, необходимый для получения пенсии. Но, так или иначе, социальное благоденствие продлилось почти четверть века.
В 2007 году кандидат в президенты Николя Саркози обрушился с критикой на механизмы социальной защиты периода «славного тридцатилетия», потребовав «радикального разрыва» с французской социальной моделью, не соответствующей современным потребностям французов в условиях кризиса всего западного общества. Саркози избрали, и в том же году пенсионный возраст повысили государственным служащим. Через три года, в 2010 году, повысили уже всем: до 62 лет при досрочном выходе на пенсию, до 67 лет — по старости, а необходимый для полного пособия стаж увеличился с 40 до 42 лет.
Пенсионную реформу продавливали существенные силы. На выборах Саркози победил вместе с партией «Союз за народное движение» (UMP, в 2015 году сменили название на «Республиканцев»). Голлисты и убежденные антикоммунисты, на словах они ратовали за национальную идентичность и национальный суверенитет республики. На деле, как плоть от плоти хозяев мирового капитала, UMP реализовывала американизированную концепцию развития страны. Хотя не во всём Саркози и партия следовали глобальным трендам. Так, они последовательно выступали сперва против узаконивания однополых браков, затем против усыновления такими союзами детей. Требование UMP ужесточить миграционную политику также противоречило общим настроениям Евросоюза.
Интересно, что дедушка Николя по матери — еврей-сефард Бенедикт Малл — также был голлистом. Факты биографии де Голля: участие в 1920 году в советско-польской войне на стороне Польши и соавторство в написании англо-французского плана нападения на СССР во время советско-финляндской войны — вполне объясняют антикоммунистические взгляды его последователей.
Во внешней политике Саркози также придерживался курса на «радикальный разрыв». Именно ВВС Франции первыми начали наносить авиаудары по Ливии в 2011 году. Но в том же месяце сын Каддафи заявляет, что Ливия финансировала избирательную кампанию Саркози. Воистину «радикальный разрыв»!
В 2010 году после анонса пенсионной реформы против выступила Социалистическая партия и все профсоюзы. Тон задавала могучая пятерка профсоюзных объединений: «Конфедерация профсоюзов наемных работников» (CFDT), «Конфедерация христианских работников» (CFTC), «Всеобщая конфедерация труда» (CGT), «Конфедерация профсоюзов менеджеров» (CFE-CGC) и «Рабочая сила» (FO).
Читайте также: Всё началось со сбора подписей. Отмена пенсионной реформы в Польше
Протестовали французы с размахом и по нарастающей. Если в марте на улицы вышло около 800 тысяч французов, то летом в акциях участвовало уже почти два миллиона недовольных. Пик в 3,5 миллиона протестующих пришелся на сентябрь–октябрь, когда к взрослым присоединились студенческие профсоюзы.
В сентябре СМИ сообщали об отмене половины вылетов из парижских аэропортов из-за забастовки авиадиспетчеров. Забастовали железнодорожники, внеся сбой в расписание движения поездов дальнего следования и городских электричек. В октябре протестующие блокировали все 12 нефтезаводов Франции, вызвав перебои в поставках нефтепродуктов на автозаправочные станции — 20 октября четыре тысячи АЗС остались без топлива. Чиновники уговаривали регулярные рейсы прилетать в аэропорт имени Шарля де Голля со своим резервом горючего на обратный путь. Бастовали мусорщики, и почти неделю мусор копился на помойках Марселя, Тулузы, Нанта, Анже, Бордо, Парижа.
На юге Франции забастовали сотрудники детских садов и школ. 18 октября в Марселе из 60 муниципальных яслей работали три учреждения. Неделю бастовали школьные столовые.
Перед началом президентства французы неплохо относились к Саркози, его рейтинг временами достигал 70%. После первых месяцев президентства он упал до 40%, чуть-чуть вырос на «плане Медведева-Саркози», в котором французский президент проявил небывалое участие, и стабильно держался на отметке 40%–50% в 2008–2009 годах. В 2010 году, с началом обсуждения пенсионной реформы, рейтинг упал сперва до 35%, а когда французы заблокировали нефтезаводы, сполз до рекордных 30%.
И, несмотря на активное сопротивление общества, 15 сентября 2010 года законопроект приняло Национальное собрание, 22 октября — Сенат. 9 ноября реформу одобрил Конституционный совет республики.
10 ноября закон подписал Саркози.
Через полтора года, в мае 2012 года, решительный президент потерпел поражение на президентских выборах. Второй раз в истории Франции выборы выиграл социалист. Второй раз в истории их проиграл действующий глава страны. Неудивительно, что снижение пенсионного возраста было ключевым предвыборным тезисом конкурентов Саркози — Франсуа Олланда и Марин Ле Пен.
