К статье Сергея Кургиняна «О коммунизме и марксизме — 144» в № 348
Владимир Колдин / Газета «Суть времени» №356 /

Неприкосновенный хрусталь

Хрустальные бокалы для вина. Америка. 1820–1840 гг.
Хрустальные бокалы для вина. Америка. 1820–1840 гг.

Причин развала Советского Союза, несомненно, множество, но есть основные. Среди них — то погружение в мещанство, которое охватило население СССР в застойные годы.

В статье Сергея Кургиняна «О коммунизме и марксизме — 144» говорится о русском писателе Дмитрии Мережковском, стоявшем на крайних антисоветских и антибольшевистских позициях. Но наблюдателем он был умным и прозорливым и, по сути, предсказал развал Советского государства из-за склонности людей к мещанству.

Этот его прогноз сбылся — мещанство охватило значительную часть населения в позднем СССР, и страна развалилась.

Я застал 80-е годы ребенком и помню, как взрослые были словно одержимы идеей приобретения разных «статусных» вещей. При этом поскольку я регулярно ездил к родственникам в несколько разных точек по всей стране, то мог сравнить: в деревнях это приобретательство было не так заметно, но зато в городах оно было, как сейчас говорят, «трендом».

Апофеозом этой гонки за вещами был хрусталь. По количеству хрусталя в доме оценивалось то, что сейчас называется «успешностью». Если раньше в русских домах был «красный угол» с иконами, то в позднесоветскую эпоху их место занял сервант с хрусталем.

И отношение к хрусталю было действительно трепетным, как к святыне. Даже спустя много лет в интернете ходят шутки о том, что высшей мерой разгула на каком-либо празднике было решение поставить на стол хрустальную посуду! И в самом деле, я в детстве не мог себе даже представить, что в салатник из хрусталя можно действительно положить салат.

Ну разве это не мещанство? Люди тратили не такие уж большие свободные деньги и время (а время на это тоже требовалось, потому что хрусталь нельзя было просто купить — его «доставали»!) на эти абсолютно бесполезные предметы. И ладно, если бы людям хотелось украсить свой дом — но нет, это была именно одержимость. Был создан культ хрусталя! Причем хрусталя искусственного.

За сто лет до этого марксисты готовили революцию, чтобы самый неимущий класс — пролетариат — перестал страдать от нищенской зарплаты и непосильного труда. И вот в России это свершилось, рабочему классу и крестьянству создали условия, в которых они могли развиваться, овладевать знаниями, двигаться к духовным вершинам. Но именно трудовой народ тратил массу сил и средств на приобретение хрусталя, то есть на потакание самым примитивным мещанским инстинктам, которые, как оказалось, страшно живучи.

И еще одно. В наши дни, когда вспоминают о благости СССР, очень часто говорят о том, что у советских людей была уверенность в завтрашнем дне. Но не эта ли уверенность, что все благополучно и вечно будет благополучно, стала той почвой, на которой взросло мещанство, погубившее СССР?

Среди других условий, которые подталкивали граждан к омещаниванию, я главным считаю идеологический вакуум. В СССР идеологию сменила догматика. Как это ни смешно, но фраза «Марксизм — не догма, а руководство к действию» сама стала догмой. Идеология стала делом небольшой группы политиков, между тем как именно стремление народных масс понимать политические процессы и влиять на них привело к созданию Советского Союза.

Но ведь в человеке есть не только «инстинкт мещанства», в нем есть и другие, высшие, инстинкты. Не все же в СССР гонялись за хрусталем! Было много таких, кто путешествовал, изучал родную страну, занимался спортом, самообразованием, творчеством. И не в профессиональном качестве, а в свободное время. Значит, энергия в людях была, общество не было абсолютно пассивным. Да и сама «погоня» за хрусталем требовала достаточной активности — чтобы приобрести одну вещицу, надо было порой приложить немало сил.

Получается, что освободившаяся энергия пролетариата, уже не тратившаяся, как прежде, на выживание, оказалась, при отсутствии высшей цели, направленной на приобретательство. Партия, авангард трудящихся, не смогла (или не захотела) направить энергию трудящихся на действительно глобальные цели, а предложила им в качестве высшей «коммунистической» идеи стремление к довольству. То есть канализировала энергию пролетариата против самого пролетариата.

Но неужели это неизбежно — что благополучие приведет к гибели всякого будущего коммунистического государства, как когда-то обрушился Советский Союз? И что же такое мещанство?

По моему мнению, мещанство — это подмена стремления к высшим ценностям стремлением к материальным благам. Замена иконы хрусталем. Ведь если у человека не будет «иконы», то он начнет искать ей замену. И так уж чаще всего бывает, что первым претендентом на такую псевдоикону становится «хрусталь». И надо извлечь урок из краха СССР и понять, что благая сама по себе задача улучшения благосостояния человеческого сообщества без высокой Идеи есть путь в глубочайшую пропасть омещанивания.