Смердящие свалки, строительство под боком у людей ядовитых мусоросжигательных заводов, непомерные тарифы ЖКХ вывели жителей подмосковного города Электроугли на народный сход

Народный сход г. Электроугли сказал НЕТ! «мусорной реформе»

Изображение: Сергей Кайсин © ИА Красная Весна
Сход жителей. Электроугли
Сход жителей. Электроугли

Собравшиеся на народный сход жители подмосковного города Электроугли пришли к единому мнению о том, что проблема неожиданно «завонявших» областных мусорных полигонов связана со строительством мусоросжигательных заводов. Именно для того, чтобы убедить людей согласиться на опасные производства, власти начали проводить экстренные рекультивации свалок, обернувшиеся немыслимым зловонием.

Организатором схода выступил общественный совет города. По разным оценкам, в мероприятии приняло участие более 100 человек. Участники мероприятия обсудили продолжающееся ухудшение экологической обстановки в городе и ситуацию с платежами и услугами ЖКХ. И единогласно приняли решение со следующими требованиями:

1. Проводить в городе мониторинг состояния воздуха на постоянной основе.

2. Отказаться от строительства мусоросжигательного завода.

3. Отказаться от оплаты услуг оператора «Хартия».

4. Прекратить незаконную дегазацию полигона Тимохово.

Изображение: Юрий Попов © ИА Красная Весна
Сход жителей по вопросам экологии и ЖКХ. Электроугли
Сход жителей по вопросам экологии и ЖКХ. Электроугли

«Ситуация в городе очень плачевная. Связано это в первую очередь с полигоном Тимохово на 43 километре. Со всей Москвы и Подмосковья везут мусор. Со всех сторон. Мусор не утилизируют. Запахи ужасные. Затруднение дыхания. Просто не хочется в этом городе жить», — рассказала корреспонденту ИА Красная Весна жительница города Алла.

Она считает, что необходимо бороться и отстаивать свои права на чистый воздух, нельзя просто постоять и разойтись: «Если свои права не отстоим, уеду. Мне здесь ни дача не нужна, ни озеро, в котором я люблю плавать. Задыхаться и умирать я не хочу!»

В свою очередь организатор схода, председатель общественного совета города Электроугли Александр Пахомов, рассказал, что уже давно нарушаются все экологические нормы, а замеры воздуха намеренно делаются в дневное время и когда на улице ветренная погода. Такие замеры не отражают ситуацию во время выбросов с полигона. «Мониторинговые станции, которые бывают наездами, это не фиксируют. В вечернее время очень сильно воняет химией. Мы требуем, чтобы нам поставили постоянную мониторинговую станцию слежения за воздухом», — заявил общественник.

26 апреля 2019 года жители Электроуглей направляли на горячую линию Общественной палаты РФ по вопросам экологии запрос о проверке загрязнения воздуха в ночное время с 23 часов вечера до 5 утра. Пока не было ни ответа, ни проверки.

Еще более эмоционально о нарастающих проблемах высказалась председатель совета общественности микрорайона Вишняковские дачи Татьяна Алифанова: «Город задыхается, потому что в его черте находятся лако-красочный, кабельный заводы, нефтебаза и ряд мусорных карьеров, которые отравляют людям жизнь. Плюс незаконная дегазация полигона Тимохово, который находится примерно в пяти километрах от города. Когда роза ветров направлена сюда, то ко всему тому букету, что уже имеется, добавляются запахи с полигона. Народ просто задыхается. Болеют дети, задыхаются пожилые люди. Все сидят на медпрепаратах».

В своем выступлении активистка неоднократно подчеркивала, что дегазация полигона незаконна. Комментируя ситуацию с полигоном корреспонденту ИА Красная Весна, Татьяна высказала предположение, что дегазацию начали проводить неслучайно: «Полигон никогда в жизни у нас не вонял. Никогда! Многие люди не знали о его существовании. Но когда нужно было пролоббировать строительство мусоросжигательных заводов, вдруг завоняли полигоны во всей Московской области. Это просто закономерность. Стали проводить принудительную дегазацию, чтобы людей отвлечь на запахи. „Не хотите нюхать? Будем сжигать, будет все чисто“. Это такая профанация, дешевая, тупая, но которая сказывается на жизни и здоровье людей!»

Кроме того, по словам Алифановой, в советское время захоронение мусора на полигоне соответствовало нормам ГОСТ. Слой мусора пересыпался слоем грунта. Была переработка вторсырья, что уменьшало объем мусора на полигонах. «Потом технологию перестали соблюдать — грунт дорогой, перестали пересыпать. Потом развалили мусороперерабатывающие предприятия вторсырья. И на помойку пошло все на белом свете. С девяностых годов включился пластик — у нас его не было в том объеме в Советском Союзе, потому что вся молочка, напитки были в стеклотаре многоразового использования. Постепенно переработку вторсырья остановили, стали все загружать на помойки прямым ходом. Вот и имеем, что имеем».

Она также отметила, что существует много решений, которые гораздо лучше строительства мусоросжигательных заводов, но они даже не рассматриваются правительством Московской области: «Почему-то все новшества, инновации, которые безвредные, правительство Московской области отметает напрочь. Они рогом уперлись в мусоросжигательные заводы. Потому что здесь пахнет большими деньгами. Они не заинтересованы делать мусороперерабатывающие предприятия».

Уничижительную оценку Татьяна дала деятельности мусорного оператора «Хартия»: «„Хартия“ работает отвратительно. Ничего нет. Она пришла в наш регион. Она собирает повышенные тарифы. Ни сортиворочной базы у нас нет, ни машин в лизинге у них нет в достаточном количестве. Все заросло мусором. У нас сейчас все перелески, леса, дороги — все просто завалено мусором, потому что отсутствуют нормальные контейнеры, которыми должна быть оборудована площадка».

По словам Алифановой, когда вывоз мусора был в ведении муниципалитета, ситуация была гораздо лучше — мусор не только своевременно вывозился с оборудованных площадок, но и ликвидировались стихийные свалки: «По звонку приезжали и убирали. У нас проблем в микрорайоне Вешняковские дачи не было».

Давая оценку сложившейся ситуации, все общественники отметили недостаточную включенность жителей в решение жизненно важных проблем: «Активность населения будет расти, когда придут квитанции за воздух. Сейчас народ недопонимает. Он приучен просто вносить оплату. А что такое платежный документ, на чей расчетный счет они перечесляют деньги, их не волнует. Пока народ не приучен стоять за свои права».

Несмотря на то, что эта оценка пассивности населения справедлива, необходимо отметить два существенных момента. За годы Советской власти граждане привыкли, что власть народная, поэтому нет необходимости постоянно отстаивать свои права перед представителями власти. То, что, начиная с девяностых годов двадцатого века, власть перестала быть «народной», из подсознания еще не вытравлено. И второй момент: платежки за воздух уже осязаемо близки, поэтому все больше и больше людей начинают законными методами бороться за свои права. Мы уже видели, как на протесты против предлагаемого правительством захоронения мусора выходит не 100 человек, а более 2000.

На состоявшемся сходе немало жителей приняли решение войти в инициативную группу, чтоб помогать активистам защитить свое право дышать чистым воздухом.