В июне 2012 года поражение потерпела и UMP, окрещенная «карманной» партией Саркози. На парламентских выборах социалисты получили правящее большинство, и вновь не без помощи обещаний о существенной корректировке пенсионного законодательства.
Случайность ли, но год назад дело о финансировании избирательной кампании Саркози ливийским правительством дошло до суда. В марте 2018 года экс-президента вызвали на допрос, предъявив ему обвинения в получении взяток и «соучастии в расхищении ливийских государственных средств». Расследуются и другие коррупционные дела Саркози в связи с выборами 2007 и 2012 годов. Возможно, это связано с тем, что даже после неудачи на праймериз «Республиканцев» в 2016 году Саркози — всё еще влиятельная политическая фигура, и конкуренты на президентство стремились цивилизованно убрать его с дороги — нельзя же просто жестоко убить его после пыток, как это сделали с Муаммаром Каддафи! А возможно, это месть судей, которые всё же госслужащие, попавшие под пенсионный каток в 2007 году. Истину установит справедливый французский суд.
Вопреки заявлениям Европейского Союза о необходимости сокращать социальные расходы, Олланд выполнил обещание по снижению пенсионного возраста. Но, к сожалению, не для всех. Выход на пенсию в 60 лет стал доступен только тем, кто вносил отчисления в пенсионный фонд на протяжении 41 года, начав работу в 19 лет и ранее.
Читайте также: Пересмотр пенсионной реформы вопреки воле политической элиты. Итальянский опыт
Почему же социалисты и Олланд, обладая, казалось бы, всей полнотой власти, не смогли откатить реформу полностью?
Во-первых, в предвыборной программе значилось повышение налогов для сверхбогатых французов до 75%. Парламент даже успел заложить это повышение в бюджет на 2013 год. И даже появился российский гражданин Жерар Депардье. Но состоятельные французские семьи оказались сильнее президента, и инициатива сошла на нет.
Во-вторых, социалисты во Франции особенные, и еще одним выполненным предвыборным обещанием стала легализация однополых браков и усыновления ими детей. Оказалось, прогресс не до такой степени разложил Францию, в которой 50% населения католики, 12% исповедуют ислам. Миллионы французов вышли на уличные акции протеста.
Наконец, правительство Эро не смогло справиться с безработицей, возросшей не без помощи развязанных при участии самой же Франции гражданских войн в Ливии и Сирии, создавших кризис во всем арабском мире и наводнивших Европу мигрантами.
Эти факты свели рейтинг Олланда до того, что к концу президентства его окрестили худшим президентом Франции — в мае 2016 года его рейтинг составлял 16%. Только ленивый не кинул ему упрека в слабости, вялости, неумении договариваться и отстаивать позиции Франции.
В 2016 году Франсуа Олланд отказался выставлять свою кандидатуру на второй срок. Во втором туре президентских выборов победил «ни левый, ни правый» Эммануэль Макрон. Ультраправая Марин Ле Пен, сохранившая в обновленной предвыборной программе обещание понизить пенсионный возраст до 60 лет, по другим показателям большинству избирателей показалась слишком агрессивной, хотя и набрала внушительные 34% голосов против 66% у Макрона.
И, похоже, Макрон даст Марин Ле Пен шанс отыграться. Уже в сентябре 2017 года повышается единый социальный налог, взимаемый на здравоохранение, — пенсии им облагаются наравне с другими доходами. Весной 2018 года во Франции взялись за железнодорожников во главе с монополистской Национальной компанией железных дорог (SNCF), лишая их многих льгот, в том числе раннего выхода на пенсию. В ответ железнодорожники устроили серию забастовок, превративших апрель в сплошной хаос для Парижа и пригородов.
В августе правительство Франции отказалось подтягивать пенсии вслед за ростом инфляции. 21 марта 2019 года сенатор Савари выступил перед парламентом с докладом «15 месяцев работы Сената по пенсионной реформе». В нем звучит твердая решимость настоящего голлиста: стабилизация возраста на 62 годах противоречит самой природе пенсионной системы. Нельзя стабилизировать пенсионную систему раз и навсегда, она ведь подвержена демографическим и экономическим опасностям! И Савари предлагает выбирать — либо текущий уровень жизни пенсионеров, либо повышение пенсионного возраста. А уж сохранять 42 пенсионных режима для разных сфер деятельности — это совсем моветон и устарело.
Передел жирного французского пенсионного пирога продолжается.