logo
Статья
/ Сергей Кургинян
Не только аббат Сийес во Франции, но и другие «кельтофилы», в других странах, задействовали в своих играх кельтскую рыцарскую карту на разных этапах истории человечества

Судьба гуманизма в XXI столетии

Рик Шайфер. Ахалтекинец IV. 2016. (Ахалтекинская порода, также называемая «небесной лошадью» — одна из древнейших верховых пород, создана народной селекцией в районах нынешней Туркмении)Рик Шайфер. Ахалтекинец IV. 2016. (Ахалтекинская порода, также называемая «небесной лошадью» — одна из древнейших верховых пород, создана народной селекцией в районах нынешней Туркмении)

Обсуждая то, что я называю возникновением некоего C на стыке двух общностей — кочевой общности А и оседлой общности В, Франко Кардини пишет: «Побережье Черного моря и южная зона Балкан — западный берег степной культуры. На восточном ее берегу китайские хронографы ханьской эпохи с растущим беспокойством всматриваются в передвижения кочевников, которых охватило какое-то таинственное волнение. Их орды вступают в столкновение, угрожают уничтожить друг друга, пытаются уже пересечь рубежи Китайской империи. Великая стена, воздвигнутая в конце III в. до н. э., соединяет непрерывной линией пограничные укрепленные пункты. Но сдержать натиск кочевников, как оказалось, стена не помогла».

Ну и что же делать оседлой общности В в ее китайском варианте, если кочевая общность А наседает на эту оседлую общность В, а никакая стена не позволяет общности В отразить натиск общности А? Тут есть две возможности.

Первая — быть уничтоженными этой самой общностью А.

Вторая — чему-то у нее научиться, вступить с ней в какое-то взаимодействие. И в рамках этого взаимодействия организовать социокультурную, цивилизационную химическую реакцию (ее в культурологии, социологии и психологии иногда называют интеракцией — то есть взаимным влиянием друг на друга людей или человеческих сообществ). Я упрощенно представляю эту сложнейшую интеракцию как химическую реакцию: А+В=С. Разумеется, это метафора и не более. Но более подробный разбор закономерностей, в силу которых интеракции могут быть как неуспешными, так и успешными, завел бы нас далеко в сторону.

Итак, что же придумало китайское оседлое В по отношению к окружающему его кочевому А? Вот что об этом пишет тот же Франко Кардини: «Необходимость борьбы с кочевниками привела китайский двор к сближению с тохарами, чей язык был индоевропейским. Благодаря тохарскому влиянию китайцы отказались от использования боевых колесниц, приняв на вооружение легкую кавалерию. Тохары под давлением кочевников оставляли насиженные места и переселялись в Бактрию. При посредничестве тохаров Китайская империя смогла установить контакт с миром, который ранее был ей неведом: она открыла для себя эллинизированный Иран. Быть может, от жителей Ферганской долины в верховьях Сырдарьи китайцы приобрели познания в виноделии, им стали известны новые корма для лошадей и новые их породы. Частично китайцам удалось усвоить этот опыт».

Франко Кардини приводит и другие примеры аналогичных химических реакций, они же — интеракции. Один из таких примеров — парфянский.

Это фрагмент статьи из газеты «Суть времени»

Полная версия будет опубликована через 19 дней. Чтобы получить доступ к материалу сейчас, вы можете оформить подписку.

Оформить подписку на газету «Суть времени»

Купить выпуск в электронном виде

Купить материал в электронном виде