«Дистанционка» в вузах России с 1 сентября. Что говорят преподаватели?
28 августа Министерство науки и высшего образования Российской Федерации выпустило приказ об организации начала 2020/2021 учебного года. Согласно приказу, образовательные учреждения высшего образования должны обеспечить реализацию образовательных программ в очной форме обучения при соблюдении условий, указанных в Методических рекомендациях Роспотребнадзора. И в случае ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки перейти на дистанционный формат обучения.
В рекомендациях по организации учебного процесса в высших учебных заведениях страны указывается необходимость максимально перевести на дистанционный формат обучения заочные и вечерние группы.
Однако многие вузы страны начали учебный год в смешанном формате обучения, сочетая дистанционную и очную формы. Корреспондент ИА Красная Весна поинтересовался у преподавателей и работников разных вузов страны, как они начали учебный год и с какими трудностями им пришлось столкнуться в первую неделю учебного года.
«В МГУ им. Ломоносова преподаватели старше 65-ти лет читают лекции дистанционно», — сообщает заведующий кафедрой фармакологии, основатель факультета фундаментальной медицины в МГУ Олег Медведев. На его кафедре есть несколько человек, которые читают лекции в дистанционном формате, среди них и сам Олег Медведев.
Он добавил, что в МГУ приказом ректора Виктора Садовничего до 7 октября введена смешанная система образования.
«У меня 1 сентября была лекция по фармакологии в рамках нашего основного курса. Я ее подготовил в Zoom, записал видео, и сотрудники нашей технической службы пускали это в аудитории», — рассказал зав. кафедрой фармакологии.
По его словам, он в тот момент присутствовал на кафедре, поэтому решил посмотреть, как проходит его лекция в дистанционном формате: «Я аккуратно зашел и посмотрел: ребята сидят в масках на специальном расстоянии друг от друга, слушают лекцию и смотрят слайды все. То есть этот формат немного отличается от того, когда я стою на кафедре, но немного».
Медведев отметил, что семинарские занятия в лабораториях проходят в очной форме, но с соблюдением санитарно-эпидемиологических рекомендаций: масочный режим, дистанция между студентами.
Ситуация мировых карантинных ограничений сильно сказалась на распорядке дня преподавателей факультета фундаментальной медицины. «У нас иностранцы, в частности, из Бразилии. И из-за разницы во времени нам приходится выбирать время, потому что в наше рабочее время у них там 2–3 часа ночи. Поэтому нам приходится читать поздно вечером, когда у них раннее утро», — говорит Медведев.
По его мнению, «качество образования немножко страдает». Однако он подчеркнул, что МГУ, в плане введения смешанной формы обучения, «ничем не отличается от других университетов мира, в которых также соседствует дистанционный формат с очным». «Речь идет в первую очередь про Англию, США и Ирландию», — добавил он.
Медведев отметил, что на клинических кафедрах факультета фундаментальной медицины ведутся очные занятия, потому что там необходимо личное присутствие студента, а на теоретических кафедрах совмещают дистанционную форму обучения с очной.
Сергей Черняховский — профессор кафедры истории и теории политики факультета политологии МГУ имени М. В. Ломоносова, подтверждает, что в вузе введены ограничения для преподавателей, которые находятся в группе риска.
Профессор проводит в обязательном порядке для первых курсов бакалавриата и магистратуры занятия и лекции в очном режиме, а дальше — в зависимости от складывающихся обстоятельств. «Я использую такой момент. Первое, чтобы обеспечить личную социализацию, первые курсы в обязательном порядке работают только в очном режиме. И бакалавриат, и магистратура. А дальше в зависимости от конкретно складывающихся обстоятельств, потому что есть ограничение по социальной дистанции и бывает, что помещения не хватает для того, чтобы рассадить всех студентов».
Он отметил, что если преподаватель относится к группе риска, то он будет проводить пару дистанционно, а студенты будут сидеть в аудитории.
Черняховский подчеркнул, что в МГУ в обязательном порядке все занятия для первокурсников проходят в очном режиме. В свою очередь, «старшие курсы преимущественно переведены в дистанционный режим», сказал он.
«Конечно, дистанционное ведение хуже, чем очное. Это все понимают и ориентируются на то, что чуть раньше, чуть позже, но перейти на нормальную форму обучения», — отметил профессор.
По словам Черняховского, в МГУ шла речь о вакцинации против COVID-19 отечественной вакциной, но конкретной информации пока что нет. По его словам, если будет вакцинация, то на добровольной основе. «Хотя умный человек, естественно, будет идти на вакцинацию», — подчеркнул преподаватель МГУ.
Преподаватель кафедры общей физики и волновых процессов физического факультета МГУ им. Ломоносова Сергей Запуниди рассказал, что согласно приказу ректора, гуманитарные дисциплины рекомендовано перевести в дистанционный формат, но при этом в каких-то случаях оставляется право выбора формата обучения за преподавателем.
«Гуманитарные дисциплины рекомендовано вести дистанционно. Какие-то дисциплины очно, какие-то — на личное усмотрение преподавателя», — рассказал преподаватель физического факультета. Он добавил, что поскольку в весенний семестр «мы опробовали дистанционное образование, сейчас оно будет действовать частично, так что ничего нового».
По опыту весеннего семестра Сергей Запуниди отметил следующие недостатки дистанционного образования, с которыми придется вновь столкнуться в этом учебном году: «Проблема потери контакта со студентами, тяжелее поддерживать дисциплину. Проблема донесения информации. Так же технические неполадки, которые приходится налаживать. А это немало времени».
«То есть качество из-за этого падает, способ быстрого донесения информации и получения ответа усложнен», — подытожил преподаватель физики в МГУ им. Ломоносова.
Преподаватель Санкт-Петербургской школы физико-математических компьютерных наук, которая входит в филиал Санкт-Петербургской Высшей школы экономики, Руслан Пусев рассказал, что в учебном заведении первокурсники обучаются в очной форме.
«По-видимому, подход такой, что те, кто только поступил, обучаются в очной форме, чтобы студенты нормально влились в учебу. Для тех, кто учебу продолжают, — действует смешанная форма дистанционного и очного обучения», — сообщает Пусев.
«Информационные технологии — это то, чем мы живем, поэтому мы смогли достаточно быстро адаптироваться к новым условиям, особенно в весенний семестр», — объяснил преподаватель.
По его словам, студенты считают, что занятия по программированию проходят лучше, когда студент находится дома, поскольку он, находясь дома, может сразу приступить к выполнению работы на своем компьютере.
По его мнению, лекции обычных предметов можно проводить дистанционно, но практические занятия уже трудно провести дистанционно, потому что «дома или в общежитии нет необходимых условий». Он подчеркнул, что это касается «физики, химии и других прикладных предметов».
С какими изменениями в учебном процессе встретил новый учебный 2020/2021 год СПбГУ, рассказала доктор биологических наук, доцент, профессор кафедры генетики и биотехнологии Санкт-Петербургского государственного университета Галина Журавлева.
«У нас потоковые лекции, где много студентов, — они все запланированы онлайн. Всех курсов. По крайней мере, это касается биофака. Но, насколько я знаю, по приказу ректора это для все факультетов так», — рассказала Журавлева.
По ее словам, семинарские занятия со студентами в вузе запланированы очно.
Она сообщила, что расписание университетских пар для студентов составлено так, чтобы была очередность дистанционного и очного обучения по дням: «Мы постарались развести расписание так, чтобы один день был для дистанционного обучения и один день для очного, чтобы был чередующийся порядок. То есть, например, три дня дистанционных и два дня присутственных. Мы хотим сделать так, чтобы, если студенты уже пришли в университет, то у них все предметы в этот день были очными, а если они дома учатся, то уже никуда из дома не уходили. Такая система будет действовать по всему вузу».
Журавлева рассказала, что руководство СПбГУ просило сдвинуть практические занятия, которые должны проходить со студентами очно, к концу семестра, чтобы максимально ограничить перемещения студентов.
По опыту весеннего семестра, дистанционный формат образования доставляет множество хлопот как студентам, так и преподавателям: «У преподавателей уходит гораздо больше сил на онлайн-обучение, потому что приходится работать буквально с каждым студентом».
Она добавила, что из-за санитарно-эпидемиологической ситуации в стране, студентов не пускали этим летом в СПбГУ для прохождения практики, в ходе которой старшекурсники пишут научные работы. «Нам пришлось перенести летнюю практику на следующий год», — сказала Журавлева.
Преподавательница СПбГУ отметила, что не все студенты выдерживают нагрузки, которая свалилась на них в период дистанционного обучения. «Некоторые студенты после весеннего дистанционного образования взяли академки», — сказала она.
Журавлева обратила внимание, что на данный момент «пока еще не сильно пострадало образование, однако всё зависит от того, как долго это всё продлится».
Декан медицинского факультета СПбГУ Петр Яблонский рассказал, что в университете есть уважаемые преподаватели, которые из-за возрастного ограничения не могут заниматься любимым делом — вести лекции в очном формате.
«К студентам их пока что не подпускают. Они сейчас пока что читают только лекции», — говорит Яблонский.
По его словам, на факультете преподаватели с тревогой относятся к дистанционному образованию. Они убеждены, что медицине дистанционно учить нельзя. «Есть клинические дисциплины, где студент должен присутствовать лично: надо быть у постели больного, надо разговаривать, надо уметь разбираться в подходах, хирургических советах, а это всё дается только живым общением. Но пока, слава Богу, перехода на абсолютное дистанционное образование — нет», — объяснил декан медицинского факультета.
Яблонский считает, что дистанционное образование лишает лекционные занятия с преподавателем некоторой яркости, элемента театра, которые способствуют более лучшему запоминанию студентов: «Дистанционная форма обучения лишает преподавателя художественности, элемента театра, если хотите. Это тоже важно. Поэтому мне кажется, что любой предмет лучше преподавать очно. Есть эмоция, которую можно выразить взглядом, жестом, гримасой, в конце концов, которая может запомниться на всю жизнь. Это очень способствует запоминанию и впечатлению какому-то и мотивации стать специалистом, в конце концов. Поэтому очное образование в разы лучше».
Декан обратил внимание, что у студентов после весеннего семестра, который прошел преимущественно дистанционно, прибавилось рвение к учебе после пережитого стресса: «Хочу сказать, что студенты оказались деликатно устроенными людьми. Они действительно пережили такой же стресс, как и мы, но рвение к учебе, я заметил, прибавилось. Поэтому, можно сказать, что падение качества преподавания, связанного с переходом на дистанционное образование, компенсировалось рвением студентов».
«У нас этот год начался с очной формы обучения», — рассказал председатель профсоюза балтийского государственного технического университета «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова Марат Гогуадзе.
В университете допускается проводить дистанционные занятия по решению кафедры, однако основная часть вуза предпочла очную форму обучения, говорит Марат.
Он обратил внимание, что в университете нет строгого ограничения для преподавателей старше 65 лет, однако при желании они могут уйти на дистанционную форму преподавания: «У нас разрешено преподавателям старше 65 лет уйти на дистанционную форму обучения. Но у нас в основном все сотрудники хотят ходить на работу и предпочитают учить студентов очно».
По словам председателя профсоюза, в университете планируется перевести гуманитарный блок на дистанционный формат обучения в случае ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки.
Гогудзе отметил, что университет всем необходимым для преподавания в очной форме обеспечен: «Мы соблюдаем все необходимые меры безопасности, выдаем маски, замеряем температуру, аудитории большие у нас есть, которые позволяют проводить занятия, соблюдая все санитарные нормы. Поэтому проблем у нас нет».
По словам преподавателя кафедра философских и социальных наук Севастопольского государственного университета Аммара Махмудовича Канаха, в вузе действует смешанная форма обучения: начальным курсам предметы преподаются очно, а у старших курсов — частично дистанционно.
«Первый и второй курс у нас учатся очно, потому что младшие курсы должны привыкнуть к предметам, преподавателям. Поэтому у нас действует смешанная система: младшие курсы учатся очно, а у старших курсов есть дистанционные предметы», — рассказал Канах.
Он отметил, что в университете имеется факультет восточных языков, где изучают языки средиземноморья, которые невозможно преподавать дистанционно, особенно для начальных курсов.
«Поэтому, когда было предложено работать дистанционно или очно. Все отказались от дистанционной формы. Мы собираемся в университете, потому что на начальном этапе нужно изучать буквы, произношение», — отметил преподаватель кафедры философских и социальных наук. «Вот сейчас так происходит и дальше так будет происходить», — подчеркнул он.
Доцент кафедры «Экология и промышленная безопасность» московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана Сергей Серов был удивлен, когда услышал, что в некоторых вузах страны введена смешанная форма обучения.
«Откуда у вас информация, что действует смешанная система образования? Работает система образования. Все вышли на учебу. У нас работает очная система обучения и всё. У нас нет необходимости в дистанционном формате», — ответил Серов корреспонденту ИА Красная Весна.
Помощник ректора московского государственного технического университета им. Баумана Александр Дюмин объяснил, что «учебный год, согласно приказу ректора, начался традиционно», но в приказе оговорено, что «при чтении того или иного курса, это касается старших курсов, если есть условия для проведения занятий дистанционно, то заведующий кафедрой имеет право своим приказом такие занятия разрешить».
«Очная форма обучения у нас остается. Мы считаем, что она должна быть», — подчеркнул Дюмин.
Но поскольку постоянно идут разговоры о второй волне коронавируса, поэтому «у нас предусмотрено, что в случае каких-то проблем, мы перейдем на проведение занятий дистанционно. Но пока этим никто пользоваться не планирует, насколько я знаю».