Пиар или саморазоблачение? Транспорт Москвы за неделю
Ранним утром 15 января в СМИ прошло лаконичное сообщение: участок Люблинской линии метро между станциями Окружная и Верхние Лихоборы на севере Москвы, открытый чуть менее года назад, был закрыт «из-за поступления воды». Можно представить себе «поступление» воды на транспортном предприятии, не просто связанном с повышенным риском, а в подземных тоннелях на глубине около 60 метров, проходящих по насыщенному водой грунту («плывуны») под рекой Лихоборкой. Картина возникает еще более шокирующая, если вспомнить, что в непосредственной близости от пола расположен контактный рельс с напряжением 800 вольт. Нетрудно представить себе и что происходит с самим грунтом, когда начинается поток воды: грунт размывается, и поток растет лавинообразно.
С одной стороны, подобные ЧС не удивительны: общая ситуация с инфраструктурой, вызванная массовыми сокращениями специалистов и сомнительной «экономией», сопряженной с чиновничьей рентой, грозит прорывами, провалами грунта и чем угодно еще и может привести не только к прорыву воды в автомобильный тоннель, но и к затоплению тоннелей метро. Отличие в том, что река Лихоборка — не канал им. Москвы, спустить воду из нее и из 60 метров находящихся под ней пород по указанию московского правительства вряд ли удастся…
С другой, последствия таких аварий могут стать катастрофическими.
Через несколько часов — на удивление быстро — официальные каналы передали другое, столь же лаконичное сообщение: авария ликвидирована, движение восстановлено. Можно удивляться работе экстренных служб — возможно, единственного, что еще сохранило признаки работы на совесть, но больше всего поражает краткость сообщения. Для сравнения: буквально накануне состоялось хотя и торжественное, но совершенно заурядное событие — технический пуск нового участка Сокольнической линии метро. И этому событию было уделено гораздо большее внимание — его проводил лично мэр Москвы. На новом участке расположены четыре новые станции, которые еще только планируется открыть — как утверждается, через несколько месяцев.
Чем дальше от реальных проблем — тем больше длинных и красивых слов. Так, глава Москомэкспертизы Валерий Леонов заявил, что на транспортно-пересадочном узле «Окружная» будет уделено особое внимание «вопросам модернизации и усовершенствованию транспортных объектов»: его оборудуют «нагревателями с инфракрасным излучением и системой климат-контроля».
Иными словами, инфракрасные обогреватели будут регулироваться по датчику температуры пола. Видимо, понимая, что такую находку вряд ли можно считать серьезной инновацией даже по меркам кружка «Умелые руки» столь нелюбимой властями советской эпохи, пресс-служба пояснила, что автоматика также позволит обнаруживать аварии нагревателей и дистанционно включать и выключать систему.
Казалось бы, на этом пиар-мысль московского правительства могла бы и остановиться. Ан нет: как только речь заходит об электробусах, чиновничья мысль бьет предыдущие рекорды абсурда. Вместо того, чтобы просто дежурно отчитаться, что из 200 электробусов, которые общественность ожидала увидеть на линиях в 2018 году, работают уже 46, а остальные всенепременно выйдут в марте 2019-го, официальный youtube-канал Дептранса выпустил вульгарный, практически уже за гранью приличий рекламный ролик.
Неудачно пытаясь использовать молодежный сленг, без каких-либо оснований вставив сразу после слова «электробус» оборот «мать его», закадровый голос на пару со снявшимся в ролике руководителем Дептранса Максимом Ликсутовым рассказал зрителям о преимуществах электробуса и о том, как водители не хотят пересаживаться с электробуса на троллейбус, а пассажиры радуются розеткам для зарядки телефонов.
Зрители, однако, не оценили ни стиля, ни фактов, ни пафоса. При 23744 просмотрах у ролика было 180 лайков и 726 дизлайков. Самый мягкий комментарий от пользователя Mariya P гласит: «Ушкам больно». Другие прямо возмущаются тем, что их не просто держат за быдло, разговаривая в таком тоне, но и откровенно врут даже в простейших вопросах. Интернет-пользователи массово отмечали, что, вопреки заявлению, у электробусов, в отличие от троллейбусов, выхлопы совсем не нулевые: их создает дизельная печка для обогрева салона. Кроме того, затраты на замену аккумуляторов вряд ли позволяют надеяться, что в эксплуатации электробус окажется дешевле троллейбуса. Экологичность аккумуляторов — вообще больной вопрос.
Некоторые обозреватели полагают, что этот ролик — провал правительства Москвы, которое неудачно попыталось обратиться к молодежи. Однако мы рискнем предложить другую оценку: в некотором смысле для московских властей это очень даже большой коммуникационный успех.
Раньше власти говорили на своем птичьем языке, и реальный смысл их слов понимали только специалисты соответствующих профилей и те, кто имели возможность сравнить торжественные реляции с собственным опытом.
Так, красивые слова «транспортно-пересадочный узел с апартаментами» с точки зрения юриста означают грубое нарушение градостроительного кодекса, а по-простому — продолжение печально известной практики «точечной застройки», приносящей сверхприбыли за счет строительства жилья там, где нет должной социальной и инженерной инфраструктуры. Сам ТПУ при этом строится «для галочки», «в нагрузку».
Красивое слово «реновация» (лат. renovatio — обновление) само по себе отсылает к тому, что обычно называется модернизацией — замене плохого и старого на хорошее и новое. В реальности же при реновации расширяется только нежилая площадь квартиры (санузел, кухня), а жилая остается аналогичной. Сама квартира при этом оказывается уже не в утопающих в зелени пятиэтажках со школой в шаговой доступности, а в высотках в плотной застройке с нарушениями СНиПов и СанПиНов, где могут не соблюдаться даже санитарные нормы по количеству солнечного света.
В ролике об электробусах диалог власти и народа обрел новое качество: власть решила не прятаться за умные слова и попыталась говорить на языке, понятном каждому гражданину. И гражданин, имеючи уши, наконец прямым текстом и без переводчика услышал: власть его действительно презирает.
Это открытие, пусть и горькое, но уже не новое. Столичное руководство — лишь звено, на своем уровне совершающее ровно то, что делают их коллеги из федеральных ведомств. Так, правительство и депутаты, сперва принявшие антинародную пенсионную реформу, а затем повсеместно заговорившие о «макарошках» и о том, что «государство вам не должно», показали людям свое истинное отношение.
Неожиданные откровения не замедлили сказаться на параметре, который власть никак не может игнорировать — электоральных рейтингах. В чем-то символично, что почти одновременно с выходом ролика Дептранса, на очередном Гайдаровском форуме, один из идеологов пенсионной реформы г-н Силуанов признался, что удивлен реакции народа на реформу.
Остается только поблагодарить власть за откровенность и пожелать г-дам Силуанову и другим новых прозрений